Колонки
Владимир Золотoрев
Является ли биткоин деньгами или О чем говорят издержки
В этой колонке буквально в нескольких словах поговорим о проблеме, которая часто возникает у тех, кто впервые сталкивается с понятием «криптовалюта» и хочет выяснить для себя, является ли биткоин деньгами.
Как ни странно, ответ на этот вопрос нужно начинать не с того, что такое биткоин, а с того, что такое деньги. Дело в том, что в этой сфере разрушительные последствия всеобщего образования, как среднего, так и высшего, чувствуются, пожалуй, особенно остро. Вопрос замусолен и запутан настолько, что даже такие столпы современного экономического мейнстрима, как Кругман, честно признаются в том, что «мы не знаем, что такое деньги».
Ну, вы не знаете, а мы знаем. Деньги — это средства обмена, то есть, это товар, в единицах которого удобно выражать меновые соотношения между другими товарами. У этих самых средств обмена есть своя эволюция, в ходе которой разные товары конкурируют на роль денег и люди, совершавшие обмены, выбирают те товары, которые в наибольшей степени подходят в ситуации данной экономики на роль денежного товара.
В общем смысле, эта эволюция сводится к отбору товаров, по признакам высокой однородности, хорошей делимости, длительного хранения, редкости. Последний пункт включает в себя несколько обстоятельств — высокая редкость обычно означает, что для обмена нужно малое количество товара и тот факт, что редкость, как правило, означает и высокие издержки производства (добычи) этого товара.
Короче говоря, через коз-баранов-мотыги-слитки железа и меди эволюция денег дошла до драгоценных металлов. Но, подчеркну, она не остановилась. Скорее, она сделала паузу, поскольку государство тихой сапой присвоило себе денежную систему, снабжая нас теперь суррогатом, называемым «фиатные деньги».
Фиатные деньги отличаются от настоящих денег тем, что вы обязаны их использовать на территории данного государства, чем, предположительно ограничивается конкуренция с настоящими деньгами и фиатными деньгами других государств.
Фиатные деньги отличаются также другой важной особенностью — практически нулевыми издержками на их производство. Кэш, на производство которого нужны какие-то краски и бумага, составляет ничтожную часть денежной массы, современные деньги — это просто записи в банковских книгах.
То есть, владелец системы фиатных денег может произвольно менять их количество в обороте. Это дает ему возможность «зарабатывать» на этом факте, то есть, попросту, присваивать блага, созданные другими людьми.
Причем, это только одна часть проблемы. Другая состоит в том, что изменение количества денег (как правило, в сторону роста) вносит ошибки в ценовую систему, и от этих ошибок проигрывают все. Цены показывают, куда должны быть распределены ресурсы, а прибыль, если угодно, показывает «социальную полезность» той или иной деятельности. Когда денежная масса быстро растет, этот процесс искажается. Цены в такой ситуации могут расти там, где они «должны» падать, а убыточные (то есть, бесполезные) предприятия могут показывать прибыль.
То есть, фиатные деньги обворовывают вас дважды — первый раз, когда государство и приближенные к нему структуры «приобретают» на них блага, произведенные в обществе, второй раз — когда рост денежной массы искажает структуру цен. Второе воздействие куда разрушительнее первого, это тот случай, когда «украл на гривну, испортил на сто».
Пауза в денежной эволюции закончилась, когда появился биткоин. Биткоин превосходит драгоценные металлы в однородности, делимости, хранимости, он редок и главное — не является централизованной системой, то есть, у денежной системы биткоина нет владельца, способного произвольно регулировать его эмиссию. Кроме того, биткоин значительно лучше защищен от государства, вам не нужны банки для платежей, вы можете делать их непосредственно между собой, находясь в разных концах земного шара.
Однако, в отношении биткоина, как я уже говорил, возник вопрос «настоящие» ли это деньги, то есть, обладает ли биткоин такими свойствами, которые позволяют использовать его, как средство обмена. В принципе, рост курса биткоина должен отвечать на этот вопрос, ведь если бы биткоин был бесполезен, его бы не покупали и курс бы не рос, но публика, наученная горьким опытом различных финансовых схем, требует окончательного теоретического обоснования.
Ответ упирается в «товарность» биткоина. Все настоящие деньги до наступления эпохи фиата были товарными, то есть, они были в ходу и использовались не только как денежный товар, но и как обычный товар (золото — как украшения или зубные коронки или как материал с высокой электропроводностью в печатных платах). Обладает ли товарностью биткоин?
Ответ можно разделить на две части. Во-первых, биткоин — это часть технологии блокчейна. Блокчейн — это такая амбарная книга, в которую может писать кто угодно и записи в которой невозможно изменить, причем, для того, чтобы подделать одну запись, необходимо подделать все записи в книге, то есть, задача, мягко говоря, весьма ресурсоемкая. Ресурсоемкость возникает потому, что сами записи требуют вычислений, «поиска нонсов». Собственно, майнинг и является этими вычислениями, а сам биткоин — это просто такая награда тому, кто первым найдет нонс. Товарность блокчейна очевидна.
Во-вторых, сам факт майнинга, то есть, вычислений на компьютере, жрущем электроэнергию, является фактором товарности. Поясню. Товарность денег хороша не сама по себе, она просто напросто является следствием того факта, что деньги, как средство обмена, могут выполнять свою функцию (прежде всего, максимально «объективно» показывать меновые соотношения между товарами) только если их производство или добыча привязана к реальным издержкам.
То есть, производство денег является точно такой же позицией в выборе приложения усилий действующих субъектов, как и производство любого другого товара. Делать стулья, выращивать яблоки или пойти накопать денег — вот нормальный выбор в нормальной экономике.
В результате, деньгами становятся те товары, которые требуют высоких издержек, то есть, их производство может быть выгодно только тем (немногим) производителям, кто сумеет добиться превышения прибыли над издержками. Рынок выбирает такой товар потому, что высокие издержки не позволяют количеству денег быстро расти и, следовательно, такие деньги наиболее точно передают меновые соотношения.
Точно так же и с биткоином. Майнинг привязывает его к человеческой деятельности, то есть, дает ему то свойство, которое «товарность» давала другими видам денег. Кстати, если вы услышите от кого-то, что при майнинге биткоина электроэнергия тратится впустую, это верный 100% маркер того, что человек ничего не понимает в экономике.
Издержки являются и частью денежного эволюционного механизма. Если вдруг они падают, количество денег быстро растет, цены начинают обманывать, растут ошибки и публика начинает искать замену таким деньгам на те товары, производство которых все еще требует высоких издержек. Скажем, если бы алхимики научились превращать ртуть в золото, золото перестало бы быть деньгами.
Биткоин перестанет быть деньгами, если вдруг что-то изменится в тех обстоятельствах, которые делают его деньгами сегодня. То есть, это далеко не окончательное слово эволюции. И слава Богу.
Автор: Владимир Золоторев