Бізнес
Нерухомість
Антикризисные меры от бизнес-леди
Яна ГОНЧАРЕНКО, коммерческий директор ООО «Аэрок», рассказывает, как нужно работать на украинском рынке стройматериалов, чтобы добиться стабильности бизнеса в условиях кризиса.
— Мировой экономический кризис
поспособствовал наступлению переломного момента в строительной отрасли страны, в
частности в производстве стройматериалов. Одни компании умирают и уходят с рынка,
другие — живут и бурно развиваются. Производители, которые существовали на кредитные
деньги и не задумывались о завтрашнем дне, оказались в тяжелом положении. Остались
на плаву те, кто активно работал на рынке и вкладывал заработанные деньги в развитие
производства. Продукция таких компаний и сегодня востребована. Кризис невозможно
переждать, его можно лишь преодолеть, двигаясь вперед.
Оценивая ситуацию в секторе материалов
для ограждающих конструкций, отмечу, что в последнее время закрылись многие региональные
заводы по производству кирпича. Заморожено несколько проектов новых заводов по изготовлению
газобетона, но холдинг Aeroc International AS в октябре 2008-го, буквально накануне
вхождения Украины в кризис, открыл предприятие в Березани (Киевская обл.).
Каким образом удалось запустить
производство в столь короткие сроки?
— У нас была цель — построить
завод за полтора года. Мы ее осуществили. Успешной работе способствовал правильный
подбор команды, хорошее финансирование международного холдинга Aeroc
International AS. Над реализацией проекта работали лучшие украинские специалисты,
профессионалы из Эстонии, Беларуси, генподрядная организация «Еврокон». Кроме того,
у Aeroc International AS есть опыт организации производства в странах СНГ — Эстонии,
Латвии, России.
Какую сумму вложил Aeroc
International в украинское предприятие?
— Инвестиции в проект составили
43 млн евро.
Насколько газобетон перспективен
для отечественной строительной отрасли?
— Изделия из газобетона применяют
во всех сферах строительства: в малоэтажных частных домах, в высотном (для заполнения
монолитных конструкций), коммерческом, промышленном строительстве и пр. Дробленую
ячеистобетонную крошку применяют в качестве утеплителя кровли и полов. На украинском
рынке газобетон весьма перспективен, поскольку он имеет довольно низкие показатели
теплопроводности, а сегодня в строительстве на передний план выходит вопрос энергоэффективности
зданий. Дом из газобетона плотностью 400– 500 кг/куб. м при толщине стены 300–400
мм в дополнительном утеплении не нуждается. Прочности блоков достаточно и для возведения
несущих стен до пяти этажей включительно, и для заполнения наружных стен и внутренних
перегородок каркасных домов. Немаловажен и экономический фактор: наружные стены,
выполненные из газоблоков первой категории с низкой плотностью, не требуют ни дополнительного
утепления снаружи, ни дополнительного выравнивания изнутри. Плюс экономия на стоимости
кладочного состава — вместо 100–120 кг раствора на 1 куб. м кладки идет 20–25 кг
клея. Это позволяет сэкономить на стоимости не только дополнительных материалов,
но и работ. Крупный формат блоков из газобетона и геометрическая точность изделий
— еще несколько значительных преимуществ газобетона нового поколения перед альтернативными
стеновыми материалами.
Также надо учитывать и высокие
потребительские свойства зданий из газобетона, связанные с поддержанием оптимального
микроклимата в помещении. Даже если в доме из газобетона выключить отопление, он
будет сохранять тепло на протяжении длительного срока. В летнюю жару он сглаживает
внутрикомнатные колебания температуры и обеспечивает приятную прохладу. Стены из
газобетона, благодаря высокой паропроницаемости, поддерживают относительную влажность
внутри помещения на оптимальном уровне. Необходимыми условиями для сохранения микроклимата
в здании из газобетона является правильная наружная отделка. Не рекомендуется применение
фасадного утепления из пенополистирола. Фасадные облицовочные штукатурки должны
быть дышащими.
Холдинг Aeroc International
AS производит широкий ассортимент ячеистобетонной продукции автоклавного твердения.
Это стеновые и перегородочные блоки первой и второй категории различной толщины,
плотности и прочности, газобетонная крошка, сопутствующие материалы — специальный
ручной инструмент для кладки блоков и клей. Изделия первой категории — это продукт
нового поколения. Он обладает идеальной геометрией (±1–2 мм) и высокой теплоэффективностью,
у него есть система «паз-гребень» и монтажные захваты. Если оценивать стоимость
квадратного метра готовой стены, то газобетон AEROC — экономически выгодный материал.
Чем обусловлены высокие теплотехнические
характеристики газобетона?
— Эти показатели зависят от плотности
материала, категории блоков (кладка на тонкослойный клеевой состав либо на цементно-песчаный
раствор), рецептуры продукта и качественного оборудования. Но главный фактор — плотность:
чем она ниже, тем больше воздушных пор в толще материала, а воздух — отличный теплоизолятор.
Также на теплотехнику оказывает влияние форма и характер распределения воздушных
пор. Чем они меньше и равномернее распределены в газобетоне, тем теплее материал.
Этот фактор зависит от рецептуры и качества сырьевых материалов. Но готовая стена
— это не только стеновой материал. Надо еще учитывать и мостики холода, которые
возникают по кладочному шву. Блоки второй категории кладутся на цементно-песчаный
раствор с толщиной швов 10–15 мм, через которые и происходят теплопотери в здании.
Этот недостаток устраняется, если для возведения стен применять блоки первой категории
с кладкой на клей при толщине шва 2–3 мм. Теплотехническая однородность такой кладки
близка к единице, через такие швы теплопотери здания исключены.
Какую долю рынка Украины занимает
продукция вашего предприятия?
— В 2008 году объем украинского
рынка газобетона составил примерно 800 тыс. куб. м продукции. По прогнозам нашей
компании, в 2009-м объем рынка газобетона автоклавного твердения сократится до
600 тыс. куб. м в год.
В настоящее время ООО «Аэрок
Обухов» изготавливает 15,5 тыс. куб. м продукции в месяц, а завод ООО «Аэрок» (Березань)
— в среднем 12 тыс. куб. м продукции в месяц. В сумме годовая производственная мощность
предприятий Aeroc International AS в Украине составит около 300 тыс. куб. м. Соответственно,
наша доля рынка в этом году будет исчисляться примерно 50 %.
Не задерживается ли готовая продукция
на складе?
— Вся произведенная продукция
реализуется. Наша компания своевременно реагирует на изменения строительного рынка.
Благодаря качеству материала, профессиональной работе команды ООО «Аэрок» и гибкой
ценовой политике мы завоевали лояльность клиента.
Кто основной потребитель украинского
газобетона? Насколько у компании «Аэрок» упали/выросли продажи по итогам первых
пяти месяцев 2009 года?
— Наша компания продает газобетон
через дилерские сети, а также в строительных супермаркетах и напрямую строительным
компаниям и частным лицам.
Объемы реализации газобетона
AEROC в 2009 году увеличились за счет замещения импорта и вытеснения других стеновых
материалов.
Рост продаж компании в 2009-м
в точности соответствует объему нашего производства в Березани.
В октябре 2008 года вы говорили
о том, что на рынок планируют выйти семь новых заводов. Они работают?
— Действительно, осенью прошлого
года на украинский рынок готовились выйти семь новых предприятий, но не все смогли
осуществить свои планы. Уже работают: «Завод строительных материалов № 1» (Новая
Каховка, Херсонская обл.), ПП «Автокрафт» (Бершадь, Винницкая обл.); завод по выпуску
газобетона в Днепропетровске планирует выйти на рынок в августе этого года. Также
в текущем году ожидается запуск производства на заводе в Броварах (Киевская обл.),
о котором я в 2008-м не упоминала.
Предполагали начать производство
газобетона, но пока не вышли на рынок: Бахчисарайский комбинат «Стройиндустрия»,
компания «Консоль» (АР Крым), международная корпорация «Н + Н», «Альтком-Керам»
(Донецк), УГМК (завод «Аэрон»).
Ужесточится ли конкуренция на
рынке газобетона после запуска новых предприятий?
— Это уже произошло — с началом
кризиса. Пока на рынке был дефицит, конкуренция не ощущалась. Сегодня клиенты очень
требовательны: они хотят получить качественную продукцию по минимальной цене.
Новые заводы изготавливают хороший
материал. Но у нас есть некоторые преимущества. Мы первыми вышли на рынок автоклавного
газобетона. В команде ООО «Аэрок» работают одни из лучших специалистов отрасли.
За время работы продукция компании «Аэрок» успела зарекомендовать себя с лучшей
стороны. Кроме того, AEROC — бренд с мировым именем, а новые предприятия заходят
на рынок с малоизвестными торговыми марками.
Какие антикризисные меры были
приняты вашей компанией для успешной и продуктивной работы?
— Наш рецепт антикризисных мер
— активность. С декабря 2008 года мы начали формировать дилерскую сеть в Украине.
Сегодня дилеры и представители ТМ AEROC работают по всей стране.
Справка
15 октября 2008 года в
г. Березани Киевской области открылся новый завод по производству газобетона
субхолдинга группы ЛСР Aeroc International AS. Мощность предприятия -- 400 тыс.
куб. м продукции в год. Оборудование для нового завода поставила известная
немецко-голландская профильная компания HESS AAC-Systems. Ввод в эксплуатацию
новых мощностей, а также приобретение ОАО «Обуховский завод пористых изделий» с
его последующей модернизацией позволило Aeroc International занять доминирующую
позицию в Киевском регионе и стать лидером на рынке газобетона Украины в целом.