Життя та Стиль
Суспільство
Вроцлав: 10 мест, которые красноречиво расскажут вам о городе
Город, дважды восставший из разрухи и забвения – таких в Европе не так уж и много. Вроцлав – пример пожалуй, хрестоматийный в этом плане. И, при этом… мало известный именно в таком качестве. Оказавшись на его улицах, увидев смесь современных стеклянных фасадов с неброскими домами социалистических времен, побродив среди подозрительно ярко раскрашенных кварталов центра, мы постепенно начинаем понимать, что за внешним шумом, суетой и веселостью молодежных вечеринок и модных тусовок, за раскрученным в последние годы имиджем туристического центра, скрывается настоящее лицо города, а его душа, похоже, только недавно начала оттаивать, превращая Вроцлав из израненного войнами и безвременьем интроверта с современный, экстравертивный, динамичный мегаполис. Этим-то он интересен... Контракты.ua приглашают пройтись и проехаться по Вроцлаву, осмотрев десять его самых показательных достопримечательностей. Конечно же, их намного больше, но этот маршрут поможет вам спланировать свое пребывание в городе, если оно не превышает одного или двух дней. На самом деле, тут стоит побыть подольше: ведь чего стоит один только вроцлавский зоопарк, или же поиск бесчисленных здешних гномов… Впрочем, обо всем по порядку.
Колеса истории стучат по брусчатке Бреслау...
Чтобы понять Вроцлав, нужно, хотя бы кратко, остановиться на узловых моментах его истории. Основали его (к слову, как и Кенигсберг), чехи, но уже скоро он вошел в состав польского государства, успев побыть и центром независимого княжества. С 1526 года более чем на 400 лет город отходит в немецкую сферу влияния: сначала в состав империи Габсбургов с центром в Вене, а с XVIII столетия, после войн Фридриха Великого, вместе со всей Силезией – исторической областью, столицей которой он является – становится частью Пруссии. В Прусском государстве Бреслау (немецкое название Вроцлава) стал вторым по значимости городом, «воротами в Берлин», центром главного промышленного региона страны.
Памятник кайзеру Вильгельму І во Вроцлаве. Снесен в октябре 1945 года
Итог суровой и интенсивной немецкой колонизационной политики оказался более чем успешен: к началу ХХ века из 471 тысяч населения поляки составляли только 20 тысяч. Еще 6 тысяч насчитывалось евреев. Потому после восстановления независимости Польши в 1918 году город остался в составе Германии – о его передаче полякам на тот момент речь даже не шла.
Переломным, во всех смыслах, моментом в истории Вроцлава стали события января-мая 1945 году, вошедшие в историю как «Осада Бреслау». Город, оказавшийся, на удивление наступавших советских войск, «Сталинградом Рейха», формально так и остался непобежденным: его гарнизон капитулировал только 6 мая, так и не сдав примерно 60% территории города. По разным данным, до 40 тысяч жителей Бреслау погибло под руинами, или же не пережило тягостей и перипетий эвакуации. 700 тысяч человек, включая беженцев, собравшихся со всей провинции, покинуло город навсегда. 70% зданий было разрушено.
Бреслау-Вроцлав, 1945 год
Отданный, вместе со всей Силезией, Польше Сталиным – как компенсацию за Западную Беларусь и Украину – Вроцлав сразу начал наполняться поляками, бежавшими или добровольно уехавшими из «Восточных Кресов», а в его окрестностях расселяли украинцев, депортированных в ходе операции «Висла». Так город за несколько лет кардинально изменил свою историю, внешний облик и национальный состав.
В социалистической Польше не слишком заботились о воссоздании памятников его архитектуры – ведь, в поголовном большинстве, это были «немецкие» памятники. Некоторые руины высились в самом центре вплоть до недавних времен. При этом в городе очень быстро расцвела бурная интеллектуальная и культурная жизнь, во многом перенесенная сюда поляками из Львова. «Переехали» во Вроцлав и некоторые львовские достопримечательности, о чем будет сказано ниже.
Городской стадион - арена трех матчей Евро-2012. Построен в 2009-2011 годах
Восстановление города получило огромный толчок уже в начале нашего века, когда Вроцлав был выбран одним из городов для проведения Евро-2012. Именно этот факт стал, в буквальном смысле, его вторым возрождением: были воссозданы или реконструированы целые кварталы, и нынешний облик Вроцлава является прекрасным свидетельством того, с какой тщательностью работали польские и немецкие реставраторы, восстанавливавшие красоту города, признанного, наконец-то, их общим наследием. Более того – в 2016 году город объявили культурной столицей Европы, а так просто подобные звания не даются.
Краснолюдки, или Гномий город
Милую привлекательность обновленному Вроцлаву придают сотни гномов, «живущих» на его улицах. Маленькие человечки пьют, отдыхают в самых различных позах, воруют конфеты из магазина, целый оркестр возле Оперы исполняет некое произведение, а одна гномиха даже размахивает польской конституцией. Гномов в городе почти 400, и их число постоянно пополняется. Они стали чуть ли не главной «фишкой» Вроцлава, а прогулки для их поиска – одними из самых популярных. Вы обязательно натолкнетесь, по меньшей мере, на пару десятков «краснолюдков» в самых неожиданных местах. Подскажем - в основном гномы «прячутся» в центре, и возле основных городских достопримечательностей. В новых районах их искать не стоит.
«Солидный» гном снимает деньги в специальном гномьем банкомате
История вроцлавских гномов связана с «тихим сопротивлением» времен военного положения в Польше 1980-х. Движение «Оранжевая альтернатива» рисовало «краснолюдков» на стенах домов, а однажды устроило демонстрацию гномов, когда город наполнили веселящиеся жители в оранжевых колпаках. Конечно же, их разогнали силы правопорядка, лишний раз доказав абсурдность тамошней диктатуры. Так что гномы, выросшие из такого себе политического протеста-перформанса в унылые годы репрессий, стали теперь главной «завлекалкой» города.
Есть во Вроцлаве и конные гномы
Анонимные прохожие: сквозь время и асфальт...
Прогулку по городу рекомендуем начать от т.н. «Аркад» - перекрестка улиц Пилсудского и Швидницкой (два квартала на запад от желездорожного и автобусного вокзалов). Это место - важный транспортный узел, через который проходит несколько маршрутов общественного транспорта, в частности, трамваев. Нас интересует здесь, в первую очередь, оригинальный памятник, невиданный нигде в Европе – Анонимному Прохожему. Точнее, прохожим.
Эта скульптурная группа из 14 фигур поразительна в своей реалистичности, и одновременно странна в своей оригинальности. Такое сочетание, оказывается, возможно! Две группы фигур как бы уходят под асфальт, в некий невидимый подземный переход, на одной стороне перекрестка, и выходят на другой. Перед нами – памятник жертвам, и вообще всем пострадавшим, от введения в Польше военного положения в декабре 1981 года. На этой площади проходили активные демонстрации против коммунистических властей, и потому его открыли именно здесь.
Реализм и символизм памятника дают простор для интерпретаций
Официальное название памятника – «Жертвам военного положения», но также в ходу (помимо «Анонимного прохожего»), название «Переход», обозначающее одновременно и переходный период в истории государства, и самые темные, как подземелье, его годы в период после Второй Мировой, и незаметную для многих подпольную работы диссидентов, и даже «молчание ягнят» большинства. Кратко говоря, интерпретаций и ассоциаций он вызывает множество, но на то и нужны действительно талантливо созданные произведения.
«Те, кто ушел, кто молчал, кто кричал, кто говорил о начале начал...»
От памятника по улице Швидницкой через обширную площадь Косцюшко, на которой сохранились монументальные здания времен нацистского и социалистического тоталитарного стилей, мы выходим к каналу, окружающему старую часть города. Перейдя мост, мы видим сразу несколько примечательных объектов: слева – памятник польскому королю Болеславу Великому (стоящий на месте монумента кайзеру Вильгельму, показанному на одной из фотографий в начале текста), часы-памятник «Роза ветров» и костел Тела Христова (XV век), а справа – Оперный театр, и чуть далее – костел Станислава и Доротеи (кон. XIV века). Каждый из этих объектов является важным архитектурно-историческим памятником, но нам лучше держать курс прямиком на центральную площадь города, которая откроется перед нами уже через несколько кварталов.
Сердце Вроцлава: прекрасная ратуша, огромная площадь и старейшая пивная
Одна из самых крупных в Европе, Рыночная площадь имеет размеры 213 на 178 метров (3,8 га). На нее выходит 11 улиц. В центре площади, помимо Ратуши, находится несколько исторических кварталов, в значительной степени воссозданных после войны. Нужно отметить, что при восстановлении площади заново были отстроены многие здания, снесенные или кардинально реконструированные еще на рубеже XIX и ХХ веков ради строительства коммерческих площадей. Теперь она выглядит так, будто бы вернулась на 200 лет назад.
Вид на северную сторону площади
Сама Ратуша войну пережила, хотя и с повреждениями. Это прекрасное здание возводилось с XIII по XVI века. В 1580-м на фасаде появились астрономические часы. Южный фасад украшен скульптурами, изображающими сцены из городской жизни. При реставрации в XIX столетии его дополнительно «состарили» путем облицовки «под готику».
Ратуша, центральный фасад
Особо интересное место – старейшая в Европе действующая пивная «Пивница Швидницка» (на фото ниже), находящаяся в подвале Ратуши. Она открылась еще в 1270-х годах. Ну как пройти мимо такого примечательного места, тем более, если в числе самых известных его посетителей были, к примеру, Шопен и Гете?!
Рядом с пивной можно также увидеть фонтан-скульптуру медведя с высунутым языком. При этом, конечно же, язык косолапого отменно отполирован тысячами туристов – ведь это одно из основных мест загадывания желаний.
Интерьер старейшего пивного ресторана Европы
Эльжбета, Ясь и Малгося: истории большого города
К северо-западу от Ратуши сложно не заметить огромную – выстой в 91,4 м – колокольню мощной церкви Св. Эльжбеты (Елизаветы). Башня построена в 1456 году. Храм 400 лет был главной лютеранской церковью Вроцлава (в Пруссии основной религией была лютеранская ветвь христианства). Интересно, что пережив осаду Вроцлава без особо фатальных разрушений, он трижды горел уже в послевоенную эпоху.
Церковь Эльжбеты, домики Яся (слева) и Малгоси (справа)
Вход на маленькую площадь перед храмом фланкируют два будто бы кукольных домика, стоящих под углом друг к другу. В городском фольклоре их называют домами Яся и Малгоси – сказочных персонажей, аналогичных немецким Гензелю и Гретель, или Иванушке с Аленушкой. Ранее домики стояли по обе стороны ворот на бывшее церковное кладбище, напоминанием про вход на которое является перекинутая между ними арка.
В «домике Малгоси» (том, что покрупнее и понаряднее) находится Общество любителей Вроцлава. Здесь всегда помогут с экскурсиями по городу, предложат прокатиться на туристическом трамвайчике «Ясь и Малгося», а еще – посетить музей гномов.
Университет: барокковая роскошь залов и обзорная площадка
От церкви Эльжбеты проследуем по улице Оджаньской в направлении реки, и повернем направо по небольшой улочке Гарбары. Мы окажется на площади перед центральным зданием университета Вроцлава, основанного в 1702 году.
Аула Леопольдина
Университет занимает помещения старинного королевского дворца, ведущего отсчет еще со времен польского владычества в городе. Позднее в этих помещениях разместился иезуитский коллегиум, он-то и был реорганизован в светский университет.
Основными достопримечательностями университетского корпуса являются два прекрасных зала в стиле барокко – аула Леопольдина, названная в честь австрийского императора Леопольда, подписавшего указ о создании университета, и Ораториум. Оба зала находятся на втором этаже здания. На первом этаже – мультимедийная выставка, посвященная истории университета.
Ораториум
Обязательно нужно подняться на смотровую площадку, находящуюся на башне, где некогда производились метеорологические и астрономические наблюдения. Отсюда открывается вид на всю центральную часть города. Эта площадка – самая доступная и полезная именно для осмотра центра Вроцлава, т.к. прочие аналогичные видовые точки либо находятся ближе к окраинам (небоскреб Sky Tower), либо не всегда доступны для посещения (лифт в кафедральном соборе на Тумском острове).
Вид с башни Университета на юг, в сторону Рыночной площади и церкви Эльжбеты
Осмотрев университет, поворачиваем направо, и движемся по набережной, обозревая речные виды. По пути мы пройдем здание Национальной библиотеки «Оссолениум», крупный комплекс греко-католического монастыря Винсента и Якова (один из главных центров притяжения украинской общины Вроцлава), и выйдем к Зале Торговой – главному городскому рынку, возведенному в 1906-1908 годах в неоготическом стиле. Отсюда наш путь лежит вначале на небольшой остров Пясек с костелом Девы Марии и зданием университетской библиотеки, а затем, по пешеходному Зеленому мосту – на Тумский остров.
Зеленый мост ведет на остров-колыбель города
Тумский остров: рождение Вроцлава и епископские владения
Название острова, на котором мы оказались, происходит от названия «Domus», которым в Европе Средних веков обычно обозначали кафедральный храм города. В свое время Вроцлав начинался именно отсюда, и с тех пор здесь сохранилась небольшая ротонда Св. Мартина, построенная в XI веке(!).
Остров давно перестал быть островом в географическом смысле - после того, как засыпали большую часть рва и проток, его окружавших. Вот уже много веков эта территория – религиозный центр города. В бывших епископских владениях находится около десятка храмов, наиболее важными и заметными из них являются три – находящийся при входе на остров с моста небольшой костел Петра и Павла, его сосед – крупная церковь в честь Святого Креста, и, безусловно, кафедральный собор Иоанна Крестителя, привлекающий внимание не только своими размерами, но и тонкой работы ренессансным порталом главного входа.
Вид с башни кафедрального собора на церковь Святого Креста и остров Пясек
Интерьер собора поражает древней величественностью и типичной мрачноватой готической атмосферой. На одну из его башен можно подняться на лифте, дабы увидеть город с высоты, однако о расписании работы этого лифта нужно узнавать непосредственно у священников храма, что, однако, сделать не всегда возможно.
Еще одна достопримечательность острова – университетской ботанический сад, раскинувшийся на территории более чем в 7 га. Он является одним из старейших в Европе, будучи основан в 1811 году. Обязательно пройдитесь и сфотографируйтесь на фоне романтичного деревянного арочного моста над прудом. Одна из «изюминок» сада – коллекция гиацинтов, крупнейшая в Восточной Европе, насчитывающая более 30 видов. Не менее крупным является и собрание нарциссов – более 80 видов.
Ботанический сад и башни Кафедрального собора
Выйдя с территории бывшего острова на улицу Вышиньского, нам следует сесть на трамвай № 2, чтобы через несколько остановок, миновав шумный перекресток Грюнвальдской площади и район вроцлавской Политехники, оказаться возле одного из самых значимых мест города – Залы Столетия. В этом же районе находится еще несколько выдающихся достопримечательностей.
Зала Столетия: пафосный германский гений
Огромное, невиданное ранее сооружение, с самым большим на тот момент в Европе куполом над зданием нерелигиозного назначения, было возведено в 1911-13 годах по проекту архитектора Макса Берга. Подобно Эйфелевой башне, оно сооружалось для выставки, но осталось стоять и после нее, став одним из символов города. Название здания связано со столетием т.н. Битвы народов (в первую очередь, Пруссии, Австрии и России) против Наполеона.
Грандиозность сооружения поражает размахом и сейчас: самые массивные железобетонные перекрытия в мире, купол диаметром 67 м, в зале под которым может уместиться до 10 тысяч человек, 56 помещений для выставочных мероприятий. В Зале Столетия был установлен крупнейший в мире орган, имевший 222 регистра и 16706 трубок.
Масштабы Залы Столетия и прилегающей территории проще всего оценить сверху
Гигантское здание стало прообразом тоталитарной архитектуры Третьего Рейха. Гитлер и его главный архитектор Альберт Шпеер были солидарны в художественных воззрениях по поводу ценности это творения, откровенно заявляя о нем, как о предтече архитектурных вкусов и стиля «Тысячелетней империи». К слову, в войну сооружение практически не пострадало.
В настоящее время в помещении проводятся самые разнообразные выставки и конгрессы. С 2006 года Зала Столетия внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Отметим, что в одном из помещений находится интереснейший экспонат – вывезенная в 1946 году из Львова т.н. «пластическая панорама» города, над которой много лет работал знаменитый львовский архитектор Януш Витвицкий. Панорама воспроизводит Львов XVIII столетия с максимальной скрупулезностью. После войны ее перевезла во Вроцлав жена Витвицкого - сам мастер к тому времени был убит НКВДистами.
Реставрированную панораму Львова стали показывать только с 2015 года
Очень интересны и другие объекты не территории комплекса: шпиль-памятник «Иглица» (игла) высотой в 106 м, установленный перед западным входом в Залу в 1948 году как знак восстановления польского господства над этой территорией, огромная, увитая плющом, полукруглая прогулочная арка-пергола (самая большая в Европе) 640 м длиной, и громадный цветомузыкальный фонтан площадью около 1 га. В не менее привлекательном по своей величественной архитектуре Павильоне четырех куполов, построенном одновременно с Залой Столетия, в настоящее время находится Музей современного искусства, а ранее располагалась Вроцлавская киностудия.
Павильон четырех куполов, ранее - Вроцлавская киностудия
К территории бывшей выставки примыкает и Японский сад, также заложенный в 1913 году. Он заслуживает самого внимательного осмотра.
Японский сад: уголок Восходящего Солнца в Силезии
Сад был обустроен крупнейшим японистом-энтузиастом начала ХХ века графом Фрицем Фон Хохбергом при участии японского садовника Манкичи Араи, и стал подлинной жемчужиной выставки 1913 года. Правда, сразу после нее многие важные детали сада были демонтированы. Со временем исчезли мостики, каменные лабиринты, утратили свою тонкую символику «мужской» и «женский» водопады.
Милые уголки Японского сада
Сад восстановили в подлинном виде только в 1990-х годах под руководством японских дизайнеров. Чертежи графа Хохберга сохранились, плюс японцы еще более уточнили его концепцию. Теперь сад вплоть до самых мелких деталей соответствует оригинальному садовому искусству страны Восходящего Солнца.
Изящный мост над озером, каменные фонари, искусственный остров, многочисленные дорожки с «зашифрованными» в них аллюзиями на японские тексты и рисунки, павильоны, живые изгороди, водопады, и конечно же, сады камней – все это создает ощущение переноса в пространстве на далекие острова самураев.
Сад восстановлен с предельной тщательностью. Не отличить от самой Японии...
Через дорогу от парка, частью которого является и территория Залы Столетия, и Японский сад, находится Вроцлавский зоопарк.
Зоопарк Вроцлава: старейший и крупнейший Польше
Зоосад Бреслау был основан в 1865 году, и является самым старым на территории Польши. Кроме того, он также и самый большой в стране по количеству обитателей, и самый посещаемый туристами в Польше.
На 33 га парка живут более 7100 особей более чем 850 видов. Уникальность зоопарка не только в его истории и коллекции, но и в сооружениях на его территории. Так, в недавние годы был построен Африкариум – гигантский океанариум, в котором можно увидеть и коралловый риф Красного моря, и рыб из озер Малави и Танганьика, и бегетомов, и крокодилов.
Внутри подводного туннеля в Африкариуме
Более того – особый 180-метровый подводный туннель воспроизводит пролив между Мозамбиком и Мадагаскаром – в нем обитают акулы, скаты и другие «ужасы морей». Еще одна экспозиция воспроизводит знаменитый Берег Скелетов в Намибии, где живут – нет, не скелеты, а морские котики и даже… пингвины.
В отдельном мадагаскарском павильоне собраны почти все виды лемуров, обитающих на этом острове. О коллекции животных, птиц и рыб из европейской и североамериканской природы и говорить не стоит – настолько она огромна и значительна. В принципе, на осмотр зоопарка стоит выделить отдельный день, но если вы менее любитель архитектуры, и более – живой природы, то зоопарк и Японский сад точно должны войти в ваш список обязательных к посещению мест во Вроцлаве.
Жираф прогуливается на фоне Залы Столетия, находящейся по ту сторону улицы
После осмотра главных достопримечательностей этой части Вроцлава нам нужно вернуться в центральную часть города. Проще всего сделать это снова на трамвае – на этот раз № 4. После пересечения Грюнвальдского моста мы увидим огромное административное здание, возведенное во времена Рейха, в 1936-39 годах. Его назначение не изменилось: ныне в нем располагается региональное правительство Нижнесилезского воеводства (т.е., обладминистрация).
Рядом находятся два музея: Народный (Исторический) – величественное здание в стиле неоготики 1880-х годов постройки, красиво увитое виноградом, и, по диагонали от него, в парке - Рацлавицкая панорама. Для понимания истории Польши и ее национального самосознания следует посетить именно панораму. На то есть несколько причин.
Как поляки русских победили: история Рацлавицкой панорамы
Еще 30 лет назад этого объекта просто не было на карте города: до 1985 года огромное полотно 114 на 15 м, запечатлевшее одно из самых мифологизированных событий в истории Польши, просто не выставляли на публику - из-за боязни испортить отношения со страной-гегемоном социализма. Обида за времена военного положения и начало перестройки в СССР добавили полякам смелости – и полотно, до 1946 года находившееся во Львове, а затем в варшавских запасниках, было решено, наконец-то, вернуть на всеобщее обозрение.
Здание музея Рацлавицкой панорамы
Победа 4 апреля 1794 года, в которой предводитель Первой польской войны за независимость – Тадеуш Косцюшко - разгромил отряд российского генерала Тормасова, являлась переломным моментом для распространения восстания по всей Польше. И хотя с чисто военной точки зрения та битва была всего лишь тактическим успехом повстанцев, которые не смогли из-за недостатка сил преследовать и уничтожить отступивших русских, тем не менее, победа подняла боевой дух поляков и, фактически, стала сигналом к всеобщему восстанию, вскоре вылившегося в полноценную войну за сохранение польского государства.
Ключевой момент битвы: Косцюшко командует атакой на русские войска
Увидеть полотно очень поучительно, дабы стало понятнее, каким образом поляки возрождали, мифологизировали и отстаивали значимость тех событий в своей истории, которые они, справедливо, считают важнейшими для пробуждения национального духа.
От комплекса панорамы, Национального музея и воеводского правления трамвай № 2 за 15 минут может доставить нас к небоскребу Sky Tower – самой высокой обзорной площадке города. Он находится в кварталах, находящихся южнее железнодорожного и автобусного вокзалов.
Небесная башня: город на ладони
Если вид с башни университета или кафедрального собора показывает нам центр города, то вид с 49-го этажа небоскреба открывает вид на Вроцлав почти целиком. Не видны только дальние северные и восточные окраины.
О влиянии гигантского небоскреба на ланшафт Вроцлава до сих пор идут споры
Этот небоскреб – третий по высоте в Польше (212 метров вместе с антенной). На обзорную площадку лифт домчит вас за минуту и 20 секунд. В комплексе, состоящем из трех зданий, находится, помимо жилых квартир и офисов, множество самых разнообразных развлекательных заведений, включая самый большой в стране бильярдный зал, и боулинг на 24 дорожки. Перед Небесной башней установлена скульптура Сальвадора Дали «Профиль времени» - повторение в пластике вариации его знаменитой картины об истекающем и утекающем времени.
«Профиль времени»
Безусловно, Вроцлав не ограничивается описанными здесь достопримечательностями. А чтобы увидеть жизнь города в динамике, понять, почему он столь популярен и востребован, несмотря на грустную подчас историю, стоит приехать сюда, минимум, на три дня, и старательно осмотреть все его уголки, прокатиться на речном кораблике по Одре, помедитировать во многочисленных местных парках, поискать не только гномов, но и чудесные здания старой застройки, затерянные среди новых кварталов, заглянуть на вечно шумную территорию Политехники... И это – лишь малая часть того, что можно и нужно сделать в этом городе, наконец-то полностью восставшем из руин, и ныне находящимся на пике своей популярности.
Добро пожаловать во Вроцлав, друзья!
Автор – Павел Ковалев