Політика
Світ
Османская Республика. Эрдоган на пути к султанату
Эрдогана ждут выборы. Турция изберет парламент и президента.
Если на выборах победит нынешний президент Реджеп Эрдоган, то он впервые официально получит полномочия, которых не имел ни один глава турецкого государства со времен султанов.
Формально президент может избираться на два срока, но отныне выборы главы государства и парламента синхронизированы, и если вдруг парламент примет решение самораспуститься до окончания полномочий, то депутаты идут на перевыборы вместе с президентом, а второй срок главы государства не считается завершенным… что позволяет идти на «второй» срок бесконечное количество раз.
Тройной рост ВВП за 10 лет. Честная победа на парламентских выборах пять раз подряд и зачистка почти всех конкурентов на правом поле. Кажется, ничто не способно остановить победный марафон нынешнего турецкого лидера.
В 2014 году страна впервые избирала президента не в парламенте, а всенародно. Эрдоган победил единого кандидата от оппозиции в первом туре со счетом 52% против 38%, еще 9% набрал лидер курдской партии. Тем не менее в 2014 году там еще не была популярна идея отказа от парламентаризма, и формально глава государства имеет ограниченные полномочия. Самые мощные из них — право вето на законы и назначение половины состава Конституционного и Верховного судов. Де-факто Эрдоган уже давно сам решает все вопросы, обеспечивая постоянное большинство в парламенте.
Середину июля 2016 года мир помнит как попытку военного переворота, которая была подавлена за четыре часа. По официальной версии, живущий в США проповедник Фетхуллах Гюлен через свою сеть людей, входивших в движение Хизмет, пытался сместить Эрдогана. Погибло 250 граждан, вышедших на улицы против танков.
Все политические силы, включая противников Эрдогана, выступили против путча и поддержали главу государства. Но уже 20 июля 2016 года парламентское большинство ввело в стране чрезвычайное положение, которое не отменено и по сей день.
С тех пор страна управляется правительством, подконтрольным президенту, а вместо законов регулируется декретами правительства, имеющими силу закона. В этой обстановке Эрдоган провел правки в Конституцию и референдум по ней. За неполные два года уголовные дела заведены против десятков тысяч людей, обвиненных в связях с Гюленом.
Уволены сотни тысяч, в основном школьные учителя, полицейские и университетские профессора. Пожизненные заключения получили десятки рядовых, которые выполняли приказ. Но не пострадал ни один из 316 депутатов Партии справедливости и развития (Эрдогана), хотя годами многие из них не скрывали своего восхищения священником и летали к нему за благословением в Пенсильванию.
Да и у самого Эрдоган в порыве эмоций в 2016 году вырвалось: «Мы дали им (гюленистам) все, что они хотели. Чего они не получили?» Оппозиция называет попытку военного переворота поводом к реальному «цивильному перевороту», который Эрдоган осуществил непрекращающимся режимом ЧП и обстановкой страха в стране.