Життя та Стиль
Суспільство
Про вакханалию дорожную: информкампания на тему «На дорогах гибнет больше, чем на войне»
Мы все были свидетелями хорошо организованной и яростно осуществленной информкампании на тему "на дорогах гибнет больше, чем на войне". И практически неизбежных при этом иициатив к восстановлению ГАИ, закручиванию гаек, очередному переделу рынка пассажирских перевозок и.т.д. То есть все было очень логично, очень технично и даже немного скучно, подобные атаки помалу становятся обычной рутиной, повседневной деятельностью что власти, что всяких активиздов, теряя весь задор и креатив. Но укрепляя профессионализм и эффективность.
Реальная статистика, кстати, навевает размышления на тему. В сравнении что с "благополучными странами", что даже с всякой Восточной Европой, у нас не все так выглядит как нам подают организаторы кампании, а совсем-совсем иначе.
Во-первых, у нас число автомобилей на тысячу человек кратно меньше не только по сравнению с Германией, но и практически – с Восточной Европой всей. Которая кстати и была (и остается) свалкой пресловутого "б/у металлолома", против которого особенно яростно выступает влада и небайдужая общественность. Тех самых пресловутых "блях".
Во-вторых, у нас гораздо меньше автомобилей не тольуо на тысячу человек населения, но и на квадратный километр площади страны, что тоже очень важный показатель. В Германии не только площадь страны меньше чем в Украине и населения в 2 раза больше (то есть выше плотность населения), но и в разы быльше автомобилей на лицо населения. То есть, на единицу площади там автомобилей больше как минимум в 6-7, а то и в 10 раз. Что очень важно. И там как минимум гораздо более развита инфраструктура, то есть ее доступность транспортная. Что тоже фактор.
Итого, исходя из плотности инфраструктуры и населения, тут Украину нужно сравнивать скорее с США, а не с Германией (да и вообще Европой), что сильно все меняет. То есть, это принципиально другая сама автомобильная культура (и индустрия, включая сервис и дороги), и вообще – роль в экономике. Совсем-совсем другая роль там и модель автомобиля в жизни общества. По сути, в США человек без автомобиля – беспомощен. И в Украине то же самое, хочу я вам заметить. Только намного хуже. В США за штуку баксов можно купить машину, и она будет ездить. Даже на американских бляхах. И это будет даже не коробка из под обуви с колесами от самоката (как сейчас в Европе популярно), а таки автомобиль, достаточно большой и относительно железный. Моторы менее 2 литров в США и поныне нонсенсом считаются. Почему? Да потому что они много ездят. И это предьявляет свои требования к ресурсу и, кстати, к безопасности. "Длинна средней поездки" в США намного больше чем в Европе, а значит выше скорость. Можно ездить 30 км/ч, если ездишь вообще 5 км из дому на работу и 5 обратно, но если там 30-40 миль – то извините. Это 70 км и 2 часа в один конец на 30 км/ч. Мероприятие теряет всякий смысл. Насмерть. И более того, звучит как изощренное издевательство.
Давайте мы пока забудем вообще про Украину, почему такая разница сложилась между Европою и США? Все очень просто, разница вот именно в плотности инфраструктуры и плотности населения. В США просто меньше людей на единицу площади. И потому их невозможно обеспечить всей инфраструктурой (от магазинов до рабочих мест) в радиусе пешей (или даже автобусной) досягаемости. Импосибл. Мало того, что население нельзя инфраструктурой обеспечить, так еще и инфраструктуру ту нельзя обеспечить клиентами, рабочей силой, платежеспособным спросом и.т.д. Просто людей не хватит, и денег тех людей.
Вы понимаете всю глубину трагедии? Допустим в каждом селе можно открыть магазин. На 20-30-40 домохозяйств, то есть активных покупателей. Но что это будет за магазин? Сильпо какое-то, где килька в банках и водка двух сортов. И сапоги кирзовые. То есть, там будет ассортимент в пределах 100, ну может быть 200 позиций, и все. Конец. Иначе там придется держать не 2 продавщицы (в смену), а персонал куда побольше, с складом, логистикой, учетом и таким прочим. То есть, выход за формат "чипка" уже означает персонал в десятки, если не сотни человек. Где взять этих людей в селе и чем им там платить зарплату? 30 домов просто не обеспечат там и призрака рентабельности, это тупо импосибл.
Аналогично и с рабочими местами. Какое-нибудь предприятие нуждается в специалистах самого разного профиля, от уборщиц и бухгалтеров до айтишников и электронщиков. И если вот такой завод открыть где-то под Бородянкой, то где набрать того персоналу? Да еще и с учетом какой нибудь текучки? Если в селе родился человек с призванием дизанера-флориста или, к примеру, адвоката, то где он по своим талантам в селе найдет заказчиков? Он будет соседке бабе Мане огруцы на грядках постригать или алкашу дяде Вове разруливать с женой проблемы? Это нонсенс. Они ему просто за это не заплатят (ибо они еще и бедные, вдобавок ко всему). Короче, низкая плотность населения (и существующей инфраструктуры) предъявляет весьма повышенные требования к мобильности. И обеспечить ее может только автомобиль. И сеть дорожная. Иначе блин никак, импосибл. Никакая сеть общественного транспорта (достаточно развитая что бы быть полезной) просто не будет рентабельна. Тупик. Вот именно таким вот образом "автомобиль создал Америку", так там возникли супермаркеты, заправки и кинотеатры для автомобилей, так там возникли городские агломерации и "одноэтажная америка", и.т.д. Это уроки, блин, истории.
Прошу заметить, что тот транспорт и логистика – это не только пассажиры. Это еще и грузы. Как привезти домой приобретенный холодильник или диван? Или пусть даже телегу продуктов на неделю из супермаркета? Службой доставки? Ок, допустим в Киеве это еще возможно (хотя не без проблем), но где нибудь в Житормиской области? Да это нонсенс. Оно хоть как то в Киеве возможно именно потому, что высока тут плотность населения (и кстати - платежеспособность), чего на остальной территории станы совсем не наблюдается. Потому что тут короткие концы и вероятность захватить попутный груз заметно овер единицы. В условиях, когда та плотность населения заметно ниже – там взлетит в небо цена вопроса, что будет зачастую превышать стоимость самого товара. А покупатели и без того не обладают никакими излишками бабла, и это будет им полнейший гроб. Я даже более того хочу сказать, та всевозможная доставка и без того у нас развивается в основном за счет ЧПшников и микробизнеса, которые есть собственниками автомобилей, и это именно вот их собрались плющить штрафом и акцизом. Что еще более усугубит.
Короче говоря, раньше чем "делать покращання" и внедрять у нас передовой опыт – неплохо было бы с условиями разобраться. Наши покращувачи нам построят тут не Германию и даже не Голландию, где кстати несмотря на все велосипеды, экологию и с гулькин нос земли – автомобилей вдвое больше, чем ныне в Украине. Они построят Индию или, к примеру, Пакистан. Где-то же самое, по сути, где нет инфраструктуры, и населению просто недоступен личный автотранспорт. Где они до сих пор ездят на крышах вагонов и висят в автобусах из окон. Но там беда даже не в том что они на крышах. Проблема в том, что они там просто никуда не ездят, мобильность населения там крайне низка, и потому низки экономические его возможности. И потому там бедность, антисанитария и прочая херня. И мы к тому идем шагами семимильными, под чутким руководством.
Статистика показывает, что ни по нарушениям, ни по числу пьянок за рулем, ни по числу даже самих ДТП – мы никуда особенно не отличаемся от той самой Европы. В удельных показателях. И это не зависит вообще никак ни от наличия или отсутствия ГАИ, ни от размеров штрафов, ни от чего такого. Вообще. Единственное в чем большая разница – так это в смертности. Которая реально выше. А почему?
Да потому что в тавриях и жигулях и прочих динозаврах советского еще автопрома – вероятность выжить в ДТП стремится попросту к нулю. По всяческой пассивной и активной безопасности они застыли где-то еще в 70-х годах. Там нету ни подушек, ни даже ремней нормальных, ни о каких запрограмированных там деформациях и разрушениях речь не идет вообще (тем более что они все латаные-перелатаные и по 10 раз восстановленные в гаражах), и.т.д. То есть, любая евробляха (даже самая уставшая) – намного лучше в этом плане. И это я еще молчу про безопасность активную, то есть про управляемость, маневренность, устойчивость, и.т.д. Где вовсе ахтунг.
Второй аспект – организация дорожного движения и состояние дорожной сети. Тут тоже ахтунг. Давайте разберемся, ДТП это одно (там бампер поцарапал например), а ДТП со смертельным исходом (или тяжелыми травмами) – это совсем другое. Тяжкие ДТП это что? Это, в первую очередь, лобовые (или боковой удар на высокой скорости). Причины? В первую очередь – обгон. Обгон, зачастую неумелый и опасный. Обгон коптящих фур (общее состояние автопарка), любителей слева тупить (культура вождения, подогреваемая пропагандой) на двухполосках при херовом обзоре (дороги), при недостатке мощности (состояние автопарка, плюс, кстати бензин), не переключаясь даже вниз (навыки и культура вождения, плюс цена бензина). В состянии нервенного напряжения, то бишь стресса, что вызвано во многом состоянием дорог (ямы, и из-за ям – тошноты). На разбитой подвеске, убитой резине и по тем самым ямам, что может вызвать ту самую потерю управления. Что с одной стороны дороги, с другой стороны – бедность. И дороговизна автомобилей.
И как вы собираетесь все это исправлять? Крепя штрафы и акцизы? Понижая доступность автотранспорта и цену перевозок? Нонсенс. Еще одним моментом, что вносит свою лепту, есть пешеходы. Те самые, которым 10 лет к ряду объясняют, что они бессмертны, и что водителя посадят обязательно. Что нужно "за права свои бороться". С кем, блин, бороться, с грузовиком на гололеде? У которого и без тебя тормозит 1 колесо из 4-х? Итог такой борьбы предугадать нетрудно. Нерегулируемый пешеходный переход через четырехполоску (и более) – это уже терракт. Там будут трупы, каждый месяц, если не каждую неделю. Неизбежно. Но их рисуют нам менты. Вот почему бы регулятору не отрегулировать вопрос? Организация движения (и все вопросы безопасности) решаются на "оть..бись" традиционно. Кого-то задавили (или иная авария) – повесить знаки, ограничивающие еще чего нибудь, нарисовать там где-то переход или повесить светофор на автобане, а потом сидеть в кустах с радаром и стричь капусту. Мол инцидент был – мы отреагировали, а дальше не наши проблемы. Кто нибудь когда нибудь вообще оценивал мер тех эффективность с точки зрения числа ДТП (или их жертв) в следующем периоде, там месяце (или сезоне) ПОСЛЕ принятия тех мер? Что мол, там лучше стало или хуже? Я уже молчу про оценку качества самого дорожного движения, его комфортности, экономичности, временных затрат, и.т.д.
У нас все плохо на дорогах, потому что реально тем никто не занимается. А те кто занимаются – те диверсанты. Натуральные. Они делают все только хуже и потом с этого стригут бабло. И эффективность их действий никто не контролирует и не оценивает иначе, как чемодананами заносов наверх.Так что тогда вас удивляет в дорожной смертности? Там кстати еще фактор есть, качество (и оперативность) медпомощи и прочих спасательных операций. Которые тоже не нужно сравнивать с Германией или, примерно, Швецией. И если скорая блин помощь едет к месту аварии около часа (или спасатели), то на выживаемости того, кто зажат железками в салоне "жигулей" с каким нибудь кровотечением масштабным это, поверьте, очень сильно скажется. И это тоже важный фактор, без которого мы цифры этой не поймем. А нам про то никто не говорит ведь, правда?
Аналогично, есть проблемы и с реакцией самих ментов. Ибо у нас, когда двое пошкрябали себе бампера или разбили поворотник – то ждут ментов часами. При этом собирая пробку и провоцируя новые ДТП. Включая, возможно, и тяжелые. Вы так их приучили, заставили, чтоб никакая гривна, не дай бог, не протекла мимо ментовского кармана. Чтобы там снять с кого-то штраф, или забрать права (потом вернув за взятку), но общий ведь экономический эффект от этого – катастрофичен. А озверевшие в той пробке и толкотне водители потом жмут газ до отказа и начинают себя на дороге вести как Дарт Вейдер в штрафном подразделении. Да, так не нужно делать, но с другой стороны – нужно понять, что за рулем сидят живые люди. У которых нервы вовсе не железные. И что это наши сограждане, а не какой-то там абстрактый классовый враг. "Война на дорогах", о которой нам пишут – действительно имеет место, но только следует понять что государство (и менты отдельно) там не миротворец вовсе, а главный разжигатель и агрессор. Главный убийца на дорогах – это само государство. И никто иной.
Автор: Станислав Кукарека, блогер
Оценка материала:
Про вакханалию дорожную: информкампания на тему «На дорогах гибнет больше, чем на войне»24.07.2018