Бізнес
Ринки та компанії
В МИУ готовят ликвидацию порта "Южный" и увольнение всех портовиков
Ликвидация государственного порта "Южный" после передачи его активов в концессию частнику, станет прецедентом в истории приватизации, как новый способ теневой распродажи госимущества - считает экономист, экс-министр финансов Украины Владимир Лановой.
"У нас приватизация объектов госсобственности происходит непонятно как. Нам рассказывают о скорости приватизации. Кому нужна эта скорость? Она нужна тем, кто хочет украсть. Потому что им нужно быстро. Сейчас идет процесс юридического закрепления и поддержки вот таких неправомерных и неэффективных действий власти, нот при этом корыстных для кого-то, конечно", - пояснил эксперт.
Мининфраструктуры подготовило ТЭО концессии государственного порта "Южный", в котором идет речь, в частности, о ликвидации госпредприятия после того как оно буде передано в концессию. В разделе 10.2 документа идет речь не только о прекращении существования ГП МТП "Южный", но и об увольнении всего трудового коллектива. По мнению главы НДИ Минэкономики Украины, доктора экономических наук Игоря Манцурова, правительство готовит новую схему по выводу остатков госимущества в частное владение. Если после передачи в концессию порта "Южный", его, как госпредприятие ликвидируют - это будет означать окончательную потерю для страны этого стратегического объекта.
"Мы каждый день теряем свое влияние на развитие экономики, на развитие стратегически важных государственных предприятий. Это недопустимо. Тем более в условиях войны. Нельзя этого делать. Мы каждый день теряем влияние государства. Этот случай безусловно станет прецедентом. Если у них все получится, это будет еще один шаг к катастрофе, к уничтожению государства, потери независимости - экономической, политической, международной", - считает Манцуров.
Он высказал уверенность в том, что такие стратегически важные предприятия, как морские порты, в особенности порт "Южный" должны оставаться в руках государства и говорить об их концессии нет смысла по крайней мере в ближайшие несколько лет.
"Государственный порт "Южный" ликвидируют после того, как будет подписан договор о концессии, после чего порт полностью перейдет в частную собственность. А дальше его будут использовать не в интересах государства. Вот так будет. По моему мнению, про условия концессии для объектов стратегического значения, а порты - мы же понимаем, что это объекты первоочередного, стратегического значения - вести разговор не имеет смысла", - подчеркнул Манцуров.
Эксперты надеются, что депутаты не проголосуют во втором чтении за новый законопроект № 8125 "О концессии", учитывая намерения Мининфраструктуры - отдать в концессию высокоприбыльные объекты отрасли. Тем более, что законопроект предполагает ряд скандальных норм, которые, по мнению самих же народных депутатов, приведут к коррупции и вымыванию средств из госбюджета. Министр инфраструктуры Владимир Омелян заявил о том, что все концессионные проекты в портах начнутся сразу же после принятия нового Закона "О концессии".
По данным СМИ, в случае принятия Закона, множество госпредприятий по упрощенной схеме перейдут в частные руки на 49 лет, поскольку, сегодня эти объекты находятся в аренде или других формах частного пользования. В частности, порт "Южный", по условиям нового Закона, окажется в долгосрочной концессии у компании "Портинвест" бизнесмена Рината Ахметова. Попытки передать "Южный" в концессию не прекращаются со времен Януковича - с 2012 года.
Справка: ГП МТП "Южный" единственный глубоководный порт Украины, способный принимать грузовые суда типа Capesize грузоподъёмностью до 200 тысяч тонн. Порт "Южный" обеспечивает обработку шестой части всех грузов, проходящих через украинские порты. Как абсолютный лидер в обработке навалочных и химических грузов, "Южный" обслуживает основные экспортные и транзитные грузопотоки между странами СНГ и портами других континентов. Наличие современной перегрузочной техники, мощного портового флота, развитой сети железных и автомобильных дорог обеспечивает высокую интенсивность переработки грузов.