<
НОВИНИ ДНЯ: Коли фронт відчує американську допомогу? Оптимістичний і песимістичний сценарії  Боррель пояснив, чому США не збиватимуть російські ракети над Україною  Місія Juno NASA відобразила вулканічний світ супутника Юпітера  "Погрілися, пора померзнути": синоптик прогнозує потужну негоду в Україні  Як F-16 вплинуть на перебіг війни в Україні: Євлаш пояснив  "Погрілися, пора померзнути": синоптикиня уточнила прогноз погоди в Україні на четвер  Синоптик назвала точну дату, коли в Україні очікуються заморозкивсі новини дня
Життя та Стиль
Суспільство
03.04.2018 6029

В стиле smart: городская логистика будущего

Жители городов составляют уже более половины населения Земли, и в ближайшем будущем их количество продолжит возрастать. По прогнозам, к 2050-му число горожан достигнет 70% (а это почти столько же, сколько проживет на планете сегодня). Очевидно, что городской инфраструктуре придется срочно «умнеть», чтобы противостоять таким серьезным и все возрастающим нагрузкам.

Уже сейчас городам приходится очень непросто: в большинстве своем они слишком стары, тесны, ленивы и расточительны, чтобы обеспечить потребности своих жителей, и уж тем более противостоять вызовам будущего. Как сложная многокомпонентная система, город находится в непрерывном движении и поиске равновесия – инфраструктурного, энергетического, транспортного и экологического. В этой связи задача современных градостроителей и управленцев – найти оптимальный баланс и превратить наши потрепанные жизнью мегаполисы в города будущего. Другими словами, в бесперебойно функционирующие системы, где автоматика управляет энергоснабжением и отоплением, включает «зеленые волны» для пешеходов, велосипедистов и общественного транспорта, регулирует трафик и парковки, прогнозирует возникновение чрезвычайных ситуаций и предотвращает их. И это все не фантастика, а стремительно приближающаяся реальность.

Умный город

Одной из самых перспективных моделей городского развития, способной справиться с комплексом столь сложных задач, является концепция Smart City. В умном городе все решения, связанные с обеспечением его жизнедеятельности, будут приниматься на основе анализа множества факторов внешней среды – от температуры воздуха и прогноза погоды до времени суток и интенсивности трафика. Smart City можно сравнить с организмом человека: миллиарды установленных повсюду датчиков и сканеров – органы чувств, фиксирующие различные раздражители и передающие нервные импульсы в мозг, который анализирует сигналы, делает выводы и выдает релевантные команды телу, – то ли вскакивать с дивана и бежать, сломя голову, то ли продолжать наслаждаться малиновым мороженым.

Smart мобильность

__2rt5ett4t

Одна из сфер, требующих радикальных изменений, это городской транспорт. И эти изменения уже происходят – прямо на наших глазах. То, что мы наблюдаем сегодня, стоя на пороге цифровой трансформации автомобильной индустрии, не что иное, как смена парадигмы мобильности. Конечно, город будущего – даже самый умный – невозможно представить без машин. Но по прогнозам экспертов, количество персональных авто будет постепенно сокращаться. Причин тому несколько.

Во-первых, общественный транспорт все более превосходит автомобиль по скорости и экономичности – автобусы, метро и городские электрички обеспечивают действительно высокую мобильность в миллионниках, имеют широкую сеть покрытия, удобный график движения с минимальными отклонениями от расписания и обходятся пассажиру в разы дешевле. Во-вторых, стимулировать горожан отказаться от поездок на личном авто можно с помощью стремительно набирающих популярность сервисов кар-шеринга, краткосрочного лизинга и поминутной аренды автомобилей. Согласитесь, что это позволяет использовать машины гораздо эффективнее – ведь сегодня они большую часть времени простаивают на парковках. Паркинги и навигация меняются соответственно. Во многих европейских городах водители уже активно пользуются специальными мобильными приложениями, прокладывающими маршрут к ближайшему паркингу или к свободному паркоместу на улице. Таким образом, оптимизируется логистика, снижается уровень городского шума и степень воздействия на экологию. Да и самих паркингов со временем понадобится меньше, а на их месте появятся, например, зоны отдыха.

Сами же машинки, после снятия трех основных барьеров е-мобилей – ограниченного пробега, длительной подзарядки и эффективной утилизации батарей, – станут электрическими. И при этом, разумеется, очень умными и полностью автоматизированными, т.е. беспилотными. Первые «ласточки», умеющие самостоятельно общаться с дорожной инфраструктурой и делающие дорожное движение действительно безопасным, активно разрабатываются едва ли не всеми глобальными автоконцернами в тесном сотрудничестве с ведущими поставщиками программного обеспечения и IT-продуктов. Быть может, уже совсем скоро водительские права станут атавизмом.

Беспилотные технологии… и Украина

Удивительно, но факт. Первый отечественный беспилотник уже ездит по ухабам украинских дорог. Автомобиль, разработанный запорожской компанией «Инфоком ЛТД» на базе легкового ЗАЗ Lanos, с использованием интегрированных систем управления и мониторинга SCADA и Simatic WINCC от Siemens, можно смело поставить в один ряд с передовыми иностранными аналогами. Система выводит полную информацию о местоположении и направлении движения беспилотника, о пройденном пути, скорости на любом этапе движения, расходе топлива, а благодаря многочисленным «щупальцам» – сенсорам, датчикам, тепловизорам и радарам – автомобиль, независимо от погодных условий и времени суток, умеет ориентироваться в пространстве, читать дорожную разметку и знаки, распознавать пешеходов и животных, двигаться по бездорожью и даже оцифровывать ямы на дорогах.

У разработанной украинскими инженерами  системы беспилотного управления Pilotdrive нет слепых зон – датчики имеют охват в 360˚ и видят на 5 км, что гарантирует молниеносную реакцию автомобиля на препятствие или потенциально аварийную ситуацию. Анализ и принятие решения за доли секунды позволяет максимально обезопасить пользователей, ведь беспилотная машина адекватно реагирует на любые изменения дорожной обстановки и, в отличие от водителя-человека, четко соблюдает правила и скоростной режим. По словам разработчиков, система Pilotdrive универсальна и может быть установлена на сельскохозяйственной технике, транспорте особого и специального назначения, а также легковом и грузовом транспорте.

За перемещениями первого украинского беспилотного Lanos пристально следит оператор, а за рулём обязательно находится водитель, поскольку отечественные ПДД самостоятельного передвижения автономных машин пока не предусматривают. Разумеется, появление подобной нормы – лишь дело времени.

Так что сегодня мы с вами стоим на пороге удивительного цифрового будущего. И начнется оно уже завтра!

Автор: Ксения Талалай

Оценка материала:

5.00 / 3
В стиле smart: городская логистика будущего 5.00 5 3
Життя та Стиль / Суспільство
03.04.2018 6029
Еще материалы раздела «Суспільство»