<
НОВИНИ ДНЯ: В Україні об'єднують університети. Навіщо це роблять і хто підпаде під укрупнення  Тепле, проте не спекотне: синоптикиня розповіла, чого чекати від погоди цього літа  Перед вихідними в Україні будуть дощі та грози: де знадобиться парасолька   На 26 квітня в Україні прогнозують дощі та грози  В Україні 26 квітня дощі та грози, на південному сході прогріє до 26°  Частину областей накриють дощі, попереджають про грози й туман: погода на 26 квітня  Прогноз погоди на 26 квітня: де знову очікуються сильні заморозкивсі новини дня
Політика
Україна
30.12.2009 11:15 30575

Ничего личного, только бизнес: Сергей Тигипко

Программа банкира, вернувшегося на большую политическую сцену, дабы играть на ней почти первые роли (все больше ширится мысль о будущем премьерстве Тигипко), заставляет задуматься о том, может ли быть в Украине востребован политик такого типа: сугубо прагматичный, циничный экономист-практик, руководствующий почти что американским форматом общения с избирателями, при этом слегка отстраненный от обывательской повседневности, несмотря на такую же американскую улыбку. Выполнение его предвыборных обещаний очевидно сопряжено с развитием будущей карьеры, которая еще может привести его к самым вершинам власти. Если он сам этого захочет.

 

Прагматизм vs популизм
Программу Тигипко отличает максимальный экономизм. Стоит отметить, что она в целом выглядит достаточно рациональной. В программе этого кандидата нет однообразного популизма: обещаний многократно поднять зарплаты и пенсии, снизить цены, построить дешевое жилье или увеличить население до 50 миллионов. Хотя без «подачек» электорату не обошлось. Особенно электорату Юга и Востока Украины.
Как и большинство кандидатов, Тигипко собирается возвращать Президенту существенную часть полномочий. Потому он сообщает в своей программе, что хочет обратиться к парламенту за дополнительными полномочиями. В результате таких изменений в конституцию будет создана парламентско-президентская республика. Но напрашивается вопрос — а кто ему даст это сделать? Проблема у Тигипко при этом будет та же, что, к примеру, и у Гриценко. Парламент просто дезавуирует его властные амбиции. Хотя, если представить его победу реальной, ситуация будет зависеть от поддержки фракций и кулуарных договоренностей, в которых Тигипко как раз — мастер. Да и кандидатом он считается «умеренным», то есть может рассчитывать на голоса и ПР, и БЮТ.
Земельный вопрос Сергей Тигипко предлагает решать путем принятия законов «О рынке земли в Украине», «О государственном земельном кадастре», «О государственном Земельном банке». Центральным элементом рыночной инфраструктуры станет Земельный банк. Это учреждение будет государственным агентом и гарантом на рынке земли, через него станут проводиться все сделки с землей. К слову, аналогичный пункт — о Земельном банке, есть и в программе Владимира Литвина, провозглашающего себя радетелем аграриев.
Как и прочие кандидаты, Тигипко обещает снижение налоговой нагрузки и упрощение налоговой системы. Но здесь он конкретнее остальных: снижение налогов не должно касаться предприятий, продающих за границу сырье и полуфабрикаты (то есть, большинства предприятий Украины — такая вот хитрость от Тигипко!). Для защиты и восстановления отечественного производителя программа Тигипко предусматривает пересмотр и расширение перечня товаров, облагаемых 13-процентной пошлиной при ввозе в Украину.
Насколько это реально? Понятно, что для успешного экономического развития Украине необходимо перейти на производство конечного продукта. Но это задача на данном этапе трудновыполнима: украинская экономика ориентирована, как и большинство прочих постсоветских экономик, на экспорт дешевого сырья. К тому же, кризис ослабил очень многих предпринимателей. Чтобы перейти на производство конечного продукта, необходимо не только восстановиться после кризиса, но и провести кардинальную перестройку экономики. Готов ли Тигипко, даже теоретически, к таким серьезным реформам?
В социальной сфере банкир предлагает ввести систему обязательного медицинского страхования. Также он провозглашает одним из приоритетов развитие семейной медицины и государственной системы профилактики заболеваний. Правда, никакой конкретики по этому вопросу не дает. Равно как и в следующем пункте программы, связанном с образованием. В этой области Тигипко обещает «усовершенствование системы всеобщего тестирования, обеспечение равных условий для получения высшего образования». Что имел в виду автор?
Очевидно, что социальные вопросы — не самая сильная сторона практичного банкира. Как и любому бизнесмену, ему легче копить, чем отдавать, легче рассуждать и действовать по вопросам, связанным с оборотом капитала, производством, налогами и т.д., чем раздумывать о тонкостях медицины и образования. Вполне возможно, что Тигипко, как опытный менеджер, сумеет делегировать соответствующие полномочия специалистам в данных сферах. Но как он сможет проконтролировать эффективность их действий?
Тигипко и его команде следовало бы лучше проработать социальные пункты программы, которые на общем экономизированном фоне документа заметно «провисают», греша декларативностью, аналогичной иным кандидатам.
Не особо сильным коньком Сергея Тигипко является и агросектор. Банкир ограничивается лишь декларацией идеи о создании крупнотоварного сельского хозяйства. Как известно, аналогичная идея содержится в программе Арсения Яценюка, целиком являющей упражнением политтехнологов в оригинальных тезисах. Тигипко же, видимо понимая свою слабую компетентность в аграрных вопросах, предпочел не приводить в этом разделе каких-либо конкретных идей. Видимо, большую часть сельскохозяйственных вопросов Сергей Тигипко предполагает решить в процессе законодательного урегулирования земельных вопросов, о чем говорилось выше.
Обращаясь к одному из самых запущенных вопросов украинского бытия — жилищно-коммунальному сектору — Тигипко обещает создание специального госкомитета, который будет определять цены для граждан на основные коммунальные услуги. Также он постулирует создание «конкурентной среды из организаций, заинтересованных в каждом конкретном пользователе коммунальных услуг». Но сложно представить, что Сергей Тигипко даже на премьерском посту, не говоря уже о президентском, станет создавать такие «среды». Проработки вопроса в его программе не видно. Этот пункт также грешит декларативностью.
Еще более похоже на обещания конкурентов выглядит пункт о борьбе с коррупцией. Тигипко собирается принимать некую программу по искоренению  этого зла. Возможно, банкиру-практику лучше было не писать этот ритуальный для всех пункт вообще. Ну, пожурили бы его за это, зато было бы честен перед избирателем. Банкир, который борется с коррупцией — это возможно, так как бизнесмены страдают от аппетитов чиновников. Но бизнесмены такого уровня, как Тигипко, являются органической частью системы власти, и с коррупций бороться им как-то не с руки. Для этой роли больше пригоден некий кандидат силового лобби, но вот банкир…
Очень скромно подходит Сергей Леонидович и к вопросу судебной реформы. Он считает, что таковая, в принципе, не нужна, и пишет на этот счет максимально общо: «гарантировать реальную независимость судей». Этот пункт — вообще один из самых слабых и неконкретных в его программе.
В вопросе армии Тигипко также не оригинален — он выступает за профессиональную армию.

Гуманитарная помощь избирателю
По очень волнующим население нашего отечества гуманитарным и внешнеполитическим вопросам Сергей Тигипко вынужден быть поконкретнее. Так, русский язык он собирается сделать «языком межнационального общения». Эта лукавая формулировка означает, что вопрос русского как второго государственного Тигипко поднимать не собирается. Но на встречах с избирателями и на выступлениях в ток-шоу он все-таки вынужден был конкретизировать этот пункт своей программы: государственным языком остается украинский. Что же до статуса «языка межнационального общения», то это означает, фактически, выполнение известной Хартии региональных языков, предусматривающих использование второго языка в зоне компактного проживания национальных меньшинств. То есть, в случае появления Тигипко в президентском, или, что более вероятно, в премьерском кресле, он «спустит» вопрос о русском языке на региональный уровень. Что для большинства наших политиков является единственным выходом из языкового вопроса. Налицо очевидный прагматизм кандидата.
Несколько более конкретно Тигипко высказывается по вопросам отношений с Россией. Он говорит о «перезагрузке» отношений с Кремлем, призывает к прекращению антироссийской риторики, а ответ собирается добиться от России уважительного отношения к Украине как суверенному государству. Интересно, за счет чего это может произойти? Видимо, Тигипко считает, что такая фигура во главе Украины, как он, автоматически вынудит Москву уважать Украину как державу. Можно не сомневаться — Тигипко найдет, что и как продать большому соседу —  для того, чтобы нас внешне стали уважать. Как было при Кучме Леониде Даниловиче — в золотое для Тигипко время, которое ныне провозглашают «украинским застоем» и на опыт которого он, очевидно, равнялся при написании своей программы.
При этим Тигипко призывает восстановить самые широкие гуманитарные и экономические связи с Россией, в том числе в военно-промышленной сфере. То есть вернуться к кучмовскому варианту отношений, когда Украина вела себя достаточно прагматично. Здесь он весьма конкретен, хотя не всегда реалистичен. Так, Тигипко предлагает обратить внимание на Азию, развивая экономические контакты с Индией, Китаем, вернуть украинские товары на среднеазиатские рынки. Это — рациональная мысль, звучащая почти в унисон с нынешней «азиатизацией» политико-экономического вектора России. Так что складывается впечатление, что Тигипко действительно собирается, успокаивая Россию по поводу знаковых гуманитарно-политических вопросов, незаметно, но уверенно протягивать «щупальца» бизнеса в регионы, где Россия давно считает себя единственным возможным игроком, во всяком случае, игроком с просторов СНГ. Похвально, амбициозно. Но получится ли?
Кстати, аналогично выглядит и повышенное внимание Тигипко к приднестровскому вопросу. Более ни один из кандидатов на этой проблеме столь подробно не останавливается. Такое внимание, возможно, объясняется происхождением Сергея Леонидовича (он родился в Молдове), но вероятнее —желанием понравиться электорату Юга Украины, в особенности Одесщины, где, впрочем, он уже и так завоевал достаточную популярность и даже поддержку такой одиозной политсилы, как партия «Родина» небезызвестного Игоря Маркова. Сергей Тигипко собирается активизировать украинское участие в урегулировании приднестровского вопроса, реанимировав поддержку представителей тамошней элиты, ориентированной на Украину (видимо, Сергей Леонидович точно знает, что таковая там есть). По сути, Тигипко декларирует переориентацию Приднестровья на Украину вместо России. Но, во-первых, задача это почти нереальна, особенно в нынешнем кризисном состоянии Украины. А во-вторых — зачем так явно показывать России, где собираешься ее «обойти»?

Пряник для Кремля
Дабы Москва не нервничала, Тигипко «убаюкивает» ее отказом от курса на НАТО и даже ЕС, а также возможностью пролонгации пребывания Черноморского флота. НАТО, пишет он, для Украины не актуально и даже невозможно. Он отдельно подчеркивает, что ни Германия, ни Франция не видят Украину в НАТО. Упоминание Франции не случайно: в свое время Сергей Леонидович был награжден высшей наградой французского правительства — орденом Почетного Легиона. За что — до сих пор достоверно неизвестно. Но уж точно большие связи во французском бизнес-сообществе у основателя «Приватбанка» есть.
Помимо отношения больших держав Европы к вопросу членства Украины в Альянсе Тигипко отдельно упоминает и нежелание украинцев видеть нашу страну в этом военном блоке. Фактически аналогичную позицию он декларирует и в вопросе членства в Евросоюзе. Украине нужно находиться в «определенном нейтралитете» (кем определенном, и каком именно — ?) и заниматься боеготовностью собственной армии — провозглашает Тигипко. А с кем он видит  в Украине войну? Ведь с Россией мы будем дружить, да и сохранение базы Черноморского флота в Севастополе после 2017 года, по его мнению, вполне возможно. Если нам будет это выгодно — пишет Тигипко — то почему бы и нет? Но мы должны получить за это реальную цену. Банкир отлично знает, как торговаться. Но Россия — такой клиент, с которым особо не поторгуешься. Тем более, что про энергетическую безопасность, которая является для Украины приоритетом не только в отношениях с Россией, а и в развитии экономики, он не пишет вовсе.
С какими тогда аргументами можно требовать от России «реальную цену» за пролонгацию пребывания ЧФ? Как говорилось выше, Тигипко может русским что-нибудь продать. Во внешнеполитическом плане курс будет вполне «промосковским» — ни НАТО тебе, ни ЕС, зато будут бесконечные торги и уступки (понятное дело, что с украинской стороны).

Хорошему премьеру ничего не мешает
Все-таки Сергей Леонидович — кандидат с прицелом на юго-восточный электорат. Так что противоречие между нейтральным статусом государства и наличием на его территории военных баз иностранных держав его не смущает. Ему важна популярность в зоне проживания «бело-голубого» избирателя. А заодно — немножко в Киеве и в Центральной Украине.
От острых политических и вообще всяческих политизированных вопросов Тигипко всегда может уйти в область сугубой экономики. Мол, вначале давайте поднимем производство, возродим банковскую систему и т.п., а потом уже будем решать все иные проблемы. Из Тигипко-кандидата и политика постоянно «выглядывает» Тигипко-бизнесмен. Потому и считается, что он будет максимально полезен в должности премьер-министра, а не президента. Раз у него столь хорошо получается ведать экономикой, то пусть так и будет. Собственно, на такое понимание его программы он и делает ставку. Пожалуй, Тигипко — единственный из кандидатов, кто борется не за президентскую должность и не за победу на будущих парламентских выборах (хотя второй аспект для него также очень важен), а именно за премьерство. Он знает, что оба главных фаворита гонки — Тимошенко и Янукович — уже готовы предложить Сергею Леонидовичу этот пост. Официальные предложения будут сделаны между первым и вторым турами. Кто первый успеет, тот и получит голоса сторонников Тигипко. А их у него, если усреднить все рейтинги — примерно 7%. Немало, особенно для Тимошенко.
Зачем Тигипко вообще пошел на эти выборы? Ответ лежит как раз в коммерческой плоскости. На этот раз банкир продает самое дорогое, что у него есть — самого себя. Он решил, после долговременной политической «нирваны», в которую ушел добровольно, снова вернуться в узнаваемый пул политиков, провернув одну из самых важных сделок в своей жизни — превратить себя в бренд. И начать решил с персональной раскрутки, что легче всего сделать именно в ходе президентских выборов.
Даже если ему не предложат по итогам нынешней гонки никакого поста, у Тигипко есть широкие возможности «конвертировать» свою раскрученность в создание партийной структуры. В Верховную раду он точно пройдет. Тигипко знает — и Тимошенко, и Янукович будут стремиться заполучить его в союзники. Или сейчас, или же в ходе парламентских выборов. Он — выгодное вложение. Отработает. И себя не забудет.
Может быть, нам такой и нужен? На фоне демагогов и политпроектов со своим сугубым бизнес-подходом он выглядит столь откровенно, что уже одно это кажется чем-то новым. Хотя на самом деле, его новое — не забытое старое. Времен Кучмы.

 

Текст: Виктор Серов, специально для Контракты.UA

 

Читайте также:

Кандминимум: что из обещанного в предвыборных программах готовы исполнить кандидаты в президенты?

Крайний правый: что стоит за националистическим эпатажем Олега Тягнибока

Кандидат в Наполеоны: за счет чего думает победить Анатолий Гриценко

Политпровал года: почему Арсений Яценюк так и не смог стать «молодой надеждой нации»

Поздняя болезнь левизны: зачем Владимир Литвин хочет казаться социалистом?

Оценка материала:

3.86 / 7
Ничего личного, только бизнес: Сергей Тигипко 3.86 5 7
Політика / Україна
30.12.2009 11:15 30575
Еще материалы раздела «Україна»