Кабінет директора
Вечірня горілка
Капитан обещает стрелять, или Отчаянный выбор
Вот вы считаете, что предстоящие в Украине выборы – это ужас и кошмар, но, поверьте, случаются кошмары и покошмарнее. В это воскресенье, 7 октября, проходит первый тур президентских выборов в Бразилии, и на них с большим отрывом, судя по всему, победит кандидат по-настоящему пугающих убеждений.
- Я артиллерийский капитан, с какой стати я буду говорить об экономике? – пренебрежительно бросил Жаир Болсонару в интервью Globo News. Вообще-то, 17 лет в армии лидер президентской гонки проходил очень давно, с 1991 года он семь раз подряд избирался в парламент, но ему нравится представлять себя жестким рубакой. По его мнению, не было благословенней времен в истории Бразилии, чем двадцатилетняя военная диктатура, правда, проявившая непростительную мягкость к инакомыслящим и ограничившаяся пытками там, где нужно было прибегать к расстрелам.
Стрелять нужно больше и чаще, считает Болсонару, обещающий вернуть в страну смертную казнь, официально отмененную еще в 1889 году. Он же выступает и за либерализацию оружейного законодательства: сторонники кандидата носят футболки с его именем и трафаретом винтовки. В начале сентября на одном из предвыборных митингов на него было совершено покушение: на него бросился с ножом человек, заявивший, что получил на то божье благословение. Этот эпизод лишь увеличил число сторонников Болсонару, которые увидели в этом подтверждение его тезиса о необходимости ужесточения борьбы с уличным насилием путем увеличения полицейского насилия. В этом он поддерживает позицию филиппинского президента Дутерте, который поощряет полицию разбираться с преступностью без суда и следствия.
The New Yorker называет Жаира Болсонару наполовину Дутерте, наполовину Трампом: бразилец во многом напоминает американского президента, регулярно делая выпады против женщин, сексуальных меньшинств и небелого населения. Одной из политических оппоненток он заявил, что не стал бы ее даже насиловать. Отец четверых детей от трех браков, Болсонару сообщил, что предпочел бы, чтобы его сын умер, чем оказался геем. Цветных мигрантов он называет подонками, и это звучит особенно удивительно в стране, построенной мигрантами и в которой цветные в большинстве. Как и Трамп, в искренней симпатии к которому реакционный политик признается, он активно использует социальные сети. Правда, не твиттер, а фейсбук, в котором у него больше семи миллионов читателей-почитателей.
По последним опросам накануне первого тура у этого диковатого персонажа 35% поддержки против 22% у главного конкурента. В его пользу выступили представители большого бизнеса, поскольку видят в нем единственную реальную фигуру, способную остановить сползание страны в левую диктатуру вроде Венесуэлы, с напрочь убитой экономикой, после многолетнего правления Партии трудящихся. Компенсировать некомпетентность «артиллерийского офицера» должен Паулу Гедес, известный либеральный экономист, которому прочат пост министра финансов. Гедес выпускник Чикагского университета, и его сочетание с кандидатом в вице-президенты Антониу Хамильтоном Моуреу, отставным генералом, делает будущее руководство схожим с чилийской хунтой Аугусто Пиночета, которому Болсонару открыто поклоняется.
Партия трудящихся выставила против Болсонару бывшего мэра Сан-Паулу Фернандо Хаддада, и это оказалось далеко не лучшим решением. Во-первых, он год назад он уступил на выборах мэрский пост, а, значит, находится совсем не на пике популярности. Во-вторых, до последнего был расчет, что удастся сохранить в качестве основного кандидата бывшего президента Лулу да Силву, исключительно популярного среди малоимущих, несмотря на 12-летнее заключение, которое он отбывает за коррупцию. Хаддад шел кандидатом в вице-президенты у Лулы, был у него в тени, и когда Верховный суд окончательно зарубил возможность да Силвы участвовать в гонке, не смог перехватить голоса его сторонников.
Несомненно, тяга к сильной руке и наведению порядка, невзирая на методы, выросла у бразильцев после коррупционных разоблачений, задевших всю политическую верхушку. Несмотря на большую чистку-мойку (грандиозная полицейская операция, длящаяся несколько лет, так и называется: «Автомойка») или, скорей, благодаря ей, 77% граждан считают руководство страны безнадежно коррумпированным.
Жаир Болсонару долгие годы был маргинальным парламентским деятелем, пытавшимся безуспешно привлечь к себе внимание скандальными заявлениями. И вот, кажется, наступил его час. Теоретически возможно, что во втором туре, который состоится 28 октября, против него объединятся избиратели всех прочих двенадцати кандидатов и не пустят во власть опасного человека. В конце концов, у него антирейтинг как ни у кого – целых 45%. Однако тешить себя надеждой не стоит, тем более что и оппонент у него тоже далеко не мечта бразильского народа. Выбор без выбора – нам ли не знать, что это такое?
А выпьем давайте за то, чтобы эти темные времена в политике, причем, как мы видим, не только в нашей, завершились поскорей и с наименьшим ущербом. И чтобы, наконец, появился нестыдный выбор, и выборы перестали представлять метания между утоплением и повешением.
Налил и немедленно выпил – Леонид Швец