НОВИНИ ДНЯ: Перші дослідження ґрунту з темного боку Місяця розкрили нові факти  Удари ЗСУ вглиб Росії: експерт назвав цілі ракет ATACMS  Бойові дії в Україні можуть припинитися 2025-го: деталі від The Economist  Як приготувати найніжніші та найсоковитіші відбивні: допоможе цей секретний інгредієнт  Коли Андрія Первозванного 2024 року: святкуємо за новим календарем, історія, традиції  Буде "особливість": синоптикиня розповіла, на яку погоду чекати в п'ятницю в Україні  Британська розвідка оцінила "могутність" Чорноморського флоту РФ після 1000 днів війнивсі новини дня
Бізнес
Економіка
19.02.2010 10956

Почему Украина не получит льготной цены на газ

Одним из первых заявлений Виктора Януковича после второго тура выборов президента Украины было предложение вернуться к идее создания газотранспортного консорциума по совместной эксплуатации украинской ГТС. Как известно, эта идея активно обсуждалась в последний период правления Леонида Кучмы, и сейчас новый президент Украины демонстрирует готовность вернуться к, казалось бы, давно забытой схеме.

 

Впрочем, за последние пять лет на газовом рынке как Украины, так и России произошли необратимые изменения. Когда с идеей консорциума выступал Леонид Кучма, Украина закупала газ у РФ по льготной цене, а сам механизм ценообразования был практически неизвестен никому, кроме участников договоренностей. По сути, консорциум был призван легитимизировать эту схему и оправдать ее существование совместным контролем над ГТС. Но даже в той ситуации было ясно: у сторон может не хватить средств на модернизацию ГТС, поэтому решено было привлечь к сотрудничеству еще и немецкого партнера. Переговоры между участниками продолжались долго и завершились ничем. Сейчас у Газпрома тем более нет денег на модернизацию украинской газотранспортной системы. Но возникает вопрос: а сможет ли российский монополист привлечь к переговорам европейских партнеров, которые одновременно участвуют в осуществлении амбициозных проектов подводных газовых магистралей? И какой будет смысл в создании консорциума без европейского участия — если учесть, что в неотремонтированном и необновленном виде украинская ГТС практически безнадежна…
Есть и еще одно обстоятельство: новый президент обязательно захочет увязать создание консорциума с ценой на газ. Виктор Янукович не раз заявлял о необходимости пересмотра соглашений, достигнутых между Владимиром Путиным и Юлией Тимошенко. Разумеется, для того чтобы такой пересмотр начался, необходимо, чтобы не просто был приведен к присяге президент, но и начало работать новое украинское правительство. В любом случае, основанием для пересмотра соглашений, названных Путиным лучшими договоренностями в газовой сфере за последние годы, должны быть серьезные основания. Допустим, что таким основанием станут договоренности о совместном консорциуме по эксплуатации ГТС. Действительно ли в этом случае Украина добьется уменьшения цены на газ?
Такая вероятность существует, если учитывать опыт российско­белорусского сотрудничества. Но в случае с Беларусью Россия установила льготную цену, заложив в нее стоимость эксплуатации самой газотранспортной системы, причем цена на газ с каждым годом росла. Сейчас же Россия вступила в непростую полосу повышения внутренних цен на голубое топливо, и представить себе, что в Газпроме пойдут на какую-¬то особую цену для Украины, — верх фантазии. Более того, Россия будет претендовать не столько на консорциум по совместному управлению ГТС, сколько на покупку части управляющей газопроводом компании, как это произошло в белорусском случае. А вот продажа ГТС вряд ли входит в планы нового президента и в особенности сконцентрированного вокруг него газового лобби. Эти люди своего не упустят.
В то же время, для того чтобы Россия согласилась с участием в любой форме совладения украинской ГТС, ей необходима уверенность в стабильности украинской власти. В Москве должны знать: в соседней стране никаких перемен не будет — и долго. Собственно, это то, что мог гарантировать Александр Лукашенко, когда речь шла о продаже Белтрансгаза. Сможет ли обеспечить такую стабильность Виктор Янукович? Особенно в случае, если он не сможет добиться отставки правительства Юлии Тимошенко? Или сможет, а взамен создаст коалиционное правительство с партией «Наша Украина», фракция которой будет выступать категорически против передачи ГТС России и называть это прямым предательством национальных интересов? Более того: в нынешнем парламенте, при любом составе правительства и любом составе коалиции, может просто не найтись голосов для ратификации соглашения о создании консорциума — что россияне, с их уверенностью в возможности контроля над любым парламентским действием, будут считать заурядным обманом. Так что вокруг переговоров о консорциуме с самого начала будет складываться атмосфера недоверия и завышенных ожиданий. И вряд ли новому президенту удастся изменить эту атмосферу в ближайшее время.

Текст: Виталий Портников

Оценка материала:

4.78 / 9
Почему Украина не получит льготной цены на газ 4.78 5 9
Бізнес / Економіка
19.02.2010 10956
Еще материалы раздела «Економіка»