Життя та Стиль
Автоклуб
Французский турбогламур: Citroen DS3
«Жизнь — это подиум», — девиз, совершенно понятный женщинам и не вполне созвучный мужскому взгляду на мир. Обычно тест-драйв — дело мужское. Когда на тест-драйве появляются женщины, причем дамы из глянцевых журналов, — он действительно немного превращается в подиум. Так случилось на тест-драйве самой интригующей новинки французского автопрома последних лет со знаковым для Ситроена названием DS3.
«Жизнь — это подиум», — девиз, совершенно понятный женщинам и не вполне созвучный мужскому взгляду на мир. Обычно тест-драйв — дело мужское. Когда появляется новая модель авто, мужчины узнают об этом и договариваются о тест-драйве. Приезжают в оговоренное время, смотрят, делают какието выводы об экспрессивности, респектабельности или брутальности внешнего вида. Осматривают салон, трогают материалы отделки, возятся с настройками бортового компьютера и навигатора, нажимают на кнопки, садятся на все сиденья, двигают их, складывают и раскладывают спинки, открывают ящички и подковыривают все, что может отковырнуться само лет через пять эксплуатации. Мужчины внимательно изучают технические характеристики, список функций и опций, пересчитывают и сравнивают цены на комплектации, морщат лоб и хлопают себя по коленкам. Потом они ездят на машине. Собственно, «ездят» — не совсем правильное слово. Они на них гоняют, месят грязь, жгут резину — в общем, это отдельная история, что происходит на данном этапе. Еще мужчины открывают капот и подолгу смотрят туда, иногда дергая за патрубки. Затем они беседуют друг с другом. Потом мужчины берут другие машины, и все повторяется. Обычно всем этим занимаются именно представители сильного пола. Когда на тест-драйве появляются женщины, причем дамы из глянцевых журналов, — тест-драйв действительно немного превращается в подиум. Так случилось на тест-драйве самой интригующей новинки французского автопрома последних лет со знаковым для Ситроена названием DS3.
Прет-а-авто
Встречают, как известно, по одежке. Совершенно понятно, почему на презентации присутствовало такое количество «глянцевой» прессы. Внешность у DS3 модельная. Вычурная форма с элементами непонятной функциональности, не то чтобы сбивает с толку, но уж внимание к себе привлекает точно. Похожие на акульи жабры псевдовоздухозаборники — на самом деле декоративные светодиодные габаритные фонари. Тонированное остекление как бы окружает машину по всему периметру, создавая впечатление, что крыша парит над корпусом, не крепясь к нему. К тому же окраска крыши отличается от цвета кузова, да еще и декорирована аппликацией. В итоге нижняя часть кузова воспринимается отдельно и както по¬кабриолетовски. В районе дверной стойки кузов выступает чем-то похожим то ли на спинной плавник акулы, то ли на хвост самолета с обратной геометрией крыла. Но крыши тоже демонстративно не касается. И все это посажено на агрессивные диски с низкопрофильной резиной, а с некоторых ракурсов заметно свойственное спортивным автомобилям расширение корпуса к низу.
При желании в DS3 можно узнать и черты новой С3, как бы взятой за основу перед основательным тюнингом. В салоне преемственность видна еще отчетливее — только в DS3 все более экспрессивное, эмоциями наружу. Впрочем, что конкретно имели в виду авторы, придавая автомобилю черты летательного аппарата, приспособленного для жизни в подводных условиях, я так и не разгадал. Пока они сами не подсказали.
Они уже здесь
Когда мы летели в Париж, я думал о том, что французам не очень везет с люксовыми автомобилями. Попытки предпринимаются (вспомнить хотя бы Citroen С5, см. Контракты, № 13 от 31.03.2008), но нарушить гегемонию немецкой премиумтройки французам пока было не под силу. И вот концерн PSA решился начать масштабное наступление, выводя на рынок люксовый бренд DS (dees по-французски созвучно слову d`eesse — богиня, машина с таким названием была очень популярна в 1960-е. DS3 метит в конкуренты BMW-шному Mini Cooper. Есть, конечно, и другие конкуренты: Fiat 500, Alfa Romeo MiTo, Renault Clio Renaultsport, SEAT Ibiza Cupra, в конце концов Audi A1. Но харизма Mini настолько сильна, а авторитет так безупречен, что хозяином класса остается он. Или уже оставался, в прошедшем времени?
Странная история с сотрудничеством PSA и BMW при создании двигателей VTi, которые стоят под капотом DS3 (а также под капотом Mini), в этом разрезе кажется то ли легкомысленной беспечностью немецкого концерна, то ли бравадой, то ли уж очень большой уверенностью в своих силах. Баварцы, конечно, любят в кулуарных беседах за¬явить о чемто вроде «пятнадцатилетнего технологического отрыва от «японцев», да мы и не знаем, что досталось им от сотрудничества с PSA. BMW всерьез берутся за маленькие автомобили, а уж чточто, а малолитражки французы делать умеют. Но ведь на DS3 дело не остановится. Скоро появятся DS4 и DS5, интерес к которым наверняка будет подогреваться их «заряженными» версиями. (О DS5, престижной замене С6, не раскрывая, впрочем, подробностей, генеральный директор «Ситроен Украина» Лоик Сибрак вообще говорит как о чемто совершенно исключительном!) Публике уже показали концепт дизель-электрического гибрида Citroen DS Highrider. К тому же на подходе «заряженная» версия DS3-R с 200-сильным двигателем, на котором (вот увидите!) начнет побеждать Себастьян Лоэб, пересевший в нее с С4, вышедшего за рамки новых технических правил WRC. Он уже провел на ней первые пробные заезды, о чем на следующий же день сообщали все автомобильные информационные агентства.
В общем, прелестная DS3 может быть началом французского вторжения в премиумкласс. У Ситроена был хороший год. Во Франции впервые за 44 года компания отвоевала 15% авторынка, продав 440 тыс. автомобилей; в Германии — 100 тыс.; в России, несмотря на 50%-ное проседание рынка в целом, она обеспечила себе рост продаж; 160 тыс. машин было продано в Китае. Похоже, что автомир позитивно встречает креативность по-французски, и ситроеновцы могут позволить себе нечто экстраординарное. И в целом перспективы для марки открываются очень радужные, если… DS3 окажется действительно так хороша, как от нее ждали.
Маркетинг или жизнь
Хозяева позаботились о том, чтобы среди двух десятков машин на тест-драйве не было пары одинаково оформленных. Притом что все машины были с одинаковыми турбированными 150¬сильными 1,6¬литровыми VTi и шестиступенчатой механической коробкой передач. DS3 получился довольно «подиумным», и объясняется это тем, что руководителем команды, пять лет работавшей над созданием авто, является женщина. К созданию DS3, помимо автомобильных дизайнеров Ситроена, были привлечены дизайнеры одежды, графики, музыканты (ну, это для меня уже слишком!), а окончательный внешний вид модели будет определять владелец с помощью специальной 3d программы-конфигуратора. К существующим сегодня темам оформления каждый год будут добавляться новые. Как в линиях одежды, согласно будущей моде.
Игра в кастомизацию подкреплена ситроеновским видением современного тренда рыночных предпочтений. Маркетологи марки подсчитали, что некий усредненный современный мировой автолюбитель: а) ценит индивидуализацию авто; б) не склонен выбирать при прочих равных больший автомобиль; в) останавливает свой выбор на машине, которая ему субъективно понравилась, обращая меньшее внимание на функциональность. Уверен, что маркетологи, скажем, Geely считают иначе, но и отрицать таланты французов не смею. В том, что маркетологи марки не зря едят по утрам круассаны, меня лично убеждает прекрасная отстроенность от конкурентов, которая была продемонстрирована на прессконференции и будет использована в рекламной кампании. Удар в болевую точку Mini и Fiat 500 по-мушкетерски точен. Если конкуренты предлагают переосмысленное ретро, то концепция DS3 — антиретро: «Мы создаем не сегодняшние воспоминания о прошлом, а воспоминания будущего о сегодня». Очень красивая идея, отражающая настроение, царящее сейчас в Ситроене, и представляющая футуристичность DS3 в новом свете.
Хорошо, когда автомобиль возникает вокруг лаконичной центральной идеи, а не является компиляцией отдельных, пускай и очень удачных узлов и элементов. К тому же, когда эту идею можно четко сформулировать, начинает работать магия девизов: «BMW — автомобиль для водителя!», «Audi — самая алюминиевая компания!», «Советское — значит лучшее!». Но не будем отвлекаться, потому что маркетинг маркетингом, девизы девизами, а машины машинами.
Турбогламур
Как уже было сказано, мы ездили на машине с турбированным 150-сильным 1,6-литровым бензиновым двигателем VTi, разработанным мотористами Ситроена в сотрудничестве с BMW. DS3 может быть укомплектован также 1,6¬литровым 120-сильным и 1,4-литровым 95-сильным VTi или дизельными DPFS мощностью 110 или 90 лошадиных сил. Все силовые агрегаты соответствуют экологическим нормам Euro V и, добавлю от себя, весьма вероятно, чувствительны к качеству топлива. Экономичность производит впечатление: тестируемая машина потребляет в городском цикле 7,6 л и 4,8 л на трассе. Производительность двигателя позволяет автомобилю соответствовать напористому внешнему виду, при выбросе не более 134 г/км разменивая сотню за 7,3 с. Четкая 6-ступенчатая механика в полной мере позволяет насладиться динамичной ездой, делая все 150 л. с. мотора близкими и доступными водителю.
Автомобиль собран на платформе нового C3, но с доработками, касающимися в первую очередь настроек подвески. В DS3 побеждены боковые крены, характерные для С3. Так что четкость управления на уровне. Маневренности способствуют и небольшие габариты автомобиля (DS3 компактнее даже своих «одноклассников»), и рекордные 5,1 метра радиуса разворота. Кстати, и руль небольшой (привет, ралли!) — диаметром 363 мм. Решение проблемы поперечной устойчивости не сделало автомобиль жестким, а достаточно энергоемкая подвеска (передняя — типа «псевдо-Макферсон» и задняя — с деформируемой балкой) не должна сплоховать и на наших дорогах.
Стоит ли говорить, что салон прекрасно звуко и виброизолирован. Хочешь конкурировать с Mini — изволь соответствовать. Расположение приборов, организация водительского пространства и масса других элементов знакомы нам по С3. Но и отличия существенны. Прежде всего, нужно сказать о замечательных спортивных передних креслах с развитой боковой фиксацией. Кстати, руль в DS3 приподнят и регулируется по высоте и глубине, так что места для водителя может быть на удивление много. Мягкий органический материал приборной панели и термоустойчивых зон контрастирует с гладкой лакированной линией, пересекающей приборную доску и объединяющей окошки вентиляторов и бортовой компьютер. Разные варианты комбинаций цвета этой вставки с цветом кожи сидений придают салону эмоциональную индивидуальность, зачастую неожиданно сочетаясь с внешним оформлением машины. Лично я получил массу удовольствия, прислушиваясь к своим ощущениям в салонах разных цветов: и горячего желтокрасного, и спокойных нордических оттенков.
С выбором оформления при желании можно серьезно повозиться. В салоне владельцу предлагают выбрать цвет кожи сидений, дополнительно к нему — цвет полоски на приборной доске, оформление рукоятки коробки передач и еще ряд деталей; а снаружи — цвет крыши (по желанию отличный от цвета корпуса), цвет футляров зеркал заднего вида и окантовки дверей или отделку их хромом, а также окраску колес и дисков. Сами диски тоже могут иметь разную форму, к тому же крыша, как уже упоминалось, украшена деталями аппликации, наносимой промышленным способом (производство DS3 полностью сосредоточено на французской индустриальной площадке в Пуасси).
На презентации Fiat 500 итальянцы заявили: «Возможно 500 вариантов оформления машины». В случае с DS3 их количество подсчитать затруднительно. Но, как уже говорилось, на самом деле предлагается несколько базовых вариантов оформления («Маориец» в стиле татуировки, гламурная «Дейзи», «Зебра», «Волна», «Карта», «Авиа» и т. д.), которые можно раскрашивать и дорабатывать соответственно своему вкусу.
Все как у людей
DS3 получила пять звезд в тесте на безопасность EuroNCAP, проводившемся уже по новым, более строгим требованиям. Активная безопасность автомобиля включает в себя солидный набор помощников системы торможения, таких как ABS, ESP, электронная система распределения тормозных усилий REF, система помощи при экстренном торможении AFU. В машине шесть подушек безопасности. Электронные помощники DS3 знакомы нам по «богатым» комплектациям новой С3: ограничитель скорости и индикатор переключения передач, помогающий выбрать оптимальный скоростной режим в целях экономии топлива, автоматическое включение света и стекло-очистителей и т. д. Система навигации MyWay интегрирована с аудиосистемой, к ней же можно подключать Bluetooth-устройства. Навигатор понимает Garmin-овские карты, так что проблем с ориентацией в Украине не будет.
Конечно, DS3 — машина для города и для асфальта. Несмотря на больший, чем у конкурентов, багажник (285 л), пикники и прочие вылазки на природу ей противопоказаны. На проселочной дороге красивая низкопрофильная резина и небольшой клиренс не комильфо. А вот в городе уровень комфорта для такого небольшого автомобиля превосходит ожидания. Пять полноценных посадочных мест, обилие удобных вещевых отделений внутри салона, помноженные на мягкий ход, хорошую шумо- и виброизоляцию и прекрасное оснащение, убеждают в верности точки зрения ситроеновцев, что эффектный и престижный автомобиль для горожанина сегодня не обязан быть большим.
Стоит сказать, что в Париже машину уже хорошо знают. Ее внимательно рассматривают из соседних авто на дороге и прохожие на улице. Один водитель автобуса даже умудрился, практически не отрывая взгляд от машины, объехать ее с обеих сторон, пока мы разбирались со съездом с кольца вокруг Триумфальной арки. Французские автомобильные журналы успели провести сравнительные тест¬драйвы DS3, Mini Cooper S и Alfa MiTo и (какая неожиданность!) отдать предпочтение соотечественнице.
Текст: Сергей Гетун, «Контракты»