Бізнес
КСВ
Тансу Еэн, Главный исполнительный директор life:): «Главное в КСО — не распыляться»
Сегодня под новомодное понятие корпоративная социальная ответственность (КСО) пытаются подвести все, что угодно, от раздачи детских сладостей под новый год до уборки парка перед офисом. Не умаляя важности вышеперечисленного, Контракты.UA все же попробовали разобраться, каковы отличительные черты КСО как политики компании, и какие дивиденды может получить бизнес от своей «социальности». Разбирались вместе с Тансу Еэном, Главным исполнительным директором life:).
К:Что делает компанию социально ответственной? Можно ли назвать компанию социально ответственной, если она, например, помогает школе? Или корпоративная социальная ответственность (КСО) подразумевает нечто большее?
Тансу Еэн: Понятие КСО комплексное. Чтобы быть социально ответственным, бизнес должен соответствовать ряду условий. Прежде всего, возвращать обществу деньги в сфере, не связанной с коммерческой деятельностью. К примеру, если книжный магазин дарит книги школе – это не социальная ответственность. Это благотворительность. Также социальная ответственность не должна быть связана с финансовыми проектами. Если компания по сборке ПК поставляет в школы компьютеры, а потом продает ПО – это тоже не социальная ответственность. В понятие социальной ответственности входят такие вещи как предоставление качественных продуктов и услуг, своевременная уплата налогов, ответственность и надежность при общении с партнерами, клиентами и сотрудниками. И, наверное, наиболее важный признак социально ответственной компании в том, что она должна направить свои ресурсы – материальные и трудовые – на решение актуальных для общества проблем.
К: Какую долю от своего оборота должна вкладывать компания, чтобы иметь моральное право называть себя социально ответственной?
Тансу Еэн: Прямой зависимости нет. Деньги лишь средство. Главное – эффективное решение важных для общества проблем. Например, компания с миллиардными доходами может решить их сравнительно небольшими средствами, скажем, разместив в СМИ рекламу, которая привлечет внимание к проблеме.
К: Когда и почему компания «Астелит» стала социально ответственной?
Тансу Еэн: КСО была встроена в ДНК компании. В 2005 году, когда мы только вышли на рынок, все началось с базовых вещей: конкурентных зарплат, бонусов для сотрудников и абонентов. Параллельно мы провели исследование важнейших проблем общества и увидели проблему, которую большинство людей не замечало. В Украине тогда насчитывалось около 200 тыс. бездомных детей. Эти дети никогда не знали, что такое нормальная семья. У некоторых из них живы родители, но они либо алкоголики, либо просто бомжи. В итоге дети или убегали, или их выгоняли из дома. Им некуда деваться: они не могут ходить в школу, им негде взять еду, они живут в канализационных люках. Ужасные, нечеловеческие условия. Мы не могли пройти мимо этой проблемы и запустили социальный проект «Помочь так легко!».
К: В чем суть проекта «Помочь так легко!»?
Тансу Еэн: Главная цель — дать бездомным детям дом, хорошее образование, сделать частью будущего Украины. Решить эту задачу можно только комплексно. Мы сконцентрировали свою деятельность на двух направлениях. Первое – помощь действующим приютам. Второе – работа с общественным мнением. Важно, чтобы украинцы знали, что такая проблема есть, понимали, что каждый из них может помочь этим детям. Ведь это так просто: поделиться с нуждающимися деньгами, вещами, игрушками, одеждой… Или, если есть возможность, подарить семейный уют – взять ребенка к себе в семью.
К: Сегодня, спустя пять лет после старта проекта, есть положительные результаты?
Тансу Еэн: По статистике количество бездомных детей уменьшилось на 30%. В том числе и благодаря нашим усилиям.
К: Какие программы КСО реализует «Астелит» сегодня? Можно ли назвать эту работу системной?
Тансу Еэн: Считаю, что у компании должно быть одно главное направление социальной деятельности. Мы систематически реализуем программу «Помочь так легко!»: определили цель — и будем работать, пока не решим проблему. Уверен, каждый должен заниматься тем, в чем он специалист. У нас хорошо получается осуществлять масштабные проекты, которые улучшают понимание проблемы и тем самым помогают сфокусировать на ней усилия общества, привлечь средства для ее решения.
Однако life:) участвует и в других социально значимых проектах. Мы сотрудничаем с Международной организацией миграции по борьбе с торговлей людьми. С 2007 года оказываем поддержку Паралимпийской сборной Украины. Мы являемся партнером компании Microsoft в ее программе «Онляндия», посвященной безопасности детей в Интернете.
Также есть проекты, которые возникают спонтанно. К примеру, в мае 2008 г., когда в Китае произошло разрушительное землетрясение, life:) перечислил на счета всех своих абонентов, которые находились в этой стране в тот период, по 1 тыс. гривен, чтобы они могли связаться со своими родными в Украине или обратиться при необходимости за помощью.
К: Охрана окружающей среды и ресурсосбережение являются важными направлениями КСО?
Тансу Еэн: Защита окружающей среды - это не столько социальная ответственность, сколько способ жизни. Особенно если есть желание, чтобы долго и счастливо жили не только мы, но и наши дети и внуки. В 2009 году мы официально запустили программу «Зеленый офис», которая включает в себя не только использование дружественного среде и людям оборудования, но и изменение наших привычек. К примеру, уменьшение бумагооборота – один из приоритетов компании. Повторюсь, охрана окружающей среды – это способ жизни, состоящий из множества незаметных на первый взгляд мелочей. Например, таких как, использование органических удобрений для офисных растений.
К: Вы упомянули, что забота о сотрудниках – часть КСО. Какие социальные пакеты предлагаются сотрудникам?
Тансу Еэн: Быть хорошим работодателем – важная часть КСО. Сотрудники не просто самый ценный актив компании, они и есть сама компания. У нас очень конкурентноспособные зарплаты. Во время кризиса мы не сокращали персонал, а зарплаты увеличили на 15-20% в гривневом эквиваленте. У наших сотрудников, а их более 1100, есть страховка здоровья и жизни. Во время кризиса была запущена программа специального беспроцентного кредитования, чтобы дать возможность сотрудникам расплатиться с долларовыми кредитами и тем самым помочь сконцентрироваться на работе, а не переживать о своих финансовых проблемах. В компании также работает современная система льгот и компенсаций.
К: Как компания взаимодействует со своими стейкхолдерами?
Тансу Еэн: Стейкхолдеры для нас – это все организации, на которые life:) влияет тем или иным образом. К примеру, сотрудники. Для коммуникации с ними мы используем множество каналов. Существует, например, корпоративный Информационный День, когда в Киеве встречаются сотрудники компании со всех регионов. А недавно запустили новый канал – проект «Спроси у Генерального», где каждый сотрудник может задать руководству актуальный для него вопрос. Скоро заработает еще один канал – мобильное видео.
Говоря о каналах взаимодействия с абонентами, стоит упомянуть call-центр, ТВ, радио, наружную рекламу, интернет, инструменты PR и прочее.
Коммуникация же с общественными организациями построена напрямую: у нас есть специальный отдел, который занимается реализацией социальных проектов.
К: Как вы оцениваете состояние концепции КСО в Украине? Телекоммуникационные компании занимаются КСО в большей или меньшей мере, чем компании из других секторов экономики?
Тансу Еэн: Я очень рад видеть, что сама концепция КСО становится нормой, стандартной бизнес-практикой независимо от сферы деятельности. Еще в 2005 году интерес к благотворительным программам был намного меньше. Сейчас восприятие поменялось. Считается, что крупный бизнес часть средств возвращает обществу. Уже более 140 украинских компаний присоединились к Глобальному договору ООН, который объединяет их в социально ответственной деятельности. Практически все лидеры рынка в своей отрасли внедряют программы КСО. Говоря о телекоммуникационном рынке, можно утверждать, что все компании активны в сфере КСО, осуществляя те или иные проекты. Основные игроки на рынке мобильной связи – национальные операторы, их деятельность связана с жизнью граждан Украины. Неудивительно, что в рейтинге «ГVардии» три ведущих мобильных оператора входят в ТОП-10 социально ответственных компаний.
Беседовал Андрей Бережанский
Оценка материала:
Тансу Еэн, Главный исполнительный директор life:): «Главное в КСО — не распыляться»20.04.2010