Колонки
Колонки / Блоги
Битва за Нагорный Карабах: будет ли большая война на Кавказе?
Илья Куса, эксперт по международной политике: Я склоняюсь к тому, что нынешняя военная эскалация всё-таки является частью региональной гео-стратегии Турции, нацеленной на изменение политической модальности Кавказского региона, пользуясь глобальным ослаблением ключевых игроков – РФ и США. Главное сейчас – вмешается ли Турция напрямую в конфликт на стороне Азербайджана?
Между Арменией и Азербайджаном мощная эскалация. В этот раз речь идёт о Нагорном Карабахе. Минобороны Азербайджана объявило о полномасштабном наступлении по всей линии фронта. Армения это подтверждает.
Формальный повод – артиллерийские обстрелы на линии разграничения. Азербайджанцы винят армян в провокациях и обстреле своих позиций. Армяне считают, что это просто попытка взять реванш, наступление, к которому готовились уже несколько месяцев.
Бои серьёзные. Стороны используют бронетехнику, артиллерию и БПЛА. Обстрелы зафиксированы не только по линии фронта, но и по населённым пунктам, включая Степанакерт – столицу Нагорного Карабаха. Есть жертвы среди мирного населения.
Что-то понять по потерям сторон невозможно. Слишком густой и токсичный информационный "туман войны". Минобороны Армении заявляет о больших потерях азербайджанцев в живой силе, трёх подбитых танках, двух сбитых вертолётах и трёх уничтоженных БПЛА турецкого производства.
Из всего этого, Минобороны Азербайджана признало лишь один сбитый вертолёт. По их данным, они сумели нанести армянским силам ощутимые потери, и уничтожить 12 ЗРК "Оса". Та же риторика про серьёзные потери в стане врага.
Минкомсвязи Азербайджана ограничило доступ к Интернету на всей территории республики в связи с эскалацией и "во избежание распространения дезинформации".
26 сентября на территории Нагорного Карабаха объявили военное положение. А в Азербайджане готовились к выступлению президента Ильхама Алиева с обращением к народу.
У меня на счёт этой эскалации есть несколько беспорядочных мыслей.
1. Она готовилась заранее. Я не верю в то, что такие масштабные манёвры можно проводить вот так, с кондачка. Прежде всего, к этому готовился Азербайджан в согласовании с Турцией. Я уже пару недель читал и слышал в разных источниках о вероятности эскалации.
2. Среди букета процессов в контексте международной политики, для меня тут ярче всех сияют процессы, связанные с экономически и социально неустойчивым пост-карантинным миром (экономика ухудшается, социалка ухудшается, финансы ни к черту, внутриполитическая повестка обостряется и радикализуется), российско-турецкими взаимоотношениями и турецко-французским противостоянием в нескольких регионах, которое сейчас наблюдается на Ближнем Востоке, в Восточном Средиземноморье, в Северной Африке и даже на Балканах.
3. Тут три базовых сценария развития ситуации. Первый – ограниченные территориальные изменения в пользу одной из сторон, в зависимости от хода боевых действий. Тогда бои растянутся.
Второй – быстрый переход к де-эскалации, а стороны заявляют о своей победе.
Третий – полномасштабный конфликт с нулевой суммой и серьёзными изменениями баланса сил. Этот вариант мне кажется маловероятным, так как у сторон недостаточно ресурсной базы, которая позволит обеспечить полную военную победу. Но это не значит, что кому-то не захочется такой вариант попробовать.
Прямое вмешательство внешних сил в конфликт может привести как к быстрой де-эскалации, так и к затягиванию конфликта, в зависимости от того, какие будут определены тактические интересы этих сил, прежде всего Турции и РФ.
По состоянию на 21:00 27 сентября, ситуация в районе Нагорного Карабаха следующая:
Армения объявила военное положение в стране и начала всеобщую мобилизацию. Кроме того, было принято решение мобилизовать резервистов в возрасте до 55 лет. Правительство Армении рассматривает вариант признать независимость Нагорного Карабаха в ответ на действия Азербайджана.
Парламент Азербайджана принял решение ввести военное положение в отдельных городах и районах страны. Комендантский час вводится с сегодняшнего дня в Баку, Гяндже, Гейгеле и Евлахе. Мобилизация пока не нужна, решили в правительстве. Президент выступил с обращением к нации с посланием в стиле "вернём исконно азербайджанские земли".
По данным Минобороны Армении, они потеряли 16 человек и более 100 раненых, но зато нанесли существенные потери противнику: порядка 200 солдат противника, 30 танков, 20 БПЛА, 3 вертолёта. Около полусотни мирных жителей ранены в Нагорном Карабахе.
По данным Минобороны Азербайджана, они потеряли минимум людей, но никаких цифр не называют, зато нанесли ряд существенных поражений армянским войскам и уничтожили уже 15 ЗРК "Оса", взяли под контроль трассу Мартакерт-Варденис и захватили 6 населённых пунктов в Тертер-Агдамском районе Нагорного Карабаха. Информацию армян о потерях опровергают, но своих данных почти не приводят. По их словам, 14 мирных жителей на азербайджанском стороне ранены.
Из этого всего информационного месива, подтверждали лишь уничтожение 2 БПЛА Азербайджана и 1 БПЛА Армении, 2 БМП и 2 танков Т-72 ВС Азербайджана, а также гибель военнослужащих с армянской стороны. Все остальное – под вопросом и "информационным занавесом".
Турция полностью поддержала Азербайджан. На их стороне выступил и Пакистан. Многие спекулируют о вероятности прямого военного вмешательства Анкары со стороны Нахичевани под предлогом "агрессивных действий Армении" на этом направлении. Уже месяц в том районе стоят турецкие войска и бронетехника.
Россия, США, минская группа ОБСЕ, ЕС, Франция, Германия, НАТО призвали стороны прекратить огонь и сесть за стол переговоров. Иран традиционно предложил своё посредничество, не заняв ничью сторону. Украина тоже где-то там, морально со всеми.
Алиев поговорил с Эрдоганом. Пашинян позвонил Путину и Макрону. Лавров позвонил Чавушоглу и затем в Баку.
Я склоняюсь к тому, что нынешняя военная эскалация всё-таки является частью региональной гео-стратегии Турции, нацеленной на изменение политической модальности Кавказского региона, пользуясь глобальным ослаблением ключевых игроков – РФ и США.
Цель – подмять под себя архитектуру безопасности на Кавказе, включится в процессы как один из главных стейкхолдеров и навязать свою повестку и видение будущего региона, сместив баланс сил и изменив форматы и подходы к урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта.
Главное сейчас – вмешается ли Турция напрямую в конфликт на стороне Азербайджана?
От этого зависит военная ситуация на местах, реакция России, которая пока что сдержанная, и будущее эскалации. Главный риск для Турции – не "надорваться", учитывая количество кризисных площадок, в которые уже вовлечена Анкара, и которые повлекли за собой оформление анти-турецких альянсов из числа стран, недовольных возросшей ролью Турции.
Автор: Илья Куса