Життя та Стиль
Автоклуб
Литр до Киева довезет: Контракты убедились, что неспешно и полулежа можно ездить даже в 20-килограммовом автомобиле
О чем говорят мужчины… когда они говорят о машинах? Конечно же, об объеме двигателя и его мощности; преимуществе механической коробки перед автоматом и наоборот; максимальной скорости, радиусе колес, клиренсе, полном приводе (подключаемом и постоянном) и о многом-многом другом… Но одна тема в разговоре о машинах уж точно не будет забыта: сколько топлива нужно автомобилю для того, чтобы проехать 100 км.
Если в смешанном цикле придется использовать 15–18 л (а то и больше) — это, конечно же, много; 10–12 л — уже приемлемо; около 8 л — отлично; если же 3,9- л (заявленные характеристики для 1,8-литровой Toyota Prius Hybrid с АКПП) или 5 л (как также гибридная, но зато спортивная Honda CR-Z с вариатором) — просто здорово!
Само собой не обходится без «померяться»: у кого быстрее/шире/выше/больше/экономнее.
Что такое Shell Eco-marathon
70 лет назад машины были другие, ну а мужчины, похоже, с тех пор мало изменились. Потому что еще в далеком 1939 году инженеры научной лаборатории Shell устроили между собой соревнование: чей автомобиль преодолеет большее расстояние, используя один галлон (3,79 л) бензина. В том первом соревновании победил Р. Дж. Гриншилдз, использовав 4,73 л на 100 км. Десять лет спустя тот же Гриншилдз довел модифицированный Studebaker до цифры 1,57 л на 100 км, а уже в 1968-м авто марки Fiat 600 (уже с другим водителем за рулем) проехало 100 км менее чем на одном литре бензина.
Дружеские состязания энтузиастов превратились в организованное соревнование для студентов и школьников в 1985 году. Первый Shell Eco-marathon Europe стартовал во Франции на трассе Paul Armagnac Circuit в Ногаро; тогда в нем приняли участие 25 команд из четырех стран. Сегодня Shell Eco-marathon проводится на трех континентах (Америке, Европе и Азии); в нем принимают участие около 400 транспортных средств из почти 40 стран и 4 тыс. участников из более чем 300 школ и университетов.
На чем ездят
Участники соревнования не используют автомобили серийного производства — они делают их своими руками в школьных и студенческих лабораториях.
Первые 19 лет существования соревнований его участники состязались лишь в одной категории — прототипы. Прототипом могло быть все что угодно: автомобильчик на трех колесах, без крыши, руля (в классическом понимании) и многих других обязательных для машины элементов — лишь бы двигался и использовал для этого один из разрешенных видов топлива.
Дизайн таких автомобилей стремится к оптимальному с точки зрения аэродинамики (поэтому и пилоты в них практически лежат), а вот разукрашивают их участники на свой вкус и цвет. Поэтому среди авто встречается транспорт в горошек, а среди пилотов — забавные чертенята.
В 2003 году организаторы решили усложнить задачу участникам и приблизить их футуристические транспортные средства к реалиям. Так появилась новая категория — городской концепт. Эти автомобили похожи на привычные нам машины: у них есть четыре колеса, двери, круглый руль, педаль тормоза, фары головного и заднего света, поворотники, место для багажа и т. д.
В 2010 году требования к городским концептам дополнились ограничением веса для водителя — не менее 70 кг. Если же пилот весит меньше — добавляйте балласт.
Рекорды, конечно же, ставятся на прототипах, поэтому среди участников их почти 70%. Но городских концептов с каждым годом становится все больше. В этом году их было 56.
Чем заправляются
Сначала (с 1985 по 1988 год) участники ездили на обычном бензине с октановым числом 97. С 1989-го начали использовать бензин 98 Octane Shell Superplus, еще через год появилось первое авто с дизельным двигателем. В 1999 году ввели класс сжиженного нефтяного газа (LPG), а в 2003-м появились транспортные средства, использующие альтернативные источники энергии: водород, солнечную энергию и биотопливо.
Так что теперь автомобили ездят на трех традиционных видах топлива (95-й бензин, дизельное топливо и LPG) и пяти альтернативных (водород, 100% этанол, солнечная энергия и совсем уж экзотические GTL (gas-to-liquid, продукт переработки природного газа в топливо) и 100% FAME (сложный метиловый эфир жирных кислот)).
Как ставят рекорды
На самом деле, никто не проезжает сотни и тысячи километров на одном литре — в таком случае только один заезд на официальной трассе соревнований EuroSpeedway в Лаузице (Германия) продолжался бы больше недели.
Участники европейского Shell Eco-marathon соревнуются, проезжая восемь кругов по 3,2 км для прототипов и семь кругов по 3,173 км для концептов минус расстояние между линией старта и финиша. Длина трассы составляет 25 485 и 22 096 м соответственно. При этом существуют ограничения по времени прохождения трассы (51 и 53 минуты) и средней скорости (30 км/ч и 25 км/ч), а для городских концептов, кроме всего прочего, еще и дополнительное требование: при прохождении каждого круга водитель должен остановить автомобиль на линии STOP. Это сделано для воссоздания реальных городских условий вождения.
Для того чтобы уменьшить расход топлива, пилоты включают двигатель один-два раза на круг: на питлайне и при необходимости в середине трассы. Остальные участки проходятся с выключенным мотором.
Каждая команда имеет четыре попытки, лучший результат засчитывается в окончательной классификации. В начале и конце дистанции автомобиль заправляют до полного бака (так с точностью до 0,05 мл измеряется количество использованного топлива) и измеряют температуру топлива в баке. Для автомобилей, использующих топливо, отличное от бензина, энергия топлива пересчитывается в «эталонный» бензин из расчета 42 900 кДж в одном литре.
После этого, зная, сколько граммов топлива было израсходовано для прохождения трека, по формуле рассчитывается количество километров, которое было бы пройдено на одном литре бензина.
В этом году команда студентов из Нантского политехнического университета во Франции (Polytech'Nantes), используя автомобиль с водородным двигателем, улучшила рекорд пятилетней давности (3846 км/л) более чем на 1000 километров, показав результат 4896 км/л. Чтобы нагляднее показать это расстояние, организаторы даже изобразили на карте Европы маршрут от Лиссабона до Таллинна — через Мадрид, Париж, Берлин, Варшаву, Киев и Минск.
Так сколько же литров бензина нужно автомобилю для того, чтобы проехать 100 км? Лучшим нынешним серийным автомобилям — 4–5 л, а вот победителю Shell Eco-marathon 2010 достаточно всего лишь 20,4 миллилитра. Это меньше, чем полторы столовые ложки.
Призы и награды
Традиционно можно сказать, что участие в Shell Eco-marathon само по себе является наградой для команды. Но, кроме этого, есть вполне реальные номинации и столь же материальные призы.
Наивысшей, конечно же, является награда за максимально эффективное использование топлива. Другие награды за достижения на треке вручаются в номинациях: «Лучший топливный элемент», «Солнечная батарея», «Уровень выхлопа CO2», а также отдельно для каждого вида топлива.
Победитель в каждой номинации обычно получает EUR1000, второе и третье места — EUR800 и EUR500 соответственно. В дополнение к призам за топливную экономичность и низкий уровень выхлопа Shell и партнеры создали номинации за достижения вне трека: «Экологическая безвредность», «Безопасность», «Технические инновации», «Информационное освещение и маркетинг», «Дизайн» и «Лучший командный дух». Победители в этих номинациях получают только дипломы, без денежного эквивалента.
От прототипов — к серийному производству
Рекордов на треке команды достигают различными способами: максимально уменьшают вес автомобиля (машины призеров весят менее 20 кг); используют в двигателе дорогостоящие поршни из керамики; применяют подшипники, позволяющие раскрученному колесу автомобиля вращаться в течение 25 минут; выключают двигатель, разогнавшись на трассе и т. д.
Нельзя точно сказать, какие именно технические идеи, использованные командами, участвовавшими в Shell Eco-marathon десять или двадцать лет назад, внедрены в серийное производство, а какие так и остались реализованными лишь на уровне прототипов. Но некоторые новации, направленные на экономию топлива и снижение выбросов СО2, работают уже сегодня. Например, внедорожник Honda Pilot оснащен 3,5-литровым двигателем V6 i-VTEC с системой Advanced VCM, отключающей работу двух или трех цилиндров в зависимости от нагрузки двигателя. А система Stop & Go, которая выключает двигатель на светофорах и в пробках, используется во многих современных моделях.
Текст: Михаил Захарко, Контракты
Оценка материала:
Литр до Киева довезет: Контракты убедились, что неспешно и полулежа можно ездить даже в 20-килограммовом автомобиле30.05.2010