Бізнес
Податки та право
Налоговый кодекс: Азаров решил пойти против экономических реформ Януковича
15 июня Кабинет министров подал в ВР проект Налогового кодекса, который правительство планирует «продавить» через парламент уже в начале следующего месяца. Как это ни странно, но этот документ практически полностью противоречит основным положениям программы либеральных экономических реформ, с большой помпой презентованной президентом Виктором Януковичем неделей ранее. В кодексе — в отличие от программы — нет ни полноценных налоговых каникул для малого предпринимательства, ни уменьшения налогового бремени, ни исчерпывающего перечня полномочий фискальных органов.
Напротив, кодекс предусматривает повышение ставок существующих налогов (к примеру, акцизов) и введение новых (налог на туризм, экологический налог). Упрощенцев авторы кодекса планируют заставить отдельно платить в соцфонды и ПФ, тогда как сейчас все эти сборы и отчисления уплачиваются в составе единого налога. Налоговики получат право опрашивать рядовых сотрудников предприятия вместо сегодняшнего порядка, по которому налоговая имеет дело с бухгалтерскими, налоговыми документами и должностными лицами, ответственными за учет. Ну а «на сладкое» фискальные органы получат право применять косвенные методы расчета налоговых обязательств, исходя из расходов налогоплательщиков или хронометража хозяйственной деятельности. Другими словами, новый налоговый кодекс полностью противоречит духу тех самых экономических реформ.
На первый взгляд, происходящее объясняется личным фактором и саботажем. Автор, или скорее научный руководитель программы Виктора Януковича — Ирина Акимова — экономист-либерал, успевшая поработать в Варшавском и Магдебургском университетах, стипендиат Фонда Александра фон Гумбольдта, etc. Проект налогового кодекса курировали совсем другие люди — экс-глава ГНАУ Николай Азаров и его заместитель по налоговой, а ныне министр финансов Федор Ярошенко. Соответственно, цели и задачи у Ирины Михайловны и Николая Яновича с Федором Алексеевичем совершенно разные. Акимова проводит либеральные экономические реформы, отстаивая или хотя бы учитывая интересы бизнеса; Азаров и Ярошенко экономический либерализм саботируют, поскольку озабочены исключительно нуждами бюджета.
Реальная картина происходящего несколько сложнее. Дело в том, что все обширно расписанные в президентской программе льготы и послабления носят декларативный характер и не привязаны ко времени — они изложены в разделе «Необходимые шаги». А вот раздел «Этапы реформ», в котором конкретно перечислено, что и когда предполагает сделать правительство, расписан значительно лаконичнее. Он настолько краток, что его стоит привести целиком. Итак:
— 2010 год. Доработка и принятие Налогового кодекса, сближение налогового и бухгалтерского учета, перевод долгов по невозмещенному налогу на добавленную стоимость в государственные ценные бумаги, а с августа — возмещение текущих обязательств по НДС деньгами.
— 2011 год. Дальнейшее уменьшение числа малоэффективных налогов и сборов, сужение сферы применения единого налога, введение единого социального налога, введение налога на имущество, реформирование системы администрирования НДС и введение экологического налога.
— 2013–2014 гг. Поэтапное снижение налога на прибыль, обеспечение перехода к рентной системе платежей за добычу полезных ископаемых.
Исходя из этих формулировок поймать на вранье президента или уличить в саботаже премьера не выйдет. Ведь в программе не сказано, что Налоговый кодекс должен быть прогрессивным? Отнюдь. Зато прямо говорится о моратории на возмещение долгов по НДС деньгами, появлении имущественного и экологического налогов, а также о новых ограничениях по видам деятельности для упрощенцев.
Все конкретные налоговые инициативы из президентской программы несложно разделить на три основные группы. К первой относятся нововведения, не несущие абсолютно никакой пользы или вреда для бизнеса, вроде отмены сбора за выигрыш на ипподроме. Вторая группа предложений — таких как поэтапное снижение НДС, налога на прибыль или сближение налогового и бухгалтерского учета — могут быть выгодны крупному и отчасти среднему бизнесу. И, наконец, третья группа (сужение сферы применения единого налога и введение налогов на зарплату для упрощенцев, появление «налоговых допросов» и косвенных методов) значительнее всего ударит по самой многочисленной категории предпринимателей — малому бизнесу.
Собственно говоря, в этом и заключается суть происходящего. В программе реформ нет ни слова о государственной поддержке мелкого бизнеса, формировании среднего класса и прочих глупостях. Ее цель — возобновление экономического роста и модернизация экономики, базирующейся на металлургии, химии и машиностроении, что в свою очередь должно привести к росту поступлений в бюджет и появлению средств для выполнения завышенных предвыборных обещаний вроде повышения пенсий и зарплат бюджетникам. Малому предпринимательству в этой причинно-следственной цепочке просто нет места.
Все льготы для крупного бизнеса — такие как дешевый газ, поэтапное снижение НДС, налога на прибыль или начислений на фонд оплаты труда — будут вынуждены оплачивать мелкие и средние предприниматели и их работники. Новый налоговый кодекс написан именно для них.
Текст: Владимир Хомяков, Контракты
Оценка материала:
Налоговый кодекс: Азаров решил пойти против экономических реформ Януковича22.06.2010