Кабінет директора
Вечірня горілка
Украина не Афган, или Отцепиться от фюзеляжа
Кадры с людьми, цепляющимися за любые выступающие детали фюзеляжа набирающего разгон самолета, а затем падающие точки неудержавшихся и, что важно, не имевших шанс удержаться, прямо перекликаются с кадрами других людей, мечущихся на пылающих этажах Всемирного торгового центра, и тех, кто, не дождавшись помощи, прыгнул вниз и превратился в точку на обошедших весь мир снимках. Между этими страшными точками за двадцать лет вместились сотни тысяч исковерканных тел и судеб. И впереди еще сколько – бог весть.
Украинские комментаторы бросились сравнивать нашу ситуацию с афганской. Одни находят сходство, другие его горячо отрицают, но уже одно то, что в голову приходит сама возможность такого сравнения, говорит о многом. Есть что-то в нашей стране дикое и безысходное, как в Афганистане.
Если уж и говорить о сходстве, то поневоле вспоминается в считанные дни посыпавшаяся власть в Крыму. Отсутствие сопротивления и массовый переход на сторону России чиновников, милиции, эсбеушников, бездействие, а затем предательство целых частей и кораблей. Что такое распадающееся прямо на глазах государство нам прекрасно знакомо, ощущения непередаваемые. Украина тогда как-то вышла из ступора и штопора, зафиксировала потери и двинулась дальше, но уже с этой неизбывной травмой, которая заставляет всюду видеть зраду и капитуляцию – как бы впрок и наощупь, в расчете, что на этот раз риторическая профилактика убережет от настоящих неприятностей. Однако выходит, будто мы снова и снова разыгрываем ту ситуацию 2004 года, когда все летело в тартатры, и легко находим признаки этого, подстегиваемые опытом и уже привычной паранойей, которая, как известно, далеко не значит, что за нами никто не гонится.
У нас принято сетовать, и целиком справедливо, насколько недалекое руководство пытается управлять страной, но вот Афганистаном управлял бывший преподаватель бизнес-школ в Гарварде и Стэнфорде и специальный представитель Всемирного банка, написавший в целую книгу с названием «Исправление неудачных государств». Соавтором Ашрафа Гани была Клэр Локхарт, основательница Института государственной эффективности и директор Инициативы по строительству рынка при Институте Аспена. А в 2013 году Гани оказался на втором месте в рейтинге 100 лучших мыслителей мира по версии британского издания Prospect. Пишешь все эти названия и титулы и кажется, что буквально через кончики пальцев на клавиатуре в организм проникает тайная мудрость правильного государственного управления и рыночного развития. Очевидно, если бы не эта мудрость, Гани бы вовремя не улетел из страны, тогда, когда еще можно было не цепляться за неубранное шасси. Все-таки знание – сила.
Понемногу, спустя годы, потраченные миллиарды и загубленные жизни, к носителям самых правильных представлений о том, как должен быть устроен мир, приходит понимание, что не всегда нужно пытаться донести свой свет до самых темных уголков планеты. Уходящей натуре нужно дать возможность самой окончательно избыть себя, довести до естественного конца, приняв при этом, конечно, меры, чтобы не оказаться в зоне поражения, когда этот конец начнет явственно оформляться. Украина, слава богу, по множеству параметров совсем не Афганистан, но очень ей тяжело дается даже не попытка, а мысль о попытке избыть собственную темноту.
С голодным сожалением мы пересчитываем суммы, которые Запад ввалил в бездонную пропасть в выжженной солнцем Азии: вот бы нам! Бог подаст, говорили раньше в таких случаях. Отцепитесь от фюзеляжа, говорят сейчас американские летчики. Кто вовремя не отцепился, в скором времени превращаются в падающие точки.
Остается только выпить. Что еще остается?
Налил и немедленно выпил – Леонид Швец