НОВИНИ ДНЯ: Брехня Трампа: політик розповів вигадану історію про "запис" свого дзвінка до Зеленського  Британія радить Україні зосередитися на ударах по Криму та відкласти контрнаступ - Sunday Times  Як приготувати мигдальне молоко в домашніх умовах: рецепт  Переговори з Росією: чому насправді США та Німеччина бояться поразки Путіна у війні  Жителів Київської області попередили про дощ та сніг: Гідрометцентр розповів про погоду на початку тижня  Дощі, тумани і температурні гойдалки: прогноз синоптика на новий тиждень  Законні цілі. Чи можуть удари по НПЗ "знекровити" Росію та допомогти Україні на фронтівсі новини дня
15.10.2021 2572

На Марсе точно была вода: NASA подтвердило существование древнего озера

NASA правильно выбрало место посадки своего марсианского марсохода Perseverance.

Perseverance сел в феврале на дне кратера Джезеро шириной 45 километров, который был выбран в первую очередь потому, что предыдущие наблюдения орбитальных спутников Марса показали, что в древнем прошлом в нем находились большое озеро и дельта реки.

“Никуда не ехав, марсоход смог решить одну из больших неизвестных проблем, а именно то, что этот кратер когда-то был озером“, - сказал соавтор исследования Бенджамин Вайс, профессор планетных наук в Массачусетском технологическом институте. “Пока мы не сели там и не подтвердили, что это озеро, это всегда был вопрос“.

У Perseverance есть две основные задачи во время своей миссии стоимостью 2,7 миллиарда долларов: поиск признаков прошлой жизни на Марсе, а также сбор и хранение десятков образцов для будущего возвращения на Землю. (Марсоход также поддерживал и документировал первые несколько вылетов своего спутника, вертолета Ingenuity, который теперь летает независимо над Красной планетой).

Кратер Джезеро был признан подходящим местом для этой работы, основываясь на данных, собранных космическими кораблями, такими как марсианский орбитальный аппарат NASA. Орбитальные снимки показали веерообразную особенность в Джезеро, которую члены миссии интерпретировали как дельту - место, где река впадала в озеро около 3,7 миллиарда лет назад, откладывая отложения, которые могли содержать доказательства существования древних марсианских микробов, если они когда-либо существовали.

В новом исследовании, которое было опубликовано в журнале Science, исследователи проанализировали ранние фотографии этой предполагаемой дельты, снятые Perseverance издалека с помощью своего набора изображений Mastcam-Z и камеры на потрясающем инструменте SuperCam.

На этих фотографиях запечатлен край большого обнажения дельты, а также изолированный холм, получивший название “Кадьяк“, который, по мнению группы, является эрозионным остатком того же образования. Снимки Кадьяка были особенно четкими, и команда увидела на нем отчетливые слои отложений, которые могли быть отложены только рекой, впадающей в озеро.

Наблюдения Кадьяка “однозначно указывают на отложение реки [отложений] с дельтой и озером“, - сказал соведущий автор исследования Николя Мангольд из Французского национального центра научных исследований и Университета Нанта. (Другой со-ведущий автор - Санджив Гупта из Имперского колледжа Лондона.)

“Это помогает нам ограничить уровень озера и поможет нам построить сценарий формирования дельты и активности озера вдоль траверса Perseverance, а также определить правильные слои для анализа и отбора проб“, - сказал Мангольд.

Интересно, что наблюдения Perseverance показывают, что древнее озеро Джезеро было примерно на 100 метров ниже, чем предполагали орбитальные данные, “отмечая фазу дельты после начала ее формирования“, - сказал Мангольд.

“Мы не можем экстраполировать начало эволюции Джезеро до отложения материала в Кадьяке, потому что соответствующие слои скрыты дальше в дельте“, - добавил он. “Но Perseverance может дать больше результатов, когда пересечет дельту“.

Деталь валунов в уступе дельты кратера Джезеро, сфотографированный камерой удаленного микроскопа SuperCam (RMI) марсохода Perseverance.  Эти валуны перемещались потоками воды с высокой энергией.

Недавно проанализированные фотографии могут дать интригующий взгляд на этот большой сдвиг. Например, изображения Perseverance также показывают большие валуны, некоторые до 1,5 м шириной, в верхних (более молодых) слоях основного обнажения дельты озера Джезеро. По словам членов исследовательской группы, для транспортировки таких больших камней потребовался мощный поток - вероятно, наводнение, которое перемещало до 3 000 кубических метров воды в секунду.

Такие потоки могли быть результатом “ледниковых нагонов“ или вызванных дождями внезапных наводнений, подобных тем, которые происходят сегодня в некоторых пустынных регионах Земли, сказал Мангольд. Независимо от причины, валунные отложения могут указывать на совсем другое озеро, чем то, которое давало более ранние озерные отложения.

“Самое удивительное, что получилось из этих изображений, - это потенциальная возможность поймать момент, когда этот кратер перешел из земной пригодной для жизни среды в эту пустынную пустыню, которую мы видим сейчас“, - сказал Вайс в том же заявлении. “Эти валуны могут быть записями об этом переходе, и мы не видели этого в других местах на Марсе“.

Если все пойдет по плану, Perseverance в конечном итоге позволит поближе взглянуть на формирование дельты. Команда стремится направить марсоход, который на сегодняшний день проехал 2,61 км по дну Джезеро, к обнажению дельты и собрать образцы, отложенные в эпоху спокойного озера. (Perseverance уже собрала два из запланированных нескольких десятков образцов, которые будут доставлены на Землю в рамках совместной кампании NASA и Европейского космического агентства, возможно, уже в 2031 году.)

Но Perseverance и другие марсианские роботы NASA временно не работают, потому что Красная планета в данный момент находится по ту сторону Солнца от Земли. Наша звезда может испортить связанные с Марсом команды в текущей планетной конфигурации, поэтому НАСА ввело двухнедельное отключение связи, которое заканчивается 16 октября.

На Марсе точно была вода: NASA подтвердило существование древнего озера 5.00 5 2