НОВИНИ ДНЯ: У четвер Україні прогнозують погіршення погоди: дощ, сніг та ожеледицю  Чи дійсно ATACMS вдарив по складу боєприпасів у Брянській області: Зеленський відповів  Зеленський анонсував нові зміни для військових  Зеленський заявив, що в Україні для УПЦ МП час закінчився  Україна поділиться на дві частини. Синоптик здивувала прогнозом на 21 листопада  "Редіс" раптово звернувся до українців  Зеленський зробив різку заяву про те, що буде зі світлом в Українівсі новини дня
Бізнес
КСВ
15.08.2010 24572

Наталья Нетовкина: «Если не тратить деньги на добрые дела, они могут сжечь»

«Мы не занимаемся частными случаями, финансируем только глобальные проекты», — чаще всего приходится слышать от крупных украинских и транснациональных компаний, внедряющих у себя стандарты корпоративной социальной ответственности. Наталья Нетовкина, владелица ювелирного дома Zarina, уверена в обратном — только частная, адресная помощь дает уверенность в том, что твои деньги действительно будут использованы по назначению.

 

К: Наталья, Вы занимаетесь поддержкой самых разных проектов в совершенно разных сферах. Как Вы выбираете, кому будете помогать, а кому нет?
Наталья Нетовкина: Главный принцип — я должна быть четко уверена, что деньги будут потрачены именно на то, на что они выделяются. И что в дальнейшем этот проект будет жить и развиваться. Например, сейчас мы восстанавливаем древний храм в Чигирине — на сегодняшний день это главный проект, которым я занимаюсь. Так вот, именно этот храм был выбран не только потому, что, на мой взгляд, это одна из крупнейших исторических и духовных ценностей (а одним из направлений нашей компании является возрождение культуры и истории Украины), но и потому, что я лично знаю матушку-игуменью этого храма, и могу быть совершенно точно уверена, что после восстановления он не будет заброшен. То же касается и других проектов, которые мы поддерживаем — например, Бердянского кинофестиваля, который в этом году прошел в 13-й раз. Я хорошо лично знаю людей, которые его делают, понимаю, что это подвижники от кино, и что мы даем деньги не на то, чтобы кто-то попиарился на красной дорожке, а на то, чтобы хорошее, качественное кино стало доступнее для каждого украинца. Ну и еще одно условие – мы должны быть действительно включены в проект, действительно в нем участвовать. Просто давать деньги на то, чтобы твой логотип повисел на билл-бордах — я не вижу в этом смысла.  

К:  К вам часто обращаются с просьбами поучаствовать в тех или иных проектах?  
Наталья Нетовкина: Обращаются. Например, институт археологии, совместно с которым мы трудимся над восстановлением Чигиринского храма, недавно обратился с просьбой поддержать несколько действующих древних церквей, которым грозит разрушение — где-то крыша потекла, где-то подтапливает… Но я это даже отдельными проектами не считаю — это скорее текущая работа, которую должен делать каждый нормальный человек. Не зря когда-то каждый должен был отдавать десятину на храм.

КТо есть Вы считаете, что каждый бизнесмен должен заниматься благотворительностью?
Наталья Нетовкина: Непременно. Помните Шота Руставели? То, что спрятал — то пропало, то, что отдал — то твое. Как показывает опыт — человеку действительно возвращается сторицей все, отданное на добрые дела. Если человек будет зарабатывать деньги исключительно для себя — высший смысл его существования исчезнет. Деньги — это сильнейшая энергия, и если всю ее пропускать только через себя — можно сгореть. Так что благотворительность для каждого бизнесмена — жизненная необходимость. Тем более Вы не представляете, какое внутреннее удовлетворение это приносит! Я сейчас даже не могу однозначно сказать, что вносит в мою жизнь больше смысла — мой бизнес, или восстановление храма в Чигирине. Я ведь не знаю, захотят ли мои дети заниматься моим бизнесом. Возможно – нет, а значит — мне придется продать его, когда я уже не смогу заниматься управлением. А храм — он останется навсегда. И это ощущение причастности к чему-то вечному, высокому — оно дает удовлетворение, не сравнимое с просто заработком денег.    

КБлаготворительность, меценатство — дают кроме моральных какие-то бизнесовые выгоды?
Наталья Нетовкина: Если Вы имеете ввиду государственные льготы, которые вроде бы получают компании, занимающиеся благотворительностью, то в нашей стране все это только на словах. То есть государство благотворителям не помогает ничем. Но есть куда более существенный бизнес-бонус от благотворительности, чем какие-то госльготы — это твой имидж за рубежом, отношение к тебе иностранных партнеров.  Поверьте, в Европе намного больше шансов произвести благоприятное впечатление, если ты скажешь — «я участвую в таких-то и таких-то благотворительных проектах», чем «я крутой бизнесмен, у меня столько-то миллионов». Там меценаты — это люди совершенно другого уровня. А вот у нас, пока, к сожалению, нет — у нас все еще меряются толщиной кошелька. Этим, кстати, в определенной степени и обусловлено отношение к нам как к стране третьего мира.  

К:  Пока, насколько я понимаю, вы помогаете тем или иным людям и проектам «по зову сердца». Вы собираетесь как-то стандартизировать свою благотворительную деятельность — создавать фонд, выбирать профильное направление, как это делают большинство крупных компаний?
Наталья Нетовкина: Конечно. Например — мы уже систематизировали отчисления на благотворительность — это определенный процент от прибыли компании. Фонд у нас, кстати, тоже уже есть — называется «Вера. Надежда. Любовь», его цель — помощь детям-инвалидам. Пока этот фонд финансируется в основном мной и моими партнерами — владельцами фирменных магазинов, но, думаю, количество людей, которые захотят поучаствовать в нем, со временем будет расширяться. Что же касается профильных сфер — мне сложно сказать, что вот этим мы заниматься будем, а этим — нет. Я всегда считала миссией нашей компании восстановление и популяризацию украинской истории и культуры как внутри страны, так и за рубежом, поэтому, конечно же, мы будем продолжаться поддерживать восстановление духовных и исторических памятников, археологические раскопки, создание музеев… Мы даже связали это с бизнесом — ювелирный дом постоянно делает коллекции, посвященные той или иной культурно-исторической эпохе — и это отличный способ промоутировать нашу культуру и традиции на Западе. Но с другой стороны — мы уже много лет поддерживаем детский дом в Черкассах, Охматдет, помогаем деткам с ДЦП. Так что сказать, что мы оставим какое-то одно направление, а от остальных откажемся – я не могу. И мне кажется неправильной позиция некоторых благотворительных фондов, основанных крупными компаниями, которые концентрируются на какой-то одной сфере, полностью «отметая» другие проблемы, и кроме того — обращают внимание только лишь на глобальные вопросы, а частные случаи для них неинтересны. А ведь глобальная проблема из частных случаев и складывается.

К:  Как вы относитесь к пиару на благотворительности? Компании должны рассказывать об этом, или не стоит пытаться прославиться хорошими делами?
Наталья Нетовкина: Непростой вопрос. В Библии, если Вы помните, по этому поводу сказано, что правая рука не должна знать, что делает левая. Но с другой стороны, я уверена, что меценатские проекты крупных, известных компаний должны освещаться. Почему? Потому что это — пример для подражания. Человек ведь существо общественное, и чем больше он будет видеть вокруг себя примеров людей и компаний, которые занимаются благим делом, тем больше шансов, что он присоединиться к этому.
Кроме того, я считаю, что нужно менять облик бизнесмена в обществе. У нашего поколения были идеалы — как это ни пафосно звучит. Была пионерия, был комсомол, были идейные лидеры, которые заставляли стремиться к какой-то высокой цели. Сейчас пошло полное нивелирование ценностей. Идеал современного подростка — вовсе не Павка Корчагин, а дядя-бизнесмен на крутой иномарке и с толстым кошельком. И поскольку этого уже не изменишь, надо менять облик самого дяди-бизнесмена. Показывать, что он зарабатывает деньги не только для того, чтобы их проесть, но и чтобы помочь другим, поддержать нашу культуру и историю, духовность. Важно показать, что человек именно потому и состоятельный, и состоявшийся, что думает не только о набивании своего кошелька. Шальные деньги еще никому никогда не принесли никакой пользы, в отличие от благого дела, которое, как я уже говорила, возвращается тебе сторицей. И хотелось бы, чтобы подрастающее поколение это понимало.  

Беседовала Анастасия Уж


Оценка материала:

3.00 / 5
Наталья Нетовкина: «Если не тратить деньги на добрые дела, они могут сжечь» 3.00 5 5
Бізнес / КСВ
15.08.2010 24572
Еще материалы раздела «КСВ»