Колонки
Колонки / Блоги
А что там с Арматой? Если оценивать ситуацию реально
Игорь Тышкевич: Ещё на этапе обсуждения передачи западных танков Украине в российских информационных ресурсах аккуратно начали прорабатывать трек о превосходстве российской техники. Точнее, её новых образцов. Часть ТГ каналов да и Соловьёв опубликовали видео «боевого слаживания подразделения, вооружённого Т-14 Армата». На кадрах действительно запечатлены несколько машин, разъезжающих на фоне заката. Пропагандисты уверяют, что танки уже в Украине.
При этом, если поискать а архивах российской прессы, можно найти информацию о «передаче в войска» партий по 10 и 15 машин. Правда, с катастрофическим отставанием от графика – ведь первые 40 танков должны были появиться до конца 2021. А «предсерийный контракт» предусматривал 149 машин к концу 2022 года, сегодня говорят, что массовые поставки начнутся уже в 2023.
Однако, если оценивать ситуацию реально, можно утверждать, что сколь-нибудь серьёзного количества танков данного типа на линии фронта не будет. Небольшая партия (рота или две) в оперативном тылу – возможна. Больше – очень сомнительно.
Для того, чтобы понять почему так – стоит обратиться к той же информации из российских источников. Тем более, что «российские патриоты» ничему иному не верят.
Итак, сама платформа действительно является прорывом для российского танкостроения. Заявленные характеристики, да и философия конструкции (с отдельной капсулой для экипажа) впечатляют. Но между заявить и разработать образец, и, уж тем более, запустить в серию есть большая разница (как говорят в Одессе). Ключевая проблема – технологии и культура производства.
Первое, с чем столкнулись разработчики и производители Арматы – двигатель. Все (я не шучу) иные образцы дизельных двигателей для российской бронетехники являются модернизацией двигателя В-2 разработанного в Харькове аж в 1931 году. При таком подходе прорывов в характеристиках силовой установки ожидать не стоило, но гарантированные показатели и способность к массовому производству сохранялись.
Двигатель Арматы А-85-3А – это модернизация разработанного в 90-х годах дизельного двигателя для нефтегазовой промышленности (газокомпрессорные станции). Который, кстати, сделан на основе технических решений от... танкового дизеля SLA-16 для Тигров (да-да 40-е годы ХХ века). Но одно дело сделать хороший двигатель для буровых (а там он дествительно хорош), другое – поставить его на танк. Это изначально получалось у немцев в 40-х, хуже получается у русских в 21 веке. Одни словом, движок сырой, опыта его эксплуатации обслуживания и ремонта нет. Типичный пример – заглохший танк на параде в Москве, где ту самую Армату с помпой презентовали.
Вариант поставить привычные модернизации В-2 упирается в необходимость изменения конструкции всей машины. Но даже если такое удастся, такая Армата теряет в мобильности и превращается в тихоходную бронированную мишень, идеально подходящую для отработки алгоритмов её поражения.
Но двигатель – полбеды. Есть ещё коробка передач. И тут проблема. Российский военпром для новых образцов техники активно покупал немецкие коробки. Логично – выходило неплохо. Сегодня это проблема. Второе направление поисков – коробки МЗКТ. Там действительно разрабатывают и производят неплохие. Но разработка «с нуля» - время и деньги. Сделать свою пытались (как кстати и создать замену минским колёсным тягачам). Закончилось провалом проекта Платформа О и его компонентов (в том числе российской коробки). Это уже проблема инженеров и конструкторов, не говоря уже о производстве.
О броне Арматы информации мало. Заявлена технология изготовления многослойных плит из бронекерамики, композитных материалов и специальных марок стали. Но тут вопрос упирается в доступность редкоземельных материалов и, даже титана. В 2021 году 100% потребностей РФ в марганце, хроме, литии, титане обеспечивались импортом. По последней позиции – на 89% импортом сырья из... Украины.
Теперь активная защита «Афганит». И тут начинается самое интересное. Это уже электроника, включающая УФ пеленгатор, ИК камеры, электронно-оптический радар и собственно блок исчислений. Половину компонентов (достаточно специфических) российская промышленность не производит. Ещё часть (как микроболометры для ИК камер) выпускать начали, но вопрос в характеристиках именно для «Афганита». На первой партии танков вопрос решался импортом компонентной базы (и даже готовых узлов) из Франции, Германии, Испании, США и Тайваня. Часть элементов можно заменить «гражданскими» аналогами, разобрав технику, купив микросхемы на китайских торговых площадках. Но это гражданская электроника, но никак не микросхемы класса «military». А по некоторым позициям, вариантов кроме контрабанды нет вообще.
Та же самая проблема с электроникой навигации, прицеливания. Штатными средствами связи (были заявлены новые образцы, производство которых невозможно). В конце концов без западных компонентов невозможно обеспечить систему стабилизации оружия для прицельной и быстрой (!) стрельбы на ходу. Точнее, можно, но это будет уже не «прорывная» система танка «Армата» а штатная система Т-90 (с которой так же есть проблемы в связи с санкциями).
При этом в производстве «Армата», даже при наличии всех компонентов, существенно дороже Т-90.
Получается ситуация, при которой РФ заявила о наличии современного танка, способного составить конкуренцию новым западным образцам. В чертежах и опытных экземплярах этот танк даже существует. Но изготовление первой – установочной – партии под вопросом. Нет комплектующих, производство дорогое, перспективы ремонта в прифронтовых условиях мягко говоря сомнительны.
А вот появление фото сгоревшей арматы будет хорошим ударом по «гордости» российского военпрома. Поэтому вывод очевиден – российские танкисты будут и дальше воевать в модернизированных Т-64, Т-72. В лучшем случае Т-90. Но с появлением более-менее заметного числа современных западных танков на фронте преимущество РФ в бронетехнике станет, как минимум, не таким очевидным.
Получается, что Арматы не будет совсем? Тут можно поспорить. В целях пропаганды её будут показывать «работающей на фронте». Могут даже создать «ударный кулак», собрав вместе все существующие «в железе» машины – до батальона. Но, вероятнее всего, показывать их работу будут примерно так же как Кадыров показывает своих бойцов, идущих «в первых рядах».
Автор: Игорь Тышкевич, политолог