Прес-релізи
Інше
Семь раз отмерь, один раз – купи. Юридические аспекты покупки Баз Данных
1 января 2011 года вступает в силу Закон Украины «О защите персональных данных». Неоднократно говорилось, что он сырой, недоработанный и, местами, просто противоречащий здравому смыслу, но закон есть закон. Несколько советов на тему, как купить Базу Данных, чтобы не попасть под действие нового закона, и свести риски, связанные с покупкой, к минимуму.
Хочется верить, что через пару месяцев, персональные данные в нашей стране будут защищены. И на Петровке уже нельзя будет за 100 долларов купить ворованную базу данных. Или, хотя бы, ее использование будет наказуемо по нормам административного и уголовного права. Впрочем, верить, что введение закона сразу же сделает рынок баз данных цивилизованным, - глупо. Поэтому, при покупке БД, рекомендуем, придерживаться ряда правил. Это позволит свести к минимуму возможные риски и отсечь недобросовестных продавцов.
Прежде всего, необходимо произвести аудит приобретаемой базы:
а) убедиться, получены ли согласия субъектов персональных данных, чьи данные включены в базу, на обработку данных;
б) определить, для какой цели субъектами персональных данных передавалось согласие на обработку ПД. То есть соответствует ли данная цель Вашей цели. Например, потребитель, приняв участие в акции производителя соков, дал согласие получать информацию только о новинках этой отрасли. И если Вы вышлите ему информацию о новой линейке водочной продукции – потребитель будет вправе подать на вас в суд;
в) выяснить, предусмотрено ли условиями согласия право передачи данных третьим лицам. Если наш потребитель не соглашался на «огласку» его данных – Вы также рискуете получить приглашение на судебное заседание.
Если проверка Базы невозможна или трудновыполнима из-за большого объема, - целесообразно выборочно проверить несколько позиций для создания общей картины законности сбора персональных данных.
В договор передачи права на использование информации будет полезно включить такие пункты:
а) продавец гарантирует законность сбора всех персональных данных, и по требованию покупателя готов предоставить копию документа, подтверждающего согласие субъекта персональных данных;
б) продавец гарантирует своё авторство на передаваемый объект (в соответствии с Законом Украины «Об авторском праве и смежных правах» база данных является объектом авторского права);
в) продавец обязуется выступить на стороне покупателя в случае поступления претензий (исков, жалоб в уполномоченный орган) от субъектов персональных данных о неправомерном использовании их данных, а также компенсировать последнему все убытки (штрафы), взысканные с последнего в результате таких претензий.
Настаивание на включение в договор этих пунктов даст потенциальному покупателю возможность проверить реакцию продавца и сделать вывод о наличии «проблемных моментов» в передаваемой базе. А также, разделить с продавцом возможные риски. Добросовестный продавец, уверенный в законности своих действий, договор подпишет и будет готов отстаивать свою позицию в любой инстанции. С недобросовестным, понятно, лучше не вести никаких дел.
Данные рекомендации будут полезны не только после вступления в силу Закона Украины «О защите персональных данных». Применять их возможно уже сейчас. Что касается самого закона, то многие общественные организации, в том числе Украинская Ассоциация Директ Маркетинга, прилагают все усилия чтобы сделать его более лояльным к бизнесу Включат ли эти изменения в закон – не известно, но даже если он будет изменен, вышеперечисленные правила и рекомендации остаются обязательными для всех, кто связан с рынком БД.
Более детально юридические аспекты работы с БД будут рассмотрены на ПЕРВОЙ конференции по Базам Данных, которая пройдет в Киеве 12 ноября 2010 года.
Подробнее о конференции: http://www.dmdays.com.ua/conference_db/about
Украинская Ассоциация Директ Маркетинга (УАДМ) – добровольное негосударственное некоммерческое объединение, созданное с целью развития рынков директ, интерактивного и инновационного маркетинга, дистанционной торговли в Украине.
Количество членов – 26 компаний.
Цели Ассоциации:
- развитие рынка ДМ-услуг и популяризация ДМ-технологий в Украине;
- защита интересов и поддержка участников рынка директ, интерактивного и инновационного маркетинга, дистанционной торговли.
Подробнее на: http://www.dmdays.com.ua/ и http://www.uadm.com.ua/