НОВИНИ ДНЯ: Кіт Келлог розповів про плани Трампа щодо України  Пиріжки з капустою в духовці: рецепт для ледачих  Різдво без снігу та морозу? Якою буде погода в Україні до кінця робочого тижня  Синоптикиня уточнила прогноз погоди на Різдво і Новий рік в Україні: чи чекати снігу і морозів  Синоптикиня попередила, як розподіляться опади в Україні протягом Різдва  Як прибрати оселю перед Новим роком і зберегти сили на свято: традиції прибирання в різних країнах  В Укргідрометцентрі спрогнозували, де на Різдво буде до +10°Cвсі новини дня
Політика
Росія
24.03.2008 32788

Привет, Медведєв! Ирина Хакамада считает, что для Украины президентство Дмитрия Медведева это и хорошо, и плохо

В интервью экс-оппозиционер Ирина Хакамада рассказала о том, что: 1) Медведев — это надолго, также как и Путин 2) истерики вокруг поставок газа в Украину будут периодически повторяться 3) на месте украинских политиков говорила бы о вступлении в ЕС, а не в НАТО — так спокойнее 4) ушла из политики, потому что россиянам не нужны перемены

Наталия Гузенко, Контракты 

Уйдя из политики, вы теперь можете без эмоций оценить внутреннюю и внешнюю политику России, в том числе и в отношении Украины. Как вы считаете, почему Газпром время от времени раздувает истерию вокруг поставок газа в Украину?

 "Мое время в политике закончилось. Ушла писать книги."

— Россия не доверяет Украине, считая, что украинские компании постоянно воруют газ — об этом Александр Привалов (российский журналист. — Прим. Контрактов) постоянно кричит на радио «Эхо Москвы». Украина в свою очередь не верит России, предполагая, что Газпром в любой момент может поднять цены настолько, что страна просто захлебнется и не сможет оплатить это повышение. Пока отношения не стабилизируются, истерия будет периодически повторяться. И Киев, и Москва зовут в посредники ЕС, но Европа пока не спешит вмешиваться.

У вашей страны нет газа, но есть транзит, который Россия сейчас обойти не может. На стороне Украины играет Европа, которая якобы ее защищает: испугавшись энергетической экспансии России, ЕС будет всячески препятствовать строительству обходных путей. А Европа — это более сильный игрок, чем Украина, с ней нужно считаться. Поэтому и столько нервов — Россия понимает, что через Украину имеет дело с Европой. Как по мне, Россия зря резко подняла цены, пытаясь в конце 2005 года повлиять на результаты выборов в Украине. Сегодня Тимошенко права, как бы ни радикально звучали ее слова: продавать газ через посредников плохо — на уровне государственных поставок это создает поле для множества спекуляций. Но Вашему государству тоже стоило бы допускать россиян и представителей ЕС к своей трубе, чтобы первые могли проверить: ворует ли Украина газ, предназначенный для Европы. Иначе доверия никогда не будет.

Как можно охарактеризовать нынешние отношения Украины и России?

— Нынешний этап можно назвать холодным сотрудничеством: Украина не может без России, а Россия без Украины. Это прежде всего связано с поставками и добычей газа: Россия добывает газ, Украина обеспечивает его транзит. Если бы она обеспечивала поставки газа во второстепенные страны, все было бы по-другому. Но поскольку через Украину газ идет в ЕС, долгосрочные контакты имеют для России огромное значение. Раньше наша страна относилась к Украине с точки зрения геополитики — бывшую братскую республику можно вернуть в свое лоно. Сейчас уже понятно, что это невозможно. Поэтому Россия относится к Украине отчужденно холодно, меньше вмешивается во внутренние дела, но не прощает ни одного политического кризиса, ни одной ошибки и комментирует все происходящее достаточно жестко. А Украина заигрывает с Россией, когда ей нужно получить соответствующие преференции или обеспечить стабильную и меньшую цену на газ. Но при этом относится к России как к государству толерантно враждебному, то есть это не враг, но политический курс РФ потенциально враждебный украинскому политическому курсу. Это два противоборствующих соседа, связанные определенными экономическими интересами.

Почему Россию так беспокоит тема Украина—НАТО? Ведь все понимают, что страна присоединится к Альянсу не через год и не через два?

— Для России это очень принципиальный вопрос, потому что она до сих пор живет в условиях и с психологией оборонительной политики. Кремль везде ищет врагов и традиционно рассматривает НАТО как враждебный блок. Россия с трудом пережила продвижение НАТО до границ балтийских республик, но Прибалтика, даже в рамках СССР, всегда была самостоятельной. С Украиной все по-другому: многие россияне до сих пор не могут простить потерю Крыма и принять независимость Украины. Естественно, никто всерьез не ожидает, что Блок, использовав границы Украины, нападет на Россию. Подобные речи могут произносить ради политической конъюнктуры различные журналисты и публичные политики в парламенте. Но все прекрасно понимают, что никто из членов НАТО России не угрожает и не будет угрожать в дальнейшем, потому что она владеет ядерным оружием. Никому от России ничего, кроме ресурсов, не надо, никто не собирается ее завоевывать. Демократические государства вообще отрицают геополитику, захват новых территорий их не интересует. Исключение — Штаты, которые делают это под видом экспорта демократии. Хотя, отмечу, очень удачно. Поэтому Россия вибрирует, когда начинают говорить о вступлении Украины в НАТО, а политики предлагают после присоединения Киева к Альянсу пересмотреть все межгосударственные соглашения и договоры. Но, по-моему, вступление в НАТО разломит и саму Украину — запад и восток отреагируют по-разному. Не столько даже население, сколько политики, которые начнут, если уже не начали, разыгрывать эту карту. Пока переходной период в Украине не очень стабильный, я бы на месте политиков из оранжевого лагеря говорила о вступление в ЕС. Это спокойнее, престижнее и, главное, эффективнее. А с НАТО можно организовать партнерскую структуру, которая обеспечивала бы тесное сотрудничество.

Что заставляет российских политиков, в частности, мэра Москвы Юрия Лужкова и депутата Константина Затулина, участвовать в украинских политических конфликтах?

— Это их личная инициатива, совпадающая с нашей национальной политикой. Дух политики таков: думать одно, подразумевать другое, делать третье. Большинство российских политиков живут с постимперским комплексом: мы потеряли Украину, но она должна быть с нами. Они не могут смириться с вашей фактической независимостью и смотреть в будущее, а будущее всего мира деглобализировано — появляются новые государства. Очень скоро, надеюсь, российские политики выбросят из головы все геополитические игры. Ведь Россия не претендует на Китай, а Поднебесная на наше государство, потому что это абсолютно независимые друг от друга страны. Более того, Россия согласилась разделить спорные территории на границе двух государств. Но к постсоветским государствам у российских граждан и политиков пока отношение а-ля Затулин.

Мировая тенденция деглобализации затронет и Россию — страну с множеством автономных, этнически однородных территорий?

— У нас не возникнет своего Косова. Власть железная, стабильная, никого не отпустит — показано на примере Чечни. А жить стало интереснее и веселее. Ящик Пандоры если и откроется, то нескоро. Косово грозит Грузии, где есть Южная Осетия и Абхазия. Россия при этом будет коварно улыбаться.

В России экономика тесно завязана на политике. Для экономики это хорошо или плохо?

— В РФ политика доминирует во всем, в том числе и в экономике. Создают государственные корпорации, инициируют слияние крупного бизнеса с госпредприятиями под давлением государства, а не по желанию бизнеса — ему, чтобы выжить, необходимо идти под эту крышу. Поэтому наши бизнесмены абсолютно толерантны, кланяются властям, ни в коем случае не финансируют оппозицию. Российская экономика растет — огромны темпы внутреннего роста, но она гораздо менее адаптирована к потрясениям, чем скажем, украинская. Например, непонятно, за счет чего будет расти российская экономика, если исчезнут нефть и газ. Украинская экономика более мобильна и европеизирована. Все большую роль играют не ресурсы, а люди, интеллект, малый бизнес. Когда нет ресурсов, людей выталкивают вперед. У нас их заталкивают назад.

В Украине олигархи управляют политиками. В России политики управляют олигархами?

— У нас крупный бизнес сейчас полностью контролируется государственным политическим истеблишментом. Хотя еще совсем недавно было наоборот: российские политики финансировались и управлялись олигархами.

То есть история с Михаилом Ходорковским и Платоном Лебедевым может повториться?

— Может. При желании в любой момент и с кем угодно.

Неподвижная вертикаль

Что изменится в России после смены президента?

— В первые два года — государственная риторика: будут созданы все условия для развития малого и среднего бизнеса — руководство страны начало понимать, что структура экономики очень деформирована. Так что Владимир Путин, будучи премьером, будет пытаться демонополизировать экономику: крупные предприятия останутся под жестким контролем государства, а мелким жизнь чуть облегчат. В течение этого времени Путин будет расставлять своих людей и вместе с президентом Дмитрием Медведевым устанавливать новый баланс сил. С политической точки зрения ничего не изменится и может даже ухудшиться — новые мнения и оппозиция никому не нужны. Необходимо сделать все, чтобы не началась война внутри власти. В геополитике в ближайшие четыре-пять лет также все останется по-прежнему: будут покусывать постсоветские страны, которые стремятся в ЕС или уже там, и одновременно будут усиленно сотрудничать с Китаем и пытаться не ссориться с Америкой и ЕС. При этом Кремль не будет присоединяться к какому-то лагерю или альянсу — Россия хочет доказать, что она абсолютно самостоятельный игрок первого ранга.

Первые два-три года внутренняя и внешняя политика будет определяться не Медведевым, а командой, которая не поменялась. Что будет потом — неизвестно. Может, Путин станет олигархом или возглавит Газпром, а может, вернется на пост президента.

Сейчас никто и ничто не может изменить политическую ситуацию в России. Нет никаких ни внешних, ни внутренних, ни экономических, ни политических, ни социальных, ни настроенческих, ни протестных причин — людей все устраивает. На Россию свалились нефте- и газодоллары. При Ельцине люди изголодались, тогда они жили плохо, а сейчас начинают активно потреблять. Если ельцинские годы — период первоначального накопления капитала, то путинские — период начального ажиотажного потребления. Потребительский бум охватил всю страну. Ничего никого не волнует.

Некоторые российские политологи предполагали, что Дмитрий Медведев, проработав несколько месяцев, сложит полномочия, и Владимир Путин де-факто опять станет главой государства?

— Нет. Считаю, что Медведев это надолго. Также надолго, как и Путин.

То есть вы считаете маловероятным сценарий, что Медведев вытеснит Путина и его команду из власти, как в свое время Путин вытеснил команду Ельцина?

— Все может быть в авторитарной вертикали власти, не контролируемой обществом или гражданскими институтами. С одной стороны, авторитарная власть устанавливает контроль над обществом, с другой — она очень подвержена взрывам изнутри. Но не дай Бог, между ними возникнет искра — в нашей системе конфликты между двумя личностями могут потрясти всю страну.

Почему Путин назначил своим преемником именно Медведева?

— Во-первых, он близкий человек Путина. Он из питерских, они окончили один университет, Медведев наверняка работал с Путиным. Кроме того, на Западе Медведев считается приемлемой кандидатурой. Он устраивает немецкого канцлера Ангелу Меркель — недаром она первая поздравила его, приехав в Москву уже 8 марта, и, кстати, не без умысла на днях высказалась против вступления в НАТО Грузии и Украины. Думаю, Медведева одобрили американский президент Джордж Буш и республиканцы.

Почему?

— Его публичный образ либерален. Медведев, что существенно для Запада, не работал в спецслужбах. Европа и Америка относятся к нему формально: главное, чтобы не был силовиком и говорил правильные слова. Избранный президент соответствует этим критериям.

На президентских выборах лидер коммунистов Геннадий Зюганов занял второе место. Россиянам ближе идеи коммунизма, чем так называемых демократических сил?

— Россия — правопреемница не только постсоветских долгов, но и коммунистического менталитета элиты. Нам подходит или авторитаризм в белых перчатках, или авторитаризм в красных перчатках.

Почему вы ушли из политики?

— Нет перспектив. Население ничего не хочет и всем довольно, оппозиция действует неслаженно, а у власти достаточно ресурсов задавить всех. Народ не выйдет на улицу, потому что какую-то там партию не зарегистрируют. Я поняла, что это не мое время — мое закончилось. Сейчас пишу книги, читаю мастер-классы, преподаю в вузах. Написала два сценария.

Карьера экс-оппозиционера

2006 г. — президент Межрегионального общественного фонда социальной солидарности «Наш выбор»

2004 г. — председатель российской демократической партии «Наш выбор»

2004 г. — вышла из СПС

2004 г. — баллотировалась на пост президента РФ

2000 г. — сопредседатель политической партии «Союз Правых Сил»

2000 г. — заместитель председателя Госдумы Федерального Собрания РФ

1993 г. — депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ

1989 г. — руководитель кооператива «Системы + программы», директор Информационно-аналитического центра, главный эксперт и член биржевого совета Российской товарно-сырьевой биржи (РТСБ)

1984 г. — старший преподаватель, доцент, замзаведующего кафедрой во ВТУЗе при заводе им. Лихачева

1980 г. — младший научный сотрудник НИИ Госплана РСФСР

1978 г. — окончила экономический факультет Российского университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы

13 апреля 1955 г. — родилась в Москве


Фото Светланы СКРЯБИНОЙ  

Оценка материала:

4.33 / 6
Привет, Медведєв! Ирина Хакамада считает, что для Украины президентство Дмитрия Медведева это и хорошо, и плохо 4.33 5 6
Політика / Росія
24.03.2008 32788
Еще материалы раздела «Росія»