Бізнес
Економіка
Не дождетесь: обвала гривни в 2011 году не предвидится
2010-й можно по праву назвать годом стабильной гривни: 12 месяцев официальный курс нацвалюты не выходил за пределы 7,88–8,03 UAH/USD (7,95 UAH/USD плюс/минус 1%). Спред на наличном рынке немного больше — порядка 30 коп. (7,88–8,16 UAH/USD). Однако в сравнении с 2008-м, когда гривня за год обвалилась на 50% (курс в обменниках прыгнул на все 100%), такие колебания кажутся совсем несущественными.
В 2011-м тенденция сохранится: резких курсовых колебаний не будет. Однако украинцам придется привыкать, что нацвалюта за день может подешеветь на 7 коп., а затем вырасти на 10 коп.: Нацбанк все-таки решился отпустить гривню в свободное плавание и сосредоточиться на контроле роста цен (по крайней мере так значится в «Основах денежно-кредитной политики на 2011 год»). Впрочем, движения курса Украине полезны: так можно показать МВФ, что не регулятор формирует курс и всеми силами пытается удержать его, а рынок.
Прямая зависимость
Курс гривни зависит от состояния платежного баланса, инфляции, дефицита бюджета и политики Нацбанка. В конце 2008-го одной из главных причин падения курса стал резкий дефицит валюты: инвесторы выводили свои активы из страны, а финансовый кризис в мире привел к падению спроса на основную экспортную продукцию Украины и прекращению притока капитала. Сводное сальдо платежного баланса (разница между валютными поступлениями в страну и платежами за границу) было отрицательным ($3,1 млрд). В 2010-м профицит платежного баланса составил порядка $2 млрд. По большому счету это и стало залогом стабильности курса.
В нынешнем году соотношение экспорта и импорта снова ухудшится. «Отрицательное сальдо торгового баланса Украины будет расширяться: активное восстановление внутреннего спроса станет причиной существенного прироста импорта», — комментирует аналитик Альфа-Банка Евгения Афонина. А роста спроса на украинскую продукцию, равно как и роста цен на нее, в этом году не будет. К тому же до 31 марта 2011-го действует ограничение на экспорт зерна (квотирование введено правительством Украины в начале октября 2010 года на срок до 31 декабря, в конце 2010-го продлено до 31 марта 2011-го). Официальный прогноз дефицита торгового баланса — $3,398 млрд. Прогнозы аналитиков более пессимистичные: от $3,5 млрд до $5,4 млрд.
Кроме того, в текущем году банки, компании и государство продолжат погашать полученные ранее кредиты. По данным НБУ, к 1 октября 2011-го Украине нужно будет вернуть более $40 млрд (без учета начисленных процентов). Скорее всего, компании будут реструктуризировать или рефинансировать полученные займы. «Уровень пролонгации/рефинансирования внешней задолженности сейчас достаточно высок (в III квартале 2010-го, по данным НБУ, этот показатель составил 131% для реального сектора), — рассказывает старший аналитик ИК «Конкорд Капитал» Никита Михайличенко. — Поэтому существенные проблемы с краткосрочной частью внешнего долга в ближайшее время вряд ли возникнут».
По итогам 2011-го общее сальдо платежного баланса будет положительным. Поддержку гривне окажет приток валюты по финансовому счету: объем иностранных инвестиций и новых внешних заимствований государства и корпораций перекроет дефицит текущего счета. «В годы кризиса украинские эмитенты достаточно хорошо обслуживали свои внешние долги, — объясняет Евгения Афонина. — Практически все реструктуризации (за исключением некоторых случаев) были проведены успешно, поэтому доверие инвесторов к Украине восстанавливается». Более того, ситуация на мировых рынках улучшается, в результате чего должники смогут привлечь гораздо больше средств, чем нужно погасить. Уже в 2010-м отечественные корпоративные эмитенты выходили на международные рынки заимствования: ДТЭК, МХП, Метинвест успешно разместили еврооблигации. Более $2 млрд посредством выпуска евробондов привлек Минфин. В 2011-м правительство планирует увеличить эмиссию суверенных долговых бумаг в 2,25 раза — до $4,5 млрд. Еще $3 млрд Украина получит в рамках сотрудничества с МВФ. Увеличится и приток прямых иностранных инвестиций (до $5,5–6 млрд).
Впрочем, даже если что-то пойдет не так, золотовалютных резервов Нацбанка достаточно, чтобы удержать курс гривни. Только в декабре международные резервы Украины увеличились на 3,1% (на $1,037 млрд), а по итогам года рост составил 30,5% — до $34,576 млрд. Но даже по мнению самого регулятора, этих запасов недостаточно: согласно существующим критериям безопасности, объем международных резервов должен составлять не менее 100% краткосрочного долга страны по остаточному сроку погашения. Сегодня это порядка $43 млрд. Но уже в 2011-м у регулятора будет возможность пополнить запасы. Залогом роста станет продолжение сотрудничества Украины с МВФ: последующие транши должны быть направлены не на финансирование дефицита госбюджета, а на увеличение резервов Нацбанка. По прогнозам Никиты Михайличенко, валютные резервы НБУ увеличатся на 20–30%: на $7–10 млрд.
Риски-2011
Несмотря на то что макроэкономические факторы свидетельствуют о стабильности нацвалюты, девальвация гривни хоть и маловероятна, но возможна. Украинские предприниматели, кстати, к такому развитию событий готовы. Об этом свидетельствуют данные Нацбанка (ежеквартально регулятор проводит анализ деловых ожиданий предприятий): в IV квартале 2010¬го вера отечественных бизнесменов в гривню снизилась. Если еще в середине прошлого года девальвации ожидали чуть более 35% респондентов, то уже к концу 2010-го количество пессимистов выросло до 50,4%. Через 12 месяцев респонденты прогнозируют обменный курс гривни на уровне 8,31 UAH/USD, тогда как в III квартале прогнозный курс составлял 8,17 UAH/USD.
Основная угроза для нацвалюты — прекращение сотрудничества с МВФ. Пока Украине удается выполнять все требования фонда. Но есть и нерешенные вопросы. Например, не ясна судьба Надра Банка, хотя осень2010, когда обещано было огласить общественности план реструктуризации этого финучреждения, давно позади. «Если МВФ откажется выдавать Украине кредиты и приостановит сотрудничество, нас ждут большие неприятности», — комментирует директор Украинского аналитического центра Александр Охрименко. Стране может элементарно не хватить средств, чтобы рассчитаться с долгами: как правило, сотрудничество с МВФ очень упрощает процесс переговоров о рефинансировании кредитов или о привлечении новых средств. Впрочем, пока сотрудничеству Украины и МВФ ничего не грозит. «Власть продемонстрировала политическую волю для реализации непопулярных реформ (рост тарифов на газ и электроэнергию для населения, изменение налоговой системы и т. д.), — объясняет председатель правления Кредобанка Иван Феськив. — Поскольку именно таких мер и ожидает от Украины МВФ, можно сказать, что выделение последующих траншей гарантировано». Но в любом случае финансирование фонда рано или поздно прекратится. И тогда все свои финансовые проблемы Украине придется решать самой.
Еще один риск-2011 — отказ от «ручного регулирования» курса гривни. МВФ уже не первый год рекомендует Украине перейти к гибкому валютному курсу, который формируется с учетом рыночных тенденций. А вот как раз рыночные тенденции в Украине предсказать крайне сложно: отечественный дензнак может ослабеть, например, из-за панической скупки валюты населением. Только в декабре 2010-го украинцы купили валюты на $1,921 млрд больше, чем продали — $3,538 млрд (покупка) против $1,617 млрд (продажа). А за последние три месяца объемы покупки превысили продажи на $5,2 млрд. Кроме того, традиционно в начале каждого месяца на курсе гривни отражаются закупки Нафтогазом валюты для оплаты за потребленный газ.
Но даже в условиях гибкого курсообразования при существенных колебаниях курса регулятор обязан выйти на рынок, унять панику и поддержать курс. Да и премьер-министр Николай Азаров прямо заявил, что ждет от главы Нацбанка Сергея Арбузова «стабильного курса» и «сотрудничества с правительством по вопросам монетарной политики». В итоге колебания курса в 2011 году вряд ли превысят 5% от официального (7,95 UAH/USD).
Виктория Руденко, «Контракты»