НОВИНИ ДНЯ: Погода на Новий рік: синоптикиня розповіла чи очікувати українцям снігу та морозу  Україна працює над ракетою, здатною долетіти до Москви – The Economist  Орбан заявив, коли і як закінчиться війна Росії в Україні  Укргідрометцентр дав прогноз на найхолодніший місяць року  "Умови сприятливіші за довоєнні". Вартість житла у Києві відповідає десяти рокам оренди  Китай різко змінив генерала армії, який відповідав за політичну лояльність  До обрання і після. Чи змінилася риторика Трампа про війну в Україні та Путінавсі новини дня
12.10.2007 39907

Авиадискаунтеры не обвалят цены на билеты

В Украине может появиться первый авиадискаунтер, билеты на рейсы которого в два раза ниже среднерыночных. Словацкая SkyEurope, работающая в сегменте дешевых пассажирских авиаперевозок (low-cost) по 44 направлениям в 19 странах Европы, готова выйти на украинский рынок.

По материалам еженедельника "КОНТРАКТЫ"

 

Отечественные авиакомпании конкурентов с демпинговыми ценами не боятся. По их мнению, в Украине дискаунтеры не смогут развернуться — пассажиропоток небольшой, к тому же большинство украинских аэродромов не рассчитано на прием современных авиалайнеров.

 

Полет во сне

Американская Southwest Airlines, совершившая первый рейс еще в июне 1971 года, стала пионером бюджетных авиаперевозок. Ее основатели Роллин Кинг и Херб Келлехер решили превратить самолеты в доступное средство передвижения. Четыре лайнера Southwest Airlines летали в пределах штата Техас, не попадая под действие федеральных законов других штатов, регулировавших деятельность авиаперевозчиков. Благодаря этому компания могла самостоятельно устанавливать цены на свои рейсы.

 

Разлетаются


Southwest Airlines пользовалась услугами небольших аэропортов, обходилась всего 70 сотрудниками, не предлагала на борту обеды и напитки, упразднила посадочные талоны (пассажиры сами выбирали место в самолете). Отказалась авиакомпания и от службы резервирования. Сэкономив на традиционных для авиакомпаний расходах, Southwest Airlines установила на свои билеты цены ниже среднерыночных в 3-4 раза. Перелет на самолете этого перевозчика, например, из Далласа в Сан-Антонио, стоил всего $15. У других авиакомпаний цена билета на такой же рейс превышала $60. Спустя 36 лет, первый в мире авиадискаунтер стал четвертым по величине авиапервозчиком США, парк которого насчитывает более 400 Боингов.

Сегодня в сегменте дешевых авиаперевозок работает более 60 компаний. Основные принципы работы авиадискаунтреров за 36 лет практически не изменились. Компании продолжают сокращать издержки, в том числе используя незагруженные региональные аэропорты с дешевыми услугами. Экономят на обслуживании самолетов, как правило, используя только одну модель. Билеты продают только через интернет. По подсчетам Международной ассоциации воздушного транспорта (ІATA — International Air Transport Association), онлайн-торговля позволяет на каждом тикете экономить около $7-9 (только на бумаге и полиграфии) — стоимость оформления проездного документа снижается примерно с $10 до $1-3.

Еда и напитки в стоимость билета на самолет авиадискаунтера по-прежнему не входят. Однако в последнее время бюджетные авиакомпании начали предлагать платные допуслуги, в том числе еду и выпивку. Некоторые дискаунтеры за отдельную плату предлагают «приоритетную посадку» — пассажир может войти в салон самолета первым и выбрать лучшее, на его взгляд, место.

«Голый» билет (без учета дополнительных услуг) бюджетных компаний по-прежнему намного дешевле тикетов традиционных авиакомпаний. Например, европейская бюджетная авиакомпания Easy Jet предлагает рейс из Лондона до Милана за $43, а до Праги — за $47, у British Airways стоимость билетов на эти же маршруты стартует с $86.

 

АЭРОПОРТ «Борисполь»


Правда, по максимально низким ценам (примерно вдвое дешевле, чем билеты у обычных авиаперевозчиков) современные дискаунтеры теперь продают только часть билетов. Обычно это не более 20-30% мест на каждый рейс. Тарификация напрямую зависит от срока продажи билета — чем раньше, тем дешевле. Если билет покупается за день-два до вылета, его цена в отдельных случаях может оказаться даже выше, чем у обычных перевозчиков.

Кроме того, дискаунтеры по сравнению с обычными авиакомпаниями часто занижают вес багажа, провозимого бесплатно, а все, что превышает лимит, оплачивается дополнительно. Бюджетные авиакомпании не согласовывают свои рейсы с другими перевозчиками — беспроблемную пересадку клиенту никто не гарантирует. Поэтому пассажиры-транзитники, воспользовавшиеся услугами авиадискаунтера, рискуют надолго застрять в региональном аэропорту. К тому же многие из таких аэропортов не могут похвастаться развитой транспортной инфраструктурой — до «цивилизации» добираться сложно или неудобно.

Тем не менее в Европе услугами бюджетных компаний пользуются минимум 20-30% авиапассажиров. В Азиатско-Тихоокеанском регионе на низкобюджетные полеты приходится не менее 15% общего авиапотока. При этом загрузка самолетов-бюджетников не меньше, чем у обычных авиаперевозчиков, которые, по данным ІATA, заполняют свои самолеты минимум на 80%. У ирландского дискаунтера Ryanair этот показатель составляет 83%, у британской low-cost компании Easy Jet — почти 85%.

 

...и наяву

В Украине бюджетным компаниям делать нечего, считают отечественные эксперты. «Выход международных дискаунтеров на украинский рынок возможен, — признает Сергей Куцый из компании «АэроСвит». — Но сейчас это не более чем намерение застолбить нишу и направление. На данном этапе дискаунтеры не смогут много зарабатывать в Украине».

Очень многие маркетинговые хитрости, с помощью которых бюджетные авиаперевозчики снижают себестоимость перевозок, в Украине просто не сработают. Например, в стране до сих пор окончательно не легализована продажа электронных билетов. Они не признаны документами финансовой отчетности и без выписки бумажного дубликата компаниям пока не обойтись.

Но самое большое препятствие, по мнению Сергея Куцого, для развития бизнеса авиадискаунтеров в Украине — ограниченное количество аэропортов. «За рубежом дискаунтеры работают с периферийными портами, которые практически дотируют перевозчиков, — объясняет представитель АэроСвита. — Но если в окрестностях Лондона работает четыре аэропорта, то под Киевом только два — при этом «Жуляны» не конкурент «Борисполю». При отсутствии конкуренции у руководства аэропортов нет мотивации снижать стоимость своих услуг. Поэтому 30-35% затрат украинских авиакомпаний приходится на оплату услуг аэропортов. Дискаунтерам этих расходов не избежать».

Не смогут дискаунтеры использовать в Украине еще одно свое преимущество — высокую интенсивность полетов. За счет большей частоты рейсов (по сравнению с обычными компаниями) бюджетные перевозчики повышают эффективность использования самолетов, сокращая время их стоянки в аэропорту. «Обычно она длится не более 30-35 минут. В Украине ни один аэропорт за такое время обслужить лайнер не сможет», — утверждает Сергей Куцый.

Кроме того, некоторые украинские аэропорты не в состоянии принять новые Boing-737 и Airbus-320, которые, как правило, используют бюджетные авиаперевозчики (высокая интенсивность полетов требует идеального состояния лайнеров). По словам Сергея Куцого, такие самолеты в Украине без ограничений принимают только в пяти городах: Борисполе, Симферополе, Донецке, Днепропетровске и Запорожье. Другие отечественные аэропорты устанавливают ограничения на частоту рейсов самолетов этих моделей. Черновцы, Ужгород и Луганск вообще не принимают лайнеров данного типа — не позволяют протяженность взлетной полосы, покрытие, состояние рулежных дорожек. Последний фактор значительно сузит географию и частоту полетов дискаунтеров.

Тогда как для успешной работы им необходимо иметь стабильно высокий пассажиропоток. Например, компания American Airlines ежегодно перевозит около 100 млн человек, Ryanair и немецкая Lufthansa — приблизительно по 40 млн пассажиров. Бюджетные авиакомпании в сутки совершают 10-12 рейсов. Украина такого пассажиропотока не обеспечит — украинские аэропорты ежегодно пропускают только около 4 млн человек, из которых, по словам Сергея Куцого, максимум 15-20% предпочитают низкую цену комфорту.

«При нынешнем развитии рынка реализовать в Украине авиапроект бюджетного класса в чистом виде не получится, — категоричен менеджер по развитию авиакомпании «Международные Авиалинии Украины» Денис Антонюк. — Маршрут Киев—Париж за $20-30 ни одна авиакомпания не организует (один из самых дешевых авиамаршрутов в Европе — рейс SkyEurope из Праги в Париж, который стоит всего $30. — Прим. Контрактов)».

В России авиадискаунтеры на международных рейсах практически не демпингуют. Например, немецкая low-cost компания Germanwings из Москвы в Берлин возит за $132, местный Аэрофлот — от $136. Но например, Sky Express, работающий на внутренних маршрутах, за первые четыре месяца работы (с начала 2007 года) продал 363 тыс. билетов. Успех закономерен: стоимость перелета из Москвы в Санкт-Петербург у него составляет чуть более $35, тогда как тариф Аэрофлота на этот рейс превышает $77.

В Украине цены на внутренние рейсы отечественные авиакомпании снизили прошлой зимой. Из Киева, например, до Одессы можно добраться за 140 грн (около $28), если покупать билеты за несколько недель до вылета. Правда, дешевые билеты лимитированы — продаются в ограниченном количестве.

 

Сами себе дискаунтеры

Украинские особенности, по мнению отечественных экспертов, могут отсрочить выход SkyEurope на наш рынок. Впрочем, словацкая компания не намерена рисковать, пока заявив об открытии прямых рейсов лишь в Братиславу. «Они нацелились не на самый большой сегмент авиаперевозок», — комментирует Денис Антонюк из МАУ. По его словам, украинцы чаще летают в Чехию и Польшу, нежели в Словакию, поэтому в словацкую столицу вообще нет прямых рейсов из Украины.

К тому же SkyEurope пока лишь заявила о планах выйти на украинский рынок, но каких-либо действий не предпринимала. «Между Словакией и Украиной еще в 1993 году было подписано международное соглашение о воздушном сообщении, которое регулирует полеты гражданских воздушных самолетов, — объясняет начальник департамента авиационных перевозок и лицензирования Госавиаслужбы Сергей Коршук. — В соответствии с документом все условия — например, количество и расписание рейсов — должны быть согласованы между перевозчиками, работающими на маршруте Киев—Братислава—Киев. Со стороны Украины таким перевозчиком является компания «Международные Авиалинии Украины». Пока, насколько мне известно, SkyEurope переговоры с МАУ даже не начинала». В Международных Авиалиниях Украины Контрактам подтвердили, что представители словацкой компании к ним до сих пор не обращались.

КОМФОРТ ИЛИ ЭКОНОМИЯ Сравнение цен на билеты бюджетных и обычных авиакомпаний
Маршрут
Авиакомпания low-cost
Цена перелета в один конец, $
Традиционная авиакомпания
Цена перелета в один конец, $
Москва—БерлинGermanwings132Аэрофлот136
Москва—СочиSky Express59Аэрофлот183
Москва—С.-ПетербургSky Express35Аэрофлот78
Верона—Москва WindJet199Alitalia352
Лондон—МиланEasy Jet43British Airways88
Лондон—ПрагаEasy Jet47British Airways86
Краков—МанчестерSkyEurope66British Airways138,5
По данным открытых источнико

 

Оценка материала:

4.00 / 6
Авиадискаунтеры не обвалят цены на билеты 4.00 5 6
Бізнес / Ринки та компанії
12.10.2007 39907
Еще материалы раздела « Ринки та компанії»