Бізнес
Технології
Шире доступ: стоимость доступа в интернет стремительно падает, но провайдеров становится все больше
С начала года моя семья была буквально атакована звонками маркетинговых служб провайдеров. Они заманивали меня низкими ценами на скоростной интернет. Сумма доходила до смешных и почти символических 50 грн в месяц за безлимитный доступ.
Я не хочу менять провайдера: за интернет плачу 75 грн — немного дороже, чем предлагают, но меня все устраивает. От назойливых звонков отделываюсь удачно придуманной фразой: в квартире компьютера нет. Для справки: живу на Оболони — одном из наиболее густонаселенных районов Киева, за что его очень любят провайдеры.
Украинский рынок ШПД-интернета стремительно развивается. В прошлом году скоростным доступом в сеть пользовались 3,16 млн украинцев (речь идет о конечных пользователях, без учета корпоративного сегмента), данные iKS-Consulting. Потенциально перспективы у этого бизнеса большие: проникновение скоростного интернета в Украине, по разным данным, составляет всего 10–18% от общего количества домохозяйств в стране. Поэтому рост абонентской базы в 2011 году составит от 30% до 100%.
Доходы от предоставления услуги тоже растут: в IV квартале 2010-го объем продаж составил 870 млн грн — на 31% больше год к году. Скорее всего, увеличение показателей произошло за счет появления новых игроков и новых подключений. Ведь цены на услуги снижаются. К примеру, 1,5 года назад я платила за безлимитный интернет 120 грн, год назад — 75 грн, сейчас могу найти по 50 грн и даже меньше, но не вижу смысла в экономии.
Легкость доступа
Активность интернет-компаний по привлечению или переманиванию абонентов связана с ростом конкуренции в сегменте скоростного проводного доступа. За последний год в Украине появилось очень много провайдеров. Только в Киеве их сотни. «Если быть точными, то в Украине, по последним данным НКРС, зарегистрированы около двух тысяч операторов и провайдеров телеком-услуг», — говорит Виталий Ворожбит, директор по развитию услуг на массовом рынке компании «Киевстар». Этот бизнес привлекателен тем, что провайдеры, предоставляющие доступ в интернет, могут работать без лицензии НКРС. Небольшие фирмы демпингуют, просто покупая готовый интернет-канал у крупных компаний. Владельцы домашних сетей прокладывают кабель не через коммуникационные канализации, принадлежащие Укртелекому, а по воздуху — по крышам домов. «Стоимость аренды и входа в кабельную канализацию для домосетей важна только на магистральном участке, а сеть доступа почти полностью состоит из «воздушек», — констатирует Дмитрий Мельченко, начальник отдела управления продуктами телекоммуникационной группы Vega.
Крупные телеком-операторы также считают этот сегмент очень перспективным, хотя для них порог вхождения в этот бизнес намного выше, чем для небольших провайдеров. Они работают легально, то есть получают лицензии, строят сеть, проходят проверки НКРС. «Небольшие сети покупают у нас готовый интернет-канал оптом. Поэтому основные расходы ложатся на крупных операторов, которые осуществляют масштабное строительство сети или арендуют магистрали», — рассказывает Дмитрий Мельченко.
Сети — в города
В основном провайдеров интересуют крупные населенные пункты, но даже в них они распределяются неравномерно. Каждый хочет работать на территории с наибольшей концентрацией платежеспособных абонентов. Самые перспективные районы — новой или относительно недавней застройки с высокой плотностью заселения. Затраты на прокладку сетей в таком случае снижаются: рентабельнее подвести кабель к 16–24-этажной высотке на Оболони или Осокорках, чем к пятиэтажке на Подоле. «Имеет значение количество домохозяйств в районе, которое можно покрыть от одной точки доступа. Минимальным критерием для вхождения является дом свыше пяти этажей, на 70–80 квартир и более.
Количество подключаемых строений зависит от стоимости строительства магистрали к району, — подтверждает Дмитрий Мельченко. — Рентабельным может быть и один отдельно стоящий дом при условии, что строительство магистрали будет недорогим, а там есть необходимое количество клиентов. Львиная доля нынешних домосетей именно так и начинала — с одного отдельно стоящего здания». Это не означает, что микрорайоны с меньшей плотностью застройки и небольшие города вообще не рассматриваются. «Просто к ним широкополосный интернет дойдет позже», — уверен Виталий Ворожбит.
Оператор «Укртелеком» использует технологию ADSL: подключает пользователей через свою телефонную сеть. А поскольку он является монополистом на рынке фиксированной связи, то интернет-покрытие Укртелекома намного выше, чем у остальных операторов. В результате более 1,1 млн украинцев пользуются услугами Укртелекома (по состоянию на декабрь 2010-го). DSL — одна из наиболее популярных в Украине технологий, однако она считается вчерашним днем, поскольку в будущем не сможет обеспечить приемлемых скоростей при возросших требованиях пользователей. В IV квартале 2010-го ее доля в Украине снизилась до 44,5%, а сама технология сместилась с позиции лидера, данные Expert Consulting. Второе место по количеству пользователей занимает компания «Воля», к которой подключены 430 тыс. домохозяйств по состоянию на декабрь 2010-го. Этот оператор использует для передачи данных телевизионный кабель по технологии DOCSIS, являясь также монополистом на рынке ТВ-доступа столицы, и занимает значительную часть рынка в других городах.
Крупные телекомоператоры строят сеть с нуля по технологии FTTB на базе Ethernet: прокладывают волоконно-оптические сети, которые, в отличие от ADSL, потенциально могут обеспечить более высокую скорость передачи данных — до 100 Мбит/сек. В прошлом году эта технология обогнала ADSL по количеству использований в Украине, результат исследования Expert Consulting. «Потенциал данной технологии подтверждает потребительская революция в цифровых устройствах. Люди уже приобретают компьютеры с большим объемом места на жестком диске — для хранения видео и музыкальных архивов; среди телевизоров лидируют устройства с поддержкой телевидения высокой четкости HDTV; социальные сети становятся важнейшим каналом коммуникаций. Прогнозирую, что аппетиты клиентов к высоким скоростям передачи данных будут только расти», — оптимистичен Виталий Ворожбит.
Пока же скорость передачи данных в Украине в среднем составляет 5 Мбит/сек. Этого хватает, чтобы обеспечить украинцам бесперебойную работу в интернете, но без излишеств. К примеру, смотреть онлайн-видео высокого разрешения можно только с перебоями, а фильмы закачиваются не за полминуты, а за 5–10 минут и более.
В целом демпинг цен мелких провайдеров не слишком радует крупных операторов — рентабельность бизнеса приблизилась к граничному показателю, а окупаемость выросла до 5–10 лет. К примеру, доходность одного ШПД-абонента Киевстара за счет снижения среднерыночной цены уже не уступает доходности абонентов, использующих SIM-карту, и составляет около $5. Правда, в компании падение оборота связывают со стремительным ростом абонбазы — более чем вдвое.
Снижать цены в 2011-м украинские компании не планируют: домосети набрали кредитов на развитие, крупные операторы пока не заинтересованы в демпинге, объясняет Дмитрий Мельченко. Скоростной интернет требует значительных инвестиций. Например, вьетнамская компания Viettel оценила затраты на строительство национальной волоконно-оптической сети в Украине в рамках образовательного проекта «Открытый мир». Около $600 млн инвестиций в сеть общей длиной приблизительно 60 тыс. км в расчете на пять лет обеспечит доступ в интернет практически каждому населенному пункту. «Расходы на развитие сети доступа (не считая магистральных сетей, SAC и пр.) составляют примерно $200–250 на абонента», — подчеркивает Дмитрий Мельченко.
О намерении купить небольшого регионального оператора ранее заявляла МТС-Украина. Как заявил Контрактам генеральный директор компании Василь Лацанич, демпинг серых провайдеров и дороговизна построения сетей, особенно в небольших городах, заставляет оператора подходить к выбору вдумчиво и неторопливо — МТС-Украина рассматривает существующие предложения и проводит анализ рынка. «Но для нас приемлемо и строительство собственной сети», — уверяет Василь Лацанич. По его словам, сейчас компания определяется с конфигурацией и топологией сети, приступила к выбору подрядчиков по строительству. К слову, МТС-Украина уже работает в корпоративном сегменте, предоставляя услуги от имени провайдера «Комстар Украина» в Киеве и Одессе, а сейчас планирует выйти в массовый сегмент. Тестовые проекты будут запущены в ближайшее время, коммерческий запуск тоже не за горами, добавляет Василь Лацанич.
Оценка материала:
Шире доступ: стоимость доступа в интернет стремительно падает, но провайдеров становится все больше Надежда Гончарук 07.05.2011