Бізнес
Нерухомість
Восток – Запад: как привлечь деньги иностранцев в украинские проекты
Председатель наблюдательного совета группы компаний «АВЭК» Алексей Чернышов рассказал Контрактам о том, что ставки аренды в 2011 году расти существенно не будут, но нижняя точка падения рынка уже пройдена, а рыночный формат торговли остается самым востребованным для украинских граждан.
Какие объекты коммерческой недвижимости Украины интересны западным фондам?
Алексей Чернышов: Выгодные проекты с управляемым объемом рисков. Объект должен обладать безупречной разрешительной документацией, актом на право собственности на земельный участок, пройти определенные стадии согласования, получить утверждение архитектурного совета города. Иностранных инвесторов также интересуют готовые объекты со стабильным и продолжительным показателем доходности в будущем. Причем торговая недвижимость — самая востребованная.
В I квартале 2011 года объем инвестиций в европейскую коммерческую недвижимость, по данным DTZ, увеличился на 6% год к году и составил EUR20,5 млрд
Выгодно ли строить гостиничные проекты перед Евро2012?
Алексей Чернышов: Безусловно, предстоящий чемпионат мотивирует государство и бизнес выполнить требования УЕФА: в сжатые сроки подготовить качественную инфраструктуру, создать номерной фонд в принимающих городах. Гостиничная недвижимость будет востребована и после Евро2012.
Весной 2011 года компания приняла участие в международной выставке недвижимости MIPIM. Почему мероприятие заинтересовало АВЭК?
Алексей Чернышов: Мы активно привлекаем иностранный капитал в свои проекты и стараемся использовать мероприятия уровня MIPIM как площадку для поиска партнеров. Но чтобы привлечь иностранные деньги, необходимо иметь адекватные проекты по уровню рисков и их управляемости, сильного партнера и западные стандарты корпоративного управления. Кроме того, государству в целом необходимо создать условия для развития инвестиционного климата в стране.
На рынке коммерческой недвижимости продолжается кризис?
Алексей Чернышов: Сейчас нижняя точка уже пройдена, и после двухгодичной спячки рынок недвижимости очнулся. Мы наблюдаем рост потребительского спроса, увеличение интереса арендаторов. Не думаю, что в 2011 году ставки аренды начнут расти. Тем не менее уже в ближайшие год-два в Украине появятся современные форматы, а неконкурентоспособные комплексы продолжат свое падение. Мы приближаемся к фазе редевелопмента. В Москве, например, несколько торговых центров уже пережили изменение концепции за последнее десятилетие.
знает, как привлечь деньги иностранцев в украинские проекты
Как вам удалось занять большую часть рынка торговой недвижимости Харькова?
Алексей Чернышов: Компания работает с 1994 года, поэтому у нас накопился значительный опыт строительства торговых объектов. За 17 лет существования мы реализовали восемь крупных торгово-офисных комплексов. А всего в нашем управлении находится около 400 тыс. кв. м коммерческой недвижимости. Компания стремится строить современные торговые центры, которые по архитектуре и формату не уступают европейским проектам. Последние наши объекты, например Platinum Plaza, расположены в центральной части города. На этапе разработки концепции торгового центра группа компаний «АВЭК» привлекает ведущих европейских и украинских дизайнеров и консультантов.
Планировали ли вы строить в Киеве?
Алексей Чернышов: Да, в столице мы активно развиваем два офисных объекта в центре города. Этот формат компания выбрала по причинам, описанным выше. Строительство еще не начинали, но подходим к завершению цикла land-development.
Другие регионы интересны компании?
Алексей Чернышов: Потенциально планируем строить объекты в Западной Украине. Кроме того, АВЭК развивает проекты в Сумах и на Черноморском побережье. Еще хотим построить два торговых молла регионального уровня в Харькове.
Каким образом вы находите инвестиции на развитие торговых комплексов?
Алексей Чернышов: Один из наших проектов — торгово-офисный центр AVE Plaza — в декабре 2010-го на этапе практически завершенного строительства продан австрийской Uniqa Real Estate. Это не региональный торговый центр на окраине города, а центральный объект с мощной развлекательной составляющей для встреч и досуга харьковчан. По уровню арендаторов он будет приближаться к киевскому ТРЦ «Глобус», а по социокультурному значению — к столичному Арена-Сити или Мандарин-Плаза.
По двум проектам работаем вместе с американским институциональным фондом. Кроме того, компания продолжает развивать свой главный комплекс — центр оптовой и розничной торговли «Барабашово», где работают около 50 тыс. предпринимателей. Мы увеличиваем его площадь, превращая из объекта рыночного типа в современный проект оптовой и розничной торговли. По обороту среди похожих комплексов «Барабашово» занимает первую позицию на территории СНГ, а по размеру — 14-ю в мире. В основном перед нами расположились оптовые рынки продовольственных товаров.
Иностранных инвесторов интересуют готовые объекты со стабильным и продолжительным показателем доходности в будущем
Почему компания не сосредоточится только на развитии самого доходного проекта — «Барабашово»?
Алексей Чернышов: Хотим развивать не только этот торговый комплекс, но и новые проекты. Компания работает в двух сегментах коммерческой недвижимости: традиционном (рынки) и современном (торговые и офисные центры). Нам бы очень хотелось занять значительную долю рынка торговой недвижимости на национальном уровне.
Сейчас многие говорят, что надо строить торговые центры по западному образцу. Но если посмотреть на финансовые показатели коммерческих объектов, то крытые рынки, к которым можно отнести «Барабашово», по оборотам намного опережают современные комплексы…
Алексей Чернышов: Эти параметры в большей степени связаны с уровнем развития нашей экономики, размером ВВП и, соответственно, уровнем дохода 46 млн украинцев. Действительно, в Украине достаточный объем торговых операций сосредоточен на различных рынках. Эта ситуация не изменится в ближайшее время кардинально. Оптово-розничные рынки позволяют удовлетворить потребительский спрос в регионах на том уровне, на котором он есть. Очевидно, что полная экипировка школьника к 1 сентября обойдется родителям намного дешевле на нашем объекте, чем в киевском торговом центре.
Фото Светланы Скрябиной