Життя та Стиль
Спорт
Prime Yalta Rally-2011: коварство трассы, дешевые доллары и финско-чешский триумф
2-4 июня в Ялте состоялась самая масштабная раллийная гонка в украинской истории. Седьмой по счету Prime Yalta Rally помимо этапа Кубка Европы получил право проводить соревнования в одной из наиболее популярных во всем мире гоночной серий – International Rally Challenge (IRC).
Лучшим среди украинцев был экипаж в составе Сергея Перца и Дениса Малкова на Mitsubishi Evolution, победивший во внутреннем классе «Абсолют». Главный же трофей достался финнам Юхо Ханнинену и Микко Марккуле на Škoda Fabia Super 2000.
По стопам Монте-Карло
«Prime Yalta Rally каждый год повышает планку, - сказал корреспонденту kontrakty.ua после завершения соревнований организатор гонки, президент Федерации автоспорта Украины Евгений Червоненко. - По заключению международных экспертов, гонка прошла на «отлично» и она будет считаться сложнее этапа в Монте-Карло. Более того, пообщавшись на заключительной гала-вечеринке с большинством участников, почти от всех услышал, что у ялтинской гонки будущее большее. Но это будущее зависит от многих факторов. Будем стараться и совершенствоваться».
Львиную часть расходов по организации Prime Yalta Rally, как обычно, взял на себя лично Червоненко и спонсоры мероприятия. Впрочем, впервые на организацию гонок было выделено сразу восемь миллионов гривен из государственного бюджета.
«Гонка принесла Крыму огромные доходы, - говорит президент ФАУ. - В это время обычно провал сезона, когда пляжи пустуют. Народ начинает ехать в Крым примерно с 15-20 июня. Получается, мы ускорили начало сезона. Немножко больно, что с нашей ментальностью при приезде «западников» цены на все виды услуг мгновенно повысились в два-три раза. В какой-то степени мы это пресекли, старались менять валюту иностранцам по смешным курсам – доллар по 6 гривен. Было много проблем, но мы получили бесценный опыт. Я еще не могу осознать, как нам удалось так провести гонку. Мы показали, что Крым – это Украина. Иностранные друзья звонят мне под впечатлением трансляций по Eurosport, сюжетов по Euronews и бельгийскому телевидению. Мы показали миру, что Украина – не шапки-ушанки и не медведи, как себе представляли, впервые посещая нашу землю, некоторые участники гонки».
Лучше всех «петляла» Škoda
Главным триумфатором Prime Yalta Rally-2011 стала Škoda. Финский, чешский и норвежский экипажи на машинах чешского производства втроем вошли в первую четверку общего зачета, позволив вклиниться во внутреннюю борьбу только занявшим второе место французам Бриану Буффье и Хавьеру Панзери на Peugeot 207.
Победители признали коварство ялтинских трасс (дистанция проложена от Ялты до плато на гору Ай-Петри, первый день подъем, второй – спуск в обратном направлении). Во время горных этапов было большое количество сходов. Больше всех пострадал украинец Николай Соболев. Его Mitsubishi Lancer Evolution 7 не удержался на дистанции, а сам гонщик получил тяжелейшую травму – компрессионный перелом позвоночника. «К счастью, угрозы, что Николай останется инвалидом, уже нет, - комментирует Евгений Червоненко. – Я говорил с Соболевым. Он заверил, что восстановится и продолжит гоняться. Вертолет МЧС совершил невероятное: они сделали уникальный завис, подняли спортсмена на лебедке, и он через считанные минуты был в шестой городской больнице Симферополя».
Даже чемпионы отметили, что несмотря на успешные результаты, им не удалось избежать видимых ошибок. «Здешняя трасса не позволяет расслабиться даже на миг, - говорит действующий чемпион мира в серии IRC Юхо Ханнинен. – Постоянные петли! Приноровиться к здешним путям мы смогли не сразу, из-за чего много потеряли во время пятничного этапа. Для преодоления этой трассы нужна максимальная концентрация как пилота, так и штурмана. Но я убежден, что не допускай мы таких ошибок в пятницу, нам бы не удалось выиграть второй в этом году этап. Вместе с тем, я, признаться, даже не ожидал, что на ялтинских трассах можно развивать такую высокую скорость. На отдельных участках наш автомобиль разгонялся до 167 километров в час. В целом я должен отметить, что наша Škoda была готова отлично, в течение трех дней у нас были замечательные шины. Это и предопределило наш успех».
Коварство ялтинских трасс держало в напряжении абсолютно всех участников гонки
«10-секундный штраф в пятницу мобилизовал нашу команду, - добавляет штурман машины-чемпиона Микко Марккула. – Сконцентрировавшись, мы вышли на совершенно другой скоростной уровень».
«Столько угловых поворотов, скользкая дорога – наверное, в какой-то степени мы должны быть довольными вторым местом, - говорит пилот Peugeot 207 Бриан Буффье. – Но в целом уверен, что мы могли выступить лучше. Наше отставание от финнов составило менее десяти секунд. При этом гонку мы начали намного лучше, обогнав сразу три нулевых машины. Продержаться на том же уровне помешали не столько мои, сколько командные проблемы».
Расстроенным выглядел и еще один фаворит – вице-чемпион мира в классе IRC двух последних лет чех Ян Копецки, который вместе со штурманом Петром Стары управляет Škoda Fabia Super 2000. «Ялтинская трасса мне очень импонирует, - говорит Ян. – Но асфальт на ней старый. Чтобы приспособиться к нему, нам пришлось внести некоторые коррективы. При этом на первой части дистанции я много проиграл, съехав с трассы. В дальнейшем удалось лишь сократить разрыв, но не выиграть».
Без права на ошибку
Впрочем, отечественные любители автоспорта, которых вдоль спецучасков было довольно много, наиболее пристально следили за вновь образованным экипажем Александра Салюка и Евгения Червоненко, которые выступали на Proton Satria Neo S2000. При этом сам Евгений Альфредович дал понять, что их выступление во многом продиктовано бизнес-интересами.
«Решение принималось в последний момент, - говорит Червоненко. – Во многом мы с Александром решили выступать от злости. После того, как Салюк-младший так играл в сквош, что мы не можем найти мотоцикл и его одежду. Александр поломал ключицу, из-за чего ведущий украинский экипаж не выступил на Prime Yalta Rally. Взамен мы предложили Юру Протасова. Но поскольку он еще не вернулся из Аргентины, я, раз уже все равно несу затраты, предлагал кандидатуру Валерия Горбаня. Но Proton настоял на нас с Салюком-старшим. В Англии и Малайзии посчитали, что для рекламы и пиара входа на рынок машины мы выглядим перспективней. Посоветовавшись с Сашей, мы подумали: «Почему бы нет?». Потом началась объективная реальность. Мы понимали сверхзадачу, кроме которой на меня было возложено много организационных вопросов».
Экипаж Салюк-Червоненко, становившийся чемпионом СССР 1989 года не выступал вместе 20 лет. «Мы профессиональные спортсмены, потому быстро сумели втянуться в соревновательный процесс, - говорит Червоненко. - У Саши перерыв поменьше, а я не ожидал от себя, что «въеду» так быстро. Сработала экстремальная готовность, все инстинкты начали возвращаться, несколько дней тестов – и я в полной готовности. Своим выступлением мы довольны. Учтите, что из трех «протонов» завершил гонку только наш. У всех вылетел четвертый цилиндр. Швед Пер Гуннар Андерссон продолжать гонку отказался. Мы после ремонта, получив десять минут штрафа, решили продолжать гонку. И если бы не это наказание, то быть нашему экипажу в «Абсолюте» не третьим, а первым. Сейчас чувствую себя уставшим. В гонке повредил спину. В один миг напомнили о себе все давние болячки. Благодарен врачу команды Kronos, который реанимировал выбитую поясницу за какие-то десять минут. Но сейчас блокада прошла, чувствую себя плохо, от диктовки пропал голос. Мы ехали с большим запасом, потому что не имели права на ошибку, не могли опозориться. Безусловно, этот случай показал, что никогда не говори никогда. Но ехать уже тяжело. Не думаю, что мы еще вернемся. Хотя посмотрим, возможно, для себя, для интереса еще стартуем».
Фоторепортаж с Prime Yalta Rally 2011 можно посмотреть здесь
Оценка материала:
Prime Yalta Rally-2011: коварство трассы, дешевые доллары и финско-чешский триумф Иван Вербицкий 06.06.2011