Життя та Стиль
Суспільство
Во сколько обойдется организация «дня гнева» в Украине
«Все возможно — были бы деньги! Мы живем в стране удивительных ресурсов!» — ободряюще пропела в телефонную трубку менеджер киевского event-агентства по имени Юля. Корреспондент Контрактов обратился к Юлиному работодателю под видом представителя некой политической силы и попытался договориться об организации митинга в центре столицы.
В процессе общения выяснилось, что устроить в Киеве массовую акцию протеста против чего угодно в принципе не проблема, но только не в ближайшее время. Столичные агентства, специализирующиеся на предоставлении подобных услуг, сейчас перегружены работой и новых заказов пока не берут. В других украинских миллионниках найти свободных подрядчиков не составило труда.
Восемь из десяти крупных региональных рекламных агентств, к которым мы обратились, в прошлом уже сотрудничали с различными политическими силами. Некоторые даже успели разработать пошаговый алгоритм организации акций протеста «под ключ». Оказывается, почти в любом городе Украины (кроме Киева) симуляция народного гнева обойдется не дороже $1 тыс. в день. Гонорар фирмы-устроителя составляет в среднем 10–15% от общего бюджета мероприятия. Ставка увеличивается в случае, когда городские власти негативно настроены по отношению к партии, заказывающей митинг, и даже за деньги не готовы дать официальное разрешение на проведение акции. Оказывается, в подобной ситуации нужно в частном порядке получить неофициальное разрешение мэра — в некоторых городах этого вполне достаточно.
Интересно, что большинство подрядчиков совершенно не смущает перспектива сотрудничества с «недружественной» политической силой. Лишь в одном из десяти агентств генеральный директор заявил, что не хочет портить отношения с местными властями, поэтому не возьмется устраивать митинг для их идеологических противников. Самую низкую суммарную стоимость организации возмущенного сборища на две тысячи человек у здания муниципалитета озвучили во Львове — 228 тыс. грн, самую высокую — в Днепропетровске — 814 тыс. грн. Кстати, в днепропетровском агентстве пообещали солидную скидку, если мы у них же закажем проведение митингов еще в нескольких городах.
Неудивительно. На рынке народного протеста, как и в любом другом бизнесе, оптом покупать дешевле. Этого щедрого на дисконты подрядчика мы нашли по объявлению, размещенному в интернете. Описание специализации выглядело многообещающе: «Организация любых массовых мероприятий». В графе «Контакты» был указан стационарный днепропетровский номер. Трубку взяла секретарь. Гендиректора Анны на месте не оказалось. Впрочем, ловить ее в офисе не пришлось. Мнимому клиенту достаточно было сказать, что речь идет об очень крупном заказе и оставить номер телефона. Анна позвонила сама в течение двадцати минут. В телефонной трубке зазвучал бойкий, задорный голос женщины, вероятно, чуть старше тридцати. Опуская стандартные формы вежливости и не поинтересовавшись личностью обратившегося, она сразу же спросила, о каком именно крупном заказе идет речь.
— Клиент, связанный с определенной политической силой, очень заинтересован в проведении масштабной акции протеста. Мы никогда не работали в Днепропетровске, поэтому сейчас ищем агентство, которое…
Анна не дала мне договорить, очевидно, задача была стандартной и дальнейшие объяснения не требовались.
— …нагонит людей на митинг. Правильно я понимаю?
— И это тоже. Нам понадобится помощь уже на этапе получения разрешения.
— То есть нужно, чтобы этот митинг прошел с разрешения властей?
Вопрос прозвучал без тени иронии, моя собеседница вполне серьезно рассматривала возможность организации несанкционированного митинга и, похоже, у нее уже был опыт такой работы. Она предупредила, что получить официальное разрешение горсовета на проведение массового политического мероприятия удается не всегда. Многое зависит от того, о какой именно партии идет речь.
— У нас с этим строго. Дни города могут спонсировать только те компании, которые поддерживают… — Анна запнулась, подыскивая верное слово для того, что именно нужно поддерживать, дабы получить возможность финансировать городские праздники — …грубо говоря, одно политическое направление. Для того чтобы сказать, сколько будет стоить разрешение, нужно предварительно «постучаться» к местным властям и узнать, как они относятся к нашей политической силе. Еще мне необходимо понимать, каким должен быть формат митинга — нужна центральная площадь или какое-то шествие. Это важно знать, чтобы придумать какие-то пути отступления в случае негативной реакции властей. Цифры я сейчас могу называть только очень приблизительные. К примеру, в Днепропетровске разрешение на проведение празднования Дня металлурга обошлось в 80 тыс. грн. В вашем случае, учитывая политический характер мероприятия, стоимость увеличится вдвое, а то и больше. Вмазать нужно будет всем. Готовьте 160–200 тыс. грн. Еще городские власти могут просто сказать «нет», и никакие деньги не помогут.
— Вы говорили, что существуют какие-то обходные пути, в случае если ответ властей будет отрицательным.
— У некоторых торговых центров есть большие наружные площадки. Можно организовать митинг там. Тогда у города претензий не будет, а вот с владельцами ТЦ придется договариваться. Опять-таки если сотрудники торгового центра позвонят журналистам и расскажут о митинге, будет резонанс в СМИ. Мы разрешиловку делали почти во всех крупных городах. Кроме Днепропетровска, есть еще один проблемный город — Донецк. В Одессе проблем не было. В Харькове — 50 на 50, мэр — человек серьезный, могут быть нюансы. Во Львове сложнее. Они там очень за культуру, им митинги вообще не в тему.
В том, что касается львовян, Анна явно преувеличивает. Судя по результатам телефонного опроса Контрактов, организовать митинг в городе Льва совсем несложно. Надо только обратиться к местному подрядчику. Средняя стоимость разрешения на проведение массового мероприятия в центре города — 20 тыс. грн; когда речь идет о политической акции, эта сумма удваивается. Директор львовского агентства порекомендовал передать 20 тыс. грн в виде одноразового неофициального платежа, а остальные 20 тыс. — в виде помощи городским бюджетным организациям — библиотекам, художественным школам и т. д.
Покончив с обсуждением трудностей оформления разрешительной документации, Анна вкратце описала технологию организации митинга на несколько тысяч человек.
— Мы стараемся прорекламировать мероприятие среди населения. Расклеиваем объявления в подъездах. Проводим фальшивое анкетирование. «Что вы скажете по поводу повышения коммунальных тарифов? Если по этому поводу будет организована акция общественного протеста, примите ли участие?» Берем телефоны участников опроса. Так собирается база данных, которой мы пользуемся в процессе организации мероприятия. Приводим подсадных уток, для того чтобы покричали. Их необходимо человек 200, не больше. Остальные тысячи — люди, которых действительно волнует ваш вопрос.
— Мы думали, что придется платить всем участникам мероприятия.
— Зависит от целевой аудитории. Молодняка можно нагнать сколько угодно, но при этом все поймут, что им заплатили, а вот если придут бабушки, — последнее слово Анна произнесла с придыханием и сделала короткую паузу. (Похоже, мобилизация бабушек — ее конек). — Во-первых, работа с ними однозначно пропиарит вашу политическую силу. Во-вторых, у вас будет база людей, которых можно выгонять на следующий митинг.
— Сколько нужно заплатить подсадным уткам?
— Если они должны митинговать целый день — порядка 300 грн. При этом придется потратиться на рекламную кампанию, которая поможет собрать настоящих недовольных. Это полиграфия, расклейка плакатов по городу, зарплата промоперсонала, который будет ходить по подъездам в брендированных футболках и общаться с потенциальными участниками акции, плюс фальшивое анкетирование. Мы делали это для депутата в отдельно взятом районе, обошлось порядка 60 тыс. грн. В Днепропетровске восемь районов. Если брать все — 480 тыс. грн.
Общаясь с устроителями митингов, Контракты убедились в том, что симулировать народный гнев в Украине гораздо дешевле, чем провести «честную» массовую акцию протеста. Псевдозаказчику, просившему организовать масштабный митинг, предлагали два способа выполнения этой задачи: нанять несколько тысяч человек в качестве массовки или собрать тех, кто готов митинговать по зову сердца. Во втором случае предполагаемый суммарный бюджет акции был в несколько раз больше.