Бізнес
Податки та право
Операция «Конфискация»
О том, какие новые способы изъятия средств из легальной части украинского бизнеса придумала власть, рассказал Дмитрий Никифоров, председатель наблюдательного совета АО «Профинанс», инвестиционного фонда «Капиталист»; владелец ООО «Инвестиционное агентство «Омега».
Видимо, убедившись в том, что реформы провалились, власть поменяла тактику и увлеклась изысканием новаторских методов выкачивания денег из предприятий под видом штрафов, изъятий и конфискаций. Для подготовки к массовой экспроприации средств правительство предложило парламенту проголосовать за введение нового вида конфискации, так называемой «специальной конфискации» (законопроект от 22.09.2011 р. N 9208). Документ предусматривает изменение некоторых норм Уголовного кодекса и Уголовно-процессуального кодекса Украины таким образом, чтобы можно было отбирать все имущество, как приобретенное на нелегальные доходы, так и предметы, использовавшиеся для получения незаконных заработков. Причем делать это можно будет независимо от того, какое именно преступление совершено, практически без исключений.
Примечательно, что под угрозой конфискации могут оказаться даже недвижимость и автомобили, переписанные на родных или подаренные знакомым. То есть, конфискации подлежит даже то имущество, которое находится в собственности не у преступника. Незаконно нажитое отберут, даже если осужденного не смогут посадить за решетку, к примеру, по состоянию здоровья.
Пока неизвестно, проголосуют ли депутаты за столь неоднозначную норму, но сам факт, что подобный документ мог появиться в недрах правительственных кабинетов, говорит о том, что ради хороших показателей и наполнения бюджета власть не остановится ни перед чем.
Штрафы
Всем известно, что по итогам любой налоговой проверки на предприятие накладываются штрафы, даже если компания не допускает нарушений. Налоговики не зря держат в секрете статистику проверок - 99% таких мероприятий заканчиваются финсанкциями. Если предположить, что эти штрафы правомерны, выходит, все предприниматели страны работают вне правового поля, или же большинство санкций надуманы и носят характер обязательных платежей, т. е. дополнительных налогов.
Видимо, этот канал поступлений решено расширить и углубить. Фискалы изобрели еще несколько способов искусственного увеличения штрафных санкций и доначисления платежей, например, признание сделок ничтожными по итогам проверок компаний-посредников, у которых предприятие купило товар. При этом работники ГНСУ часто не утруждают себя выписыванием налогового уведомления-решения (НУР) на основании акта проверки, лишая тем самым предприятие возможности обжаловать свои действия. Ведь акт не является решением (действием или бездействием), а потому не влечет никаких правовых последствий для предприятия. Зато он может быть причиной возбуждения налоговой милицией уголовного дела в отношении руководителей компании по признакам преступления, предусмотренного ст. 212 УК (Уклонение от уплаты налогов). Причем налоговики, в массовом порядке нарушая требования законодательства, возбуждают уголовные дела, не дожидаясь окончания процедуры обжалования. Более того, даже если предприятию удастся доказать в суде необоснованность доначислений, то по непонятной причине налоговики не закрывают уголовное дело. Все эти ухищрения направлены только на одно: как можно быстрее и больше выжать из предпринимателей денег, пусть даже в ущерб экономическому здоровью страны.
Дмитрий Никифоров, председатель наблюдательного совета АО «Профинанс», инвестиционного фонда «Капиталист»; владелец ООО «Инвестиционное агентство «Омега»
Материал опубликован в издании «ГVардия 500» от 21.10.2011 в рубрике «Рейтинги рынков»