Колонки
Виталий Портников
Почему ни одному украинскому президенту не удалось решить вопрос российского газа
Несмотря на бодрые заявления украинских переговорщиков о том, что наша страна вот-вот договорится с Россией и начнет платить за газ по-новому, никаких очевидных результатов переговоров, которые можно было бы огласить на официальном уровне, пока нет. И удивляться тому, что Москве и Киеву так трудно договориться, не приходится. Речь в конечном счете идет не столько о цене, сколько о пересмотре модели расчета.
Именно модель расчета определяла возможность покупки Украиной дешевого газа на протяжении нескольких десятилетий. Понять, как на самом деле Киев рассчитывался с Москвой за газ в эпоху Леонида Кучмы, совершенно невозможно — именно после того, как будут обнародованы все заключенные в то время договоры, можно будет говорить о начале нового времени в украинской истории. Пока же можно говорить исключительно о характере соглашений — он был демонстративно клановым, корпоративным, не имевшим никакого отношения к реальной экономике, зато позволивший сколотить миллиардные состояния близким к власти проходимцам.
Именно поэтому Украина якобы транзитировала российский газ по минимальной цене, а сама закупала туркменский газ, который был значительно дешевле российского, но и транзит этого газа по территории РФ оценивался в суммы, значительно отстающие от реальной стоимости транзита, так как и российский транзит через Украину был дешевым. Добавим ко всему этому еще и бартер, бывший важной частью этой системы взаиморасчетов (да-да, Украина рассчитывалась за газ с Туркменией не живыми деньгами, а услугами и товарами!), и поймем, что в то время это была не покупка сырья, а его методическое разворовывание украинскими и российскими участниками игры (туркменские тоже имели свою долю, но в лице не столько государства, сколько тогдашнего хозяина бедной страны Сапармурата Ниязова).
Придя к власти, Виктор Ющенко решил опрокинуть эту схему хотя бы уже потому, что не имел от нее никакой личной корысти. Именно тогда у Украины появился шанс подписать первое в ее истории настоящее соглашение с Газпромом, проще говоря — из энергетической прачечной стать государством. Но Ющенко не был бы собой, если бы интересовался государственными интересами страны, во главе которой он красовался. С президентом и его ближайшим окружением легко нашли общий язык лоббисты интересов пресловутой фирмы «РосУкрЭнерго», основателем которой считают одиозного Севу Могилевича. Впрочем, реальным распорядителем этой фирмы всегда были люди из Газпрома, криминальные авторитеты и украинские чиновники — только ширмой.
В результате достигнутых при Викторе Ющенко (президенте) и Юрии Еханурове (премьере) соглашений Украина лишалась прямых контактов и с Газпромом, и с Туркменией: РосУкрЭнерго поставляло ей некую смесь центральноазиатских газов, транзит и поставка оказались разъединены, при этом за долги перед Газпромом отвечала не фирма-поставщик, а украинское государство. Из энергетической прачечной Украина стараниями группировки Ющенко превратилась в энергетическую колонию: это и был основной экономический результат событий 2004 года.
Но долговременным такой договор быть не мог по целому ряду причин. И потому, что Москва воспринимала его как этап для установления полного контроля над украинским рынком. И потому, что центральноазиатский газ стал не только дорожать, но и находить новые рынки сбыта. И потому, что как-то подозрительно вовремя умер Ниязов. И потому, что российский газ столкнулся с конкуренцией в Европе, и Россия оказалась заинтересована в продаже именно своего газа Украине. И потому, что росукрэнерговцы во главе с Дмитрием Фирташем утратили доверие Владимира Путина и стали рассматриваться как лоббисты интересов ненавистного Виктора Ющенко (и немножко Дмитрия Медведева).
Сложилась совершенно уникальная ситуация: и Путин, и вступившая в борьбу с Ющенко премьер Юлия Тимошенко оказались лично заинтересованы в изменении ситуации и отказе от посреднической схемы. Путину нужны были деньги для Газпрома, Тимошенко — чтобы денег не было у группы Ющенко — Фирташ. Предложения Ющенко и Медведева, пытавшихся сохранить посреднические схемы, были отвергнуты и заменены формулой: очевидно, несовершенной, очевидно, политически продиктованной, но гораздо более похожей на межгосударственный договор, чем все, что было до нее. Суть проста: Украина платит России за газ по специальной формуле (напомню, что нынешняя украинская власть не согласна с ее содержанием), Россия Украине — за транзит. Российская выгода — деньги и укрощение Фирташа, быстро превратившегося в агента российских интересов на украинском рынке. Выгода Тимошенко — скидка на год, которая должна была облегчить ей победу на выборах президента и окончательный крах Ющенко, лишившегося наиболее важных для себя лоббистов. Лоббисты эти переметнутся к Януковичу, чтобы с его помощью вернуть себе былую мощь. Именно Янукович станет их главной надеждой на возвращение Украины к колониальному статусу.
Но оказалось, что России этого мало. Если украинский президент выступает в роли просителя, пытаясь уменьшить цену на газ и вообще пересмотреть саму суть соглашений, то почему в Москве должны соглашаться с простым возвращением к прошлому? Приведу простой пример: раньше российские губернаторы избирались населением. Они, как правило, были лояльны Кремлю, но все же веры им не было, так как они выглядели скорее партнерами федеральной власти, в особенности те из них, кто возглавлял регионы-доноры. В результате выборы заменили фактическим назначением наместника — теперь задача регионального руководителя просто выполнять волю Центра, не мудрствуя лукаво.
От Януковича хотят именно этого. Он должен сдаться на милость энергетических победителей, из лояльного партнера стать послушным наместником, отдать все, что от него требуют. Не вести переговоры, а записывать указания. После краха европейского вектора в России еще в большей степени ужесточили условия этой игры.
Янукович, вне всякого сомнения, уже давно бы сдался, но у него нет никаких гарантий выживания после капитуляции. В России его ненавидят, в Украине он отнюдь не является безальтернативным хозяином — таким, как Лукашенко в Беларуси. После окончательного превращения Украины в придаток Газпрома в Москве могут решить, что этим придатком может руководить кто-то менее одиозный и более приятный в переговорном процессе. И для этого даже не нужна революция или государственный переворот: как известно, газовые переговоры России и Туркмении тоже сопровождались государственным переворотом, правда, неудавшимся, а завершились торжественными похоронами безвременно усопшего Сапармурата Ниязова.
Оценка материала:
Почему ни одному украинскому президенту не удалось решить вопрос российского газа