Бізнес
Економіка
Вопрос цены: экономическое спасение Евросоюза может обернуться расколом ЕС
В ночь с 8 на 9 декабря 2011 года в Брюсселе представители большинства стран ЕС, наконец, начали реальную борьбу с кризисом суверенных долгов. Сама эта проблема возникла ещё в 2008 году, когда Греция сообщила, что не может самостоятельно справиться со своими долгами.
С тех пор, по мнению аналитика Netherlands Institute of International Relations Clingendael Стивена Вебстера, Европа пыталась, погасит долговой пожар, постоянно давая деньги в долг. «При этом большинство понимало, что деньги выделенные Греции так навсегда и останутся в этой стране, так как она не имеет возможности вернуть кредиты. Но всё равно на это потратили более 400 млрд евро», - рассказал эксперт Контрактам.UA.
Ещё с начала 2011 года страны поняли, что давать деньга это не выход, так как Греция не хотела уменьшать социальные выплаты и продавать свои стратегические промышленные объекты по низким ценам. А финансовые возможности European Financial Stability Facility, который был создан в 2008 году, как фонд для аккумулирования денег пострадавшим странам, исчерпывались. Потому все задумались над тем, как реально разрешить эту проблему, а не просто закрыть её на время.
Тогда и стало понятно, что ЕС не может существовать при такой разрозненности национальных бюджетов его членов, особенно в условиях мирового экономического кризиса. Ведь выходит, что страны с сильной экономикой тянут на себе менее развитые государства и при этом не имеют влияния на формирования их бюджета. Потому Германия и Франция решились на новый шаг в усилении европейской интеграции. Теперь странам союза предстоит сделать выбор и поделиться своими полномочиями в пользу Брюсселя или навсегда уйти в сторону от этого процесса.
Решение 9 декабря может привести к новому, радикальному расколу Евросоюза, ведь договор ещё предстоит ратифицировать в национальных парламентах. И многим депутатам не по нраву, что в их дела теперь будут вмешиваться бюрократы из Европейской Комиссии.
Беда Левиафана
Причину такого масштабного кризиса в Европе, который тянется уже более двух лет, по мнению исследователей Центра Брукингса надо искать в несоответствии обязательств и прав отдельных членов союза. Когда создавалась зона единой валюты на континенте, то в её основу было заложен принцип, что дефицит бюджета каждой страны не должен был превышать 3% от ВВП. Европейские чиновники считали, что это стабилизирует ситуацию на финансовых рынках и потому пытались следить за соблюдением этой нормы.
Причину масштабного кризиса в Европе надо искать в несоответствии обязательств и прав отдельных членов союза
В случае превышения отдельной страной дефицита, она могла лишиться дотаций из центрального бюджета, пока не будут уменьшены национальные расходы. Тогда никто не предполагал, что страны будут скрывать свои истинные показатели и присылать в Брюссель не полные отчёты.
В этом и заключается, по мнению Волтера Тенеста из Центра Брукингса основная проблема правительства ЕС. «Оно слишком большое и громоздкое, ведь в одном парламенте больше 730 депутатов и каждый отстаивает свои интересы. При этом контроль центральных органов Европы из Брюсселя невелик», - пояснил аналитик. По его мнению, европейские органы власти напоминали Левиафана, слишком раздутого и неповоротливого. Потому такие страны как Греция долгое время могли скрывать рост дефицита бюджета и получать дотации для своей экономики. Отметим, несмотря на то, что Афины имели в среднем на 10% более низкий ВВП, чем в среднем по Европе, им не мешали получать более $10 млрд дотаций на проблемные сектора экономики каждый год. Проблемы возникли, когда дефицит бюджета достиг 12% от ВВП, и страна сама уже не могла оплачивать свои долги.
Когда обнаружилась правда, в Европе всё равно не спешили предпринимать решительных действий. В Европарламенте шли словесные баталии по поводу того, как нужно наказать греков. А в это время, Афины продолжали получать деньги и платить из них пенсии и зарплаты госслужащим. Любая попытка срезать расходы приводила к немедленным общенациональным забастовкам.
Так продолжалось более 2 лет. В очередь на получения европейской помощи выстроились также Ирландия и Португалия. А на походе оказались Испания и Италия. Осенью 2011 года глава в Европарламенте прозвучало заявление, что если Рим или Мадрид попросят экономической помощи, то денег может просто не хватить. И главы ЕС поняли, что без реформ их Левиафан может просто затонуть под тяжестью обязательств.
Решение вопроса
После почти двухмесячных переговоров, в основном между канцлером ФРГ Ангелой Меркель и президентом Франции Николя Саркози, было принято решение сделать следующий шаг в европейской интеграции. Из предварительного текста договора в Брюсселе становится понятно, что бюджетная унификация в ЕС началась. Теперь Европейский Центробанк и Ecofin будут иметь больше полномочий для контроля над бюджетным процессом в странах союза и смогут определять параметры наполнения его доходной части. А главное, европейские чиновники будут иметь полную информацию и влияние на расходную часть бюджетов.
Новый договор про усиление бюджетной дисциплины начал раскалывать Европейский Союз
Кроме того, в 2012 году будут выпущены единые европейские облигации, которые должны будут переложить часть кризисной ноши с отдельных государств на общий бюджет. Теперь ЕЦБ будет скупать бумаги проблемных стран и обеспечивать их стабильность общеевропейскими облигациями. Наконец, страны Европы договорились дать ещё 200 млрд. евро в кризисный фонд. По мнению, Стивена Вебстера эти деньги станут последним взносом, больше в ближайший год Европа не сможет дать. Потому вопрос финансовой дисциплины сейчас очень важен.
Но это решение уже вызвало недовольство. Великобритания заявила, что не подпишет договор, так как в нём нет гарантий автономии для финансового сектора этой страны. Хотя эксперты из University of Sought Carolina, считают, что этот документ направлен на усиление единой валюты и потому это негативно скажется на британском фунте. Премьер Великобритании Дэвид Кэмерон уж заявил, что такие шаги со стороны Германии и Франции раскалывают саму идею ЕС.
В Евросоюзе назревает ситуация когда экономическое спасение может обернуться расколом. Ведь за Англией решили пойти Швеция и Венгрия, а Чехия заявила, что ещё раздумывает. Всего соглашения подписали 17 членов союза, в которых евро - национальная валюта. Но теперь его надо ратифицировать, а парламенты стран ЕС очень негативно смотрят на вмешательство в свои дела и потому главные сложности Брюссельского договора ещё впереди.
Оценка материала:
Вопрос цены: экономическое спасение Евросоюза может обернуться расколом ЕС Иван Морозовицкий 12.12.2011