Бізнес
Економіка
Упрощение таможенных процедур увеличило объемы внешней торговли Украины
В 2011 году Гостаможслужбой реализован комплекс мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для субъектов ВЭД и поддержку постоянного открытого диалога с бизнесом.
В частности, Гостаможслужбой принимались меры, направленные, в первую очередь, на упрощение таможенных процедур: внедрение электронного декларирования (к процессу электронного декларирования (с предоставлением электронной ГТД) было привлечено 368 предприятий (в Реестре - 2 149 предприятий); сокращение времени таможенного оформления (при импорте среднее время оформления документов в 2011 году составило до 1 ч 33 мин., что в 6 раз меньше, чем в 2010 году (10 ч 40 мин.). При экспорте - до 51 мин., что в 2 раза меньше, чем в 2010 году (1 ч 44 мин.); уменьшение количества таможенных досмотров (по сравнению с 2009 годом количество таможенных досмотров уменьшено в 3 раза. В 2009 году таможенному досмотру подлежало 69% товаров, в 2010 - 42%, в 2011 - 22%).
Результатом принятия мер по упрощению таможенных процедур стало значительное увеличение объемов внешней торговли Украины. По данным Гостаможслужбы, в прошлом году товарооборот Украины вырос почти на 40% и составил более $150 млрд.
Гостаможслужба создала и начинает установку программно-технических модулей «Информационный терминал». Эти информационные боксы будут фиксировать время предоставления электронного экземпляра декларации, от которого будет начинаться отсчет двухчасового норматива, и сделают невозможным безосновательный отказ инспектором в приеме документов для таможенного оформления. Боксы будут расположены в помещениях для декларантов по месту нахождения подразделений таможенного оформления и будут применяться для ввода декларантами в автоматизированную систему таможенного оформления электронных копий таможенных деклараций на бумажном носителе с использованием сменных носителей информации. Субъект, который вносит декларацию, получит контрольный талон, в котором будет указано время подачи документов для таможенного оформления. Все данные будут автоматически передаваться в Мониторинговый центр Гостаможслужбы. Таким образом, если возникнет любая задержка, сразу будет понятно, что за должностное лицо их допустила, и ему придется давать объяснения причин этой задержки. А проблема будет максимально быстро решена.
Еще один из главных приоритетов таможенников на пути к упрощению условий ведения бизнеса - сокращение количества разрешительных документов, предоставляемых для таможенного оформления, которые выдаются другими государственными органами. На сегодня таких документов насчитывается 65. В Гостаможслужбе убеждены, что разрешительных документов должно быть не более 27, поэтому ею разработаны соответствующие изменения в законодательство.
Таможенной службой также подготовлен проект Закона Украины, которым предполагается, что при таможенном оформлении должны подаваться исключительно документы, определенные законами, а не нормативно-правовыми актами каких-либо ведомств. Гостаможслужба настаивает на том, что такие документы должны выдаваться исключительно в электронном виде. Ведь на сегодня существуют понятие электронной цифровой подписи и механизм выдачи документов в электронном виде.
Кроме того, с учетом компетенции Гостаможслужбы, в новый Таможенный кодекс заложена инициированная ведомством норма о том, что на таможенное оформление будут подаваться всего три документа: Таможенная декларация, Декларация таможенной стоимости и Документ, подтверждающий стоимость товаров.
Все остальные документы будут указываться в грузовой таможенной декларации, но необходимости их обязательного представления в 100% случаев кодекс исключает. Такие документы должны храниться декларантом и будут требоваться, как правило, на этапе проведения пост-аудит-контроля, или для анализа документа при осуществлении процедуры таможенного оформления. Основная ответственность за правильность заполнения реквизитов и сохранность документа будет возложена на декларанта.