Життя та Стиль
Автоклуб
Комиссары катания. Чьи интересы отстаивают аварийные комиссары
Главная миссия аварийных комиссаров — подтвердить факт случившегося, а не оценить сумму ущерба на месте ДТП, как ошибочно считают многие автовладельцы.
Анастасия Рингис, по материалам "Личного счета"
Недалеко от моста Патона в Киеве, на бульваре Дружбы народов, произошло ДТП. Задний бампер притормозившей на светофоре Шкоды стал причиной аварии трех машин. Выстроившиеся в колонну водители не учли положенной дистанции и вероятности того, что у кого-то могут случайно отказать тормоза. В результате аварии пострадало семь машин. Но только один из семи автовладельцев не рвет на себе волосы. Во-первых, потому что он застрахован по программе КАСКО, — следовательно, убытки будут оплачены страховой компанией, во-вторых, его интересы на месте столкновения представляет аварком.
ДТП с проявленным участием
Аварком Владимир методично записывает номера автомобилей — участников ДТП, выслушивая рассказы водителей о произошедшем. Затем достает фотоаппарат и начинает снимать машину клиента с разных ракурсов, словно это не авто с побитым задом, а модель для обложки журнала. При этом аварком бормочет себе под нос: «Так, бампер придется заменить. Интересно повело ли крышу и стойки?». «Ну, и во сколько оцените ущерб?» — не выдерживаю я, устав наблюдать за аваркомом, который минут двадцать принимает разнообразные позы возле побитого бампера. «Около 15 тысяч гривен, — четко выговаривая каждое слово, отвечает Владимир. — Но это только приблизительно, основной ущерб выявит оценщик или специалисты на СТО. Все будет зависеть от того, платит ли страховая компания по результатам экспертизы или по счетам станций техобслуживания».
Главная миссия аварийных комиссаров — подтвердить факт случившегося, а не оценить сумму ущерба на месте ДТП, как ошибочно считают многие автовладельцы. «Деятельность аваркомов регламентирована постановлением Кабинета Министров Украины, и мы имеем право выезжать на место ДТП, участвовать в разбирательстве, представлять интересы страховой компании, в частности, ее клиента», — поясняет генеральный директор ассистанской фирмы Eclis Андрей Семенов. Представлять интересы клиента — значит не допустить, чтобы застрахованного водителя сделали виновным в ДТП (если он невиновен), следить за тем, чтобы водитель не столкнулся с вымогательством или злоупотреблением со стороны работников ГАИ. Ну, и оградить клиента от страхового мошенничества: опытные аваркомы, даже не выезжая на место, по телефону выяснив, как ведет себя «пострадавшая» сторона, объясняют водителям правила поведения. Главное — вызвать ГАИ, не вступать ни в какие соглашения и не платить «пострадавшему» до приезда аварийного комиссара.
Как правило, аваркомы приезжают на место ДТП быстрее гаишников. «Попадая в аварию, человек, даже психологически устойчивый, находится в шоковом состоянии. Поэтому, прежде всего, нужно успокоиться, — говорит Андрей Семенов. — Клиент, находясь в возбужденном состоянии, может себя оговорить, что приведет к неприятным последствиям, особенно, если в результате столкновения есть жертвы. Аварком должен предотвратить такую ситуацию». Случается, что клиент, устав ждать ГАИ, просто отдает ключи аваркому, который оформляет документы, необходимые для предъявления страховой компании. В среднем аварийный комиссар проводит на месте ДТП около трех часов. Рекорд, по данным компании Eclis, — 9 часов, именно столько времени до места аварии не могли добраться сотрудники ГАИ.
Холмсы дороги
Чтобы предъявить страховой компании объективную оценку ДТП, аварком работает как следователь. Он фиксирует столкновение с разных ракурсов, чтобы понять, как ехала машина, восстановить картинку столкновения, внимательно осматривает расположение колес, фотографирует даже грунт и осколки. Чем опытнее аварком, тем больше мошенников он выявит, а, следовательно, страховая компания потеряет меньше денег. «Хорошими аварийными комиссарами становятся бывшие следователи, криминалисты, другие сотрудники уголовного розыска», — убежден Андрей Семенов. Соискатель на должность аваркома должен разбираться в автотехнике, трасологии, знать правила страхования, законы об обязательной гражданской ответственности, иметь юридическое образование (плюс специальные курсы подготовк аваркомов) и уметь общаться с представителями правоохранительных органов. А вот бывших сотрудников ГАИ, как ни удивительно, в аваркомы стараются не принимать, с формулировкой «менталитет не тот». По мнению Андрея Семенова, главное в работе — клиентоориентированность. «Нам платят не за то, что мы выезжаем, а за готовность, — считает Андрей Евгеньевич. — Аваркома могут вызвать на ДТП в любое время дня и ночи, и он должен приехать хоть за 50-100 километров. Эти условия труда исключают выпивку».
В основном, страховщики предпочитают заключать договора с ассистанскими компаниями, так как содержать собственных комиссаров — удовольствие дорогостоящее, позволить его себе могут немногие крупные страховые компании. «На 7-8 специалистов понадобится минимум четыре автомобиля, столько же цифровых фотоаппаратов, — подсчитывает Андрей Семенов. — Плюс все аваркомы должны иметь сертификаты, что тоже стоит денег. Поэтому в штате страховых компаний есть, как правило, один аварийный комиссар, который работает с документами. Он, конечно, может выехать на особо сложный случай, но помочь всем застрахованным, попадающим в ДТП, ему не под силу».
Для одних страховых компаний выезд аварийных комиссаров на ДТП обязателен, другие же не предоставляют такой услуги, проявляя лояльность и предоставляя клиенту возможность самостоятельно разбираться с ситуацией. «Если человек купил договор КАСКО, значит, что бы ни случилось с его машиной, к нему обязательно должен приехать специалист, — считает генеральный директор Eclis. — Мы выезжаем по просьбе клиента, независимо от сложности ситуации». Андрей Семенов советует: «Покупая полис КАСКО, выясните, предоставляют ли страховщики услуги аваркомов». Хотя получить страховую выплату (с аваркомами или без) одинаково сложно. Тем не менее, попав в ДТП, лучше знать, что на помощь к тебе придет квалифицированный специалист.
Гоп-стоп
Но все же главная задача аваркомов-альтруистов — отлов мошенников. Оказывается, чуть ли не каждый 10-й застрахованный пытается надуть страховщиков. Самый популярный способ — подмена автомобиля. «Недавно нам позвонил клиент, который вылетел в кювет на Броварском шоссе. В результате происшествия сильно пострадал его Фольцваген Туарег, — рассказывает аварком Владимир. — Приехав на место аварии, я действительно обнаружил повреждения на столбе, но внешний вид водителя машины меня насторожил — никаких ссадин или царапин. Обратил внимание и на то, что якобы вылетевшая задняя фара на самом деле была аккуратно снята. Эту информацию я передал в службу безопасности. В ходе расследования выяснилось, что разбитый автомобиль был привезен из России. Номера в техпаспорте не соответствовали винкоду, указанному на двигателе. Если бы на это ДТП приехал дилетант и просто сфотографировал машину, страховой компании пришлось бы выплатить ущерб около 300 тыс. грн». Эта же группа мошенников пыталась нажиться и на другой страховой компании на сумму в 600 тыс. грн: под Одессой попал в аварию Мерседес С-класса. Все номера соответствовали данным техпаспорта. Оценщики уже готовы были выплатить сумму ущерба, но один из аваркомов вспомнил, что у этой модели под креслом пассажира находится винкод. Вот он-то и не соответствовал документам.
Одни мошенники специализируются на обмане страховщиков, другие — выбирают жертву среди автомобилистов. Например, сымитировав столкновение, помятый передний бампер выдают за результат неудачных маневров жертвы. Или, незаметно поцарапав дорогой автомобиль, предъявят обвинения его владельцу, указав на аналогичные повреждения своей машины. В таких случаях специалисты советуют не спешить расплачиваться за свою «оплошность», сообщить аваркому и вызвать ГАИ. Как правило, мошенники ретируются, не дожидаясь приезда экспертов.
РЕСПОНДЕНТ |
Юрий КОШЛЯКОВ, заместитель генерального директора СК «Континент»: — Наступление страхового случая для клиента СК — всегда кризисная ситуация. Для сотрудников страховой компании это является штатной ситуацией, когда нужно действовать быстро, четко и слаженно, призвав на помощь весь свой опыт и интуицию. При этом важно еще и поддерживать клиента — психологическая помощь в таких случаях далеко не лишняя, ведь компания может ему помочь прямо на месте, здесь и сейчас. Страховая выплата, то есть финансовая помощь, наступит позже, когда вместо стрессовых впечатлений в сознании клиента сформируется вопрос: что делать дальше? И, поверьте, ему будет вдвойне приятно обнаружить, что благодаря профессионализму и качественной работе сотрудников СК ответ на этот вопрос он уже давно получил, причем практически сразу после происшествия. Институт аварийных комиссаров существует в Украине, как и во всем мире, в первую очередь, для оказания необходимой помощи клиентам страховой компании по факту наступления страхового случая. Благодаря их профессионализму клиент не становится заложником ситуации, а сами компании защищают себя от мошеннических действий.
|