Бізнес
Технології
Google вылечит: интернет-восстание пациентов кардинально изменит здравоохранение
Доктор знает о вас все, или почти все, а вы – пациент, не знаете о себе ничего. Поэтому доктора редко разговаривают с пациентами как с равными. Информационная асимметрия – так это называют сами медики. Так было до недавних пор. Сегодня пациент получил доступ к огромным объемам медицинской информации. Он может прочитать все о своей болезни, как ее лечат, и кто делает это лучше других.
Пациент оснащенный и уполномоченный
Интернет породил совершенно нового пациента – e-пациента (e-patient). Приставка «е-» намекает на то, что он «оснащен» (equipped) для борьбы со своими болезнями, а также «уполномочен» (empowered) действовать и, в определенном смысле является экспертом (expert). Широкая общественность узнала об этом явлении в первую очередь благодаря самому известному e-пациенту Дэвиду деБронкарту. Этот человек поведал всему миру о том, как в возрасте 59 лет, когда он считал себя вполне здоровым, ему диагностировали рак почек IV степени.
Вся информация, с которой Дэйв сталкивался в интернете, была одинаково не утешительной. Исходя из статистики, ему оставалось жить не более полугода. До тех пор, пока в on-line сообществе больных раком ему не сообщили о том, что существует альтернативный метод лечения интерлейкином (вещество, вырабатываемое самим организмом). Он не дает никаких гарантий, но иногда действительно помогает. Подавляющее большинство врачей просто молчат о нем, поскольку метод практикуют всего несколько клиник. Дэйв обратился в одну из них и после курса лечения врачи констатировали, что рак был побежден. Похоже на сказку со счастливым концом, но как бы там ни было, Дэвид деБронкарт жив-здоров, возглавляет движение e-patient, ведет проект Society for Participatory Medicine и делится своим опытом на публичных лекциях.
Пациенты узнают то, что они хотят узнать. В этом сила сообщества пациентов
самый известный е-пациент
Основная идея e-patient состоит в том, что пациент должен иметь доступ ко всей информации, относящейся к его состоянию и, наряду с доктором, участвовать в выборе стратегии лечения. Очевидно, что большинство врачей не в восторге от данной идеи и во многом их можно понять. Никто не захочет тратить время на невежду, который возомнил себя компетентным после прочтения десятка статей в интернете, или на ипохондрика, которому завтра снова что-то покажется.
Чего не знает доктор
Но это лишь одна сторона реальности. Вторая состоит в том, что в действительности доктор не всезнающ. В Европе, как и в Украине, медицина ориентирована на борьбу с болезнями, имеющими популяционное значение, то есть, с более или менее распространенными. С ними она умеет справляться – иногда хуже, иногда лучше. А есть так называемые болезни-сироты – ими болеют редкие люди, которым никак не легче от своей исключительной участи. Если они не найдут доктора или клинику, где специализируются на их болезни, то, скорее всего, им никто не поможет. Америка, как раз, является Меккой для лечения подобных болезней. Как показывает практика, поиск нужного доктора или лечебного заведения – это забота только самого пациента. Пример e-пациента Дэйва свидетельствует, что чем быстрее человек в этом преуспеет, тем больше у него шансов на выздоровление.
Есть исследования, доказывающие, что некоторая самостоятельность пациента в выборе лечения может пойти на пользу. Например, в Финляндии провели эксперимент, в котором больным астмой дали возможность управлять своим лечением. В итоге самочувствие у этих людей оказалось лучше, чем у той группы, где людям назначали лечение без всяких обсуждений.
UA-пациент
Концепция e-patient может показаться особо привлекательной в такой стране, как Украина, где медицина, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Поэтому, Контракты.UA решили разобраться, может ли e-пациент существовать в нашей стране.
Обычный украинский пациент на своем пути к e-пациенту встретит несколько преград. Для того, чтобы разобраться в своей болезни и в том, как ее лечить, ему нужно получить доступ к объективной информации. В англоязычном интернете существует целый ряд ресурсов, в том числе и специализированных социальных сетей, наподобие inspire.com или Patients like me, которые помогают человеку решить те или иные вопросы, связанные со здоровьем и медициной. В Украине количество медицинских ресурсов в сети измеряется сотнями, но качество и объективность информации в них оставляет желать лучшего.
Технологии уже сегодня предоставляют массу возможностей для дистанционного общения пациента с врачом
Опрошенные эксперты отмечают, что наиболее объективную информацию предоставляют профильные ассоциации по борьбе с теми или иными болезнями, такие, как, например, «Украинская ассоциация борьбы с инсультом» (УАБИ). Но проблема состоит в том, что сайт той же УАБИ очень ограничен по своему функционалу и наполнению и сам по себе может служить только отправной точкой для поиска решений. Существуют также специализированные порталы, такие как, например, likar.info и сайты больших коммерческих клиник, декларирующих прозрачность и объективность предоставляемой информации. Но не стоит забывать, что и те и другие преследуют коммерческие интересы, что, впрочем, не обязано противоречить друг-другу. «Во всех остальных случаях вероятность получения неадекватной информации возрастает в разы», – считает Олег Петренко, заместитель генерального директора клиники «Обериг». Чтобы принять решение в пользу той или иной клиники пациенту нужен доступ к статистике работы учреждений. Но, не секрет, что никто таких данных в нашей стране не предоставляет.
Многия знания
Еще одна проблема состоит в том, чтобы отделить зерна от плевел в интернете. Культура работы с информацией у большинства населения еще очень низкая, а соблазн выдать желаемое за действительное со стороны коммерческих структур – слишком большой. Технологии уже сегодня предоставляют массу возможностей для дистанционного общения пациента с врачом. Но в условиях нецивилизованного рынка медицинское обслуживание может быть подменено некачественным и неуместным on-line консультированием. Кроме того, горы информации являются благотворной почвой для ипохондрических страхов. Впрочем, это актуально также и для любой другой страны.
E-patient следует понимать, как современный этап развития медицины, а не как альтернативную медицинскую систему. «E-пациент не будет работать там, где нет нормального доступа к медицинскому обслуживанию», – уверена Елена Лепешина, исполнительный директор компании «МедЭксперт». Поэтому не стоит надеяться, что в стране, где система здравоохранения не работает, е-пациент каким то чудом сможет найти решение своих проблем.
Оценка материала:
Google вылечит: интернет-восстание пациентов кардинально изменит здравоохранение Дмитрий Симонов 02.03.2012