НОВИНИ ДНЯ: Чому Байден дозволив бити далекобійною зброєю по Росії: деталі від Reuters  Кім Чен Ин заявив про небезпеку ядерної війни  Синоптики погіршили прогноз погоди на вихідні: які регіони постраждають найбільше  Жителів низки регіонів України попередили про ожеледицю на дорогах у найближчу добу  Мокрий сніг і різкі перепади температури: яку погоду в Україні очікувати 23 листопада  На вихідних Україні прогнозують від -4 до +13, у суботу - дощі з мокрим снігом  "Довгі Нептуни" та 30 тисяч дальнобійних дронів: Зеленський розповів про українську зброювсі новини дня
19.03.2012 5581

Дело Козлова: может ли развиваться страна без экономических свобод

Использование суда как рычага для доказательства правоты в экономических спорах — причем суда, разумеется, уголовного — излюбленный прием на постсоветском пространстве. Все законодательство — что российское, что украинское — выстроено таким образом, что каждый, кто начинает заниматься бизнесом, превращается в уголовника буквально с первых шагов.

То, что на митинге российской оппозиции на Новом Арбате первым делом вспомнили о деле бизнесмена Алексея Козлова, а затем о состоявшихся недавно президентских выборах, насторожило многих. И ладно бы в роли возмущающихся были бы так называемые националисты, пришедшие на митинг стройной колонной с имперским флагом и потом так же организованно ушедшие. Для меня лично эти самые националисты, или точнее сказать шовинисты, как раз органичная часть не столько бунтующего российского общества, сколько российской власти. Ну хотя бы потому, что очень многие российские чиновники думают ровно так же, как и эти самые радетели за национальное счастье и особую роль русских в империи. Собственно, если сравнить то, что нередко говорит сам Владимир Путин (и что утверждают лидеры шовинистических группировок), мы получим почти тождественные высказывания. Недоверие к мигрантам и постоянные попытки ужесточить миграционную политику, отношение к гражданам России из северокавказских республик как к гостям на всей остальной территории их же собственной страны и одновременно нескрываемое восхищение кадыровщиной — это только самые очевидные маркеры таких совпадений, связанных, скорее всего, с отнюдь не случайным появлением шовинистических движений на российской политической сцене и очевидным сочувствием власть предержащих даже к самым гнусным их проявлениям. Есть еще и отношение к свободному рынку: для Путина свобода рынка определяется уровнем государственного, а проще говоря, его личного контроля над экономикой, а для ряженных шовинистов свободный рынок — это либеральная удавка, накинутая на шею русского человека. Повторюсь, их реакция для меня понятна и объяснима. Но суд над Козловым, который проходит именно сейчас, на митинговой волне, важен именно как проверка того, что действительно меняется в России — и меняется ли. И Украину, страну недавнего «налогового Майдана», это касается не в меньшей мере.

То, что хотя бы бывшие чиновники осознали, что не может быть свободной страны без настоящих экономических свобод — это уже большой прогресс

Не вдаваясь в подробности дела Козлова, замечу, что использование суда как рычага для доказательства правоты в экономических спорах — причем суда, разумеется, уголовного — излюбленный прием на постсоветском пространстве. Все законодательство — что российское, что украинское — выстроено таким образом, что каждый, кто начинает заниматься бизнесом, превращается в уголовника буквально с первых шагов. Только не говорите, что вы об этом не знали. И если вы переходите дорогу кому-то более могущественному, более богатому, имеющему связи в верхах и способному упечь вас в кутузку, это и происходит и от этого не может быть застрахован практически никто — от российского олигарха Ходорковского до родственников и близких друзей влиятельных украинских политиков, попавших в немилость к власти. Вот что изначально произошло в деле Козлова. Возможно, бизнесмен так бы и остался одним из вечных узников этого нового экономического ГУЛАГа, если бы не его супруга, известная журналистка Ольга Романова, которая занималась не только делом мужа, но и попытками изменить саму систему взаимоотношений в бизнесе с привлечением государства как репрессивной машины. Самого Козлова удалось освободить, но, как оказалось, временно. Государственная машина так просто не сдается, и обвинительный приговор Козлову станет острасткой для будущих Романовых: хочешь, чтобы твоего мужика освободили, так тихо «заноси» деньги судьям и прокурорам, обивай пороги знакомых чиновников в президентской администрации да записывай ролики в поддержку Путина, а не бей в колокола.

Организаторы митинга на Новом Арбате хорошо понимают это — именно потому, что представляют не мифическую несистемную, а как раз самую что ни на есть системную оппозицию. Кто лучше бывшего премьер-министра Михаила Касьянова, бывшего первого вице-премьера Бориса Немцова, бывшего лидера фракции партии власти в Госдуме Владимира Рыжкова представляет себе, как работает эта машина? И то, что хотя бы бывшие чиновники осознали, что не может быть свободной страны без настоящих экономических свобод — это уже большой прогресс.

Важно теперь, чтобы это поняли и все остальные люди, в том числе и те, кто выходит на улицы покричать «Путина — долой», а им тут про какое-то малозначительное и сомнительное дело. Важно, чтобы и украинский протест — неизбежный в наших нынешних социальных условиях — был связан со стремлением к экономической свободе. Иначе у нас никогда не будет НАСТОЯЩЕГО среднего класса — только коррумпированное чиновничество и аффилированные с ним олигархи. И никогда не возникнет людей, которые захотят жить в действительно нормальной стране — стране, в которой равные шансы предоставляются каждому, а тюрьма становится местом заключения преступников, а не политических или экономических конкурентов.

Оценка материала:

4.00 / 7
Дело Козлова: может ли развиваться страна без экономических свобод 4.00 5 7
 Виталий Портников 19.03.2012 5581
comments powered by Disqus
Еще колонки: Виталий Портников