Бізнес
Економіка
Облегчение Nabucco: кому Европа сдает многострадальный газопровод
Некогда многообещающий конкурент российского Южного потока газопровод Nabucco, названный именем легендарного вавилонского царя, больше не существует. ЕС внес коррективы в свою газовую стратегию. Проекту сделали «обрезание» и переименовали.
Утверждена лайт-версия Nabucco: от 3900 км первоначального размаха остаются 2700 км, объем поставок также снижается в два раза по сравнению с 31 млрд куб. м, заложенными в первой версии проекта.
Укороченный Nabucco теперь называется Nabucco-West. И будет он идти не через Грузию и Турцию, а всего лишь от турецко-болгарской границы в Австрию. Этот вариант рассматривается консорциумом по строительству Nabucco как осуществимый в ближайшее время, в отличие от былого планов громадья. В консорциум входят такие серьезные компании, как немецкая RWE, азербайджанская Socar, норвежская Statoil, австрийская OMV Gas & Power, венгерская MOL, болгарская Bulgargaz, румынская Transgaz, турецкая Botas. Они считать умеют.
«В Евросоюзе нет единства по поводу газовой стратегии. Одна часть стран пошла за Россией, и первая среди них Германия, другая — за Брюсселем, которым была озвучена задача диверсификации потоков, — заявил аналитик НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев. — У Европы сейчас хорошие возможности получать газ из стран Северной Африки, например, из Ливии и Египта. Оттуда были изгнаны российские и китайские компании, что открыло путь итальянским и французским структурам. Плюс еще кризис в ЕС, из-за которого объем потребления газа не растет. Зачем в таких условиях расходовать деньги на затратные стройки, когда можно осуществлять более реальные проекты»?
Строительство Nabucco все эти годы было заморожено. Проект оставался на уровне постоянно переписываемых теоретических расчетов, и не только кризис тому виной. Главная проблема в отсутствии сырья для наполнения такой масштабной трубы. Базовым месторождением для Nabucco считается вторая очередь месторождения Шах-Дениз в Азербайджане. Однако объем последнего оценивается лишь в 10 млрд куб. м, а это только треть от первоначальных планов в 31 млрд кубов.
Nabucco был мертворожденным проектом
Nabucco был прямым конкурентом еще нескольким газопроводам, в первую очередь лоббируемому Турцией и Азербайджаном Трансанатолийскому маршруту (TANAP). И потому Анкара не была в восторге от Nabucco, всячески саботируя начало его реализации. Еще в конце января Турция заявила, что TANAP является для нее приоритетным, фактически выйдя из проекта Nabucco. Теперь же Nabucco-West может соединиться с TANAP, что снимает противоречия с турецкой стороной.
«Европейцы стараются максимально ускорить строительство новых потоков, уменьшая их стоимость и регулируя противоречия между участниками. Но все эти газопроводы, как части Южного транспортного коридора, также будут конкурентами российскому Южному потоку», — указывает эксперт Института энергетических исследований Юрий Корольчук.
Превращение Nabucco из глобального проекта в локальный, конечно же, обрадовало Газпром. У Южного потока исчез один из потенциальных конкурентов, к тому же и наполнять его особо нечем. Недавний кризис с поставками в Европу российского голубого топлива показал, что объемов у Газпрома не хватает. Европейцы, понимая это, стали более гибко подходить к вопросам диверсификации.
«Европа еще до завершения строительства Южного потока может наладить иные маршруты поставок газа, — уверен президент Киевского международного энергетического клуба Александр Тодийчук — И в этих условиях роль украинской газотранспортной системы вновь возрастает. Пока Южный поток не возведен и не построены его альтернативы, важность ГТС для Евросоюза бесспорна».
Высохнет ли наша труба из-за изменения планов Европы? Если и начнет высыхать, то точно не из-за отказа от Nabucco. От этого проекта Украине не было никакой особой пользы, кроме морального удовлетворения от того, что Южный поток испытывает трудности. Так что ничего страшного для нас не случилось. Наше государство вполне может сыграть на европейских поисках альтернативных маршрутов, одновременно уменьшая зависимость от российского газа.
Это не только продажа «летнего», более дешевого, газа из наших ПХГ Европе. Это и перевод части отечественной ГТС в реверсный режим, и закупка газа в странах ЕС, где он дешевле. Европа сейчас начинает напитываться не только ливийским и египетским, но и спотовым катарским, и даже американским сжиженным газом, не говоря уже об интенсификации добычи на шельфе Северного моря. И этот газ, проданный в Украину, все равно будет дешевле российского.