НОВИНИ ДНЯ: У Кабміні назвали умову для відкриття авіасполучення в Україні  Якою буде погода в Україні 22 листопада: прогноз синоптикині  Начальник Генштабу ЗСУ назвав кількісну перевагу російської армії  Переговори і ядерний шантаж: чи може Трамп укласти велику угоду з Путіним по Україні  Путін може сховатися на деякий час через дозвіл для України на удари по РФ, - Подоляк  Погода матиме одну особливість. Синоптик дала прогноз на 22 листопада в Україні  Інавгурація Трампа: Коли і як вона відбудетьсявсі новини дня
Життя та Стиль
Спорт
 Иван Вербицкий 15.05.2012 7125

Евро-2012. Донецк: совковая архитектура, жемчужина-стадион и послематчевые пробки

Контракты.UA начинают цикл публикаций, посвященную готовности принимающих городов к Евро-2012. Что воочию наблюдал наш корреспондент и что сформирует в глазах европейца впечатление об Украине. Первый из четверки городов по алфавиту – Донецк. С него и начнем виртуальную экскурсию.

«Европути»

Дабы оценить готовность Донецка к пиковым нагрузкам в дни Евро, мы выбрали к посещению недавнишний матч лидеров украинского чемпионата «Шахтер» - «Динамо».

Начнем с того, что дорога к месту событий далась автору этих строк чрезвычайно тяжело. Купить билет на поезд в Донецк в столичных кассах было невозможно еще за неделю до выезда. Думаете, виной тому футбол? Как бы не так! К примеру, в ноябре прошлого года, когда целью визита было посещение полуфинала Континентального кубка по хоккею, ситуация была аналогичной. Дефицитные билеты на поезд достать удалось буквально в последний момент. Каким же было удивление, когда, зайдя в поезд, обнаружилось примерно половина совершенно пустых купе!

Когда вариант с поездом отпал, пришлось обращаться к автоперевозчику. За 280 грн пассажиру сулят комфортабельные перевозки, хотя весь комфорт ограничивается наличием миникомпьютера на стенке перед каждым посадочным местом. Сами сидения – узкие, кресла наклоняются лишь немного. Двум людям крупной комплекции сидеть рядом, мягко говоря, неудобно. О полноценном сне речь вообще не идет, а дорога занимает 12 часов.

Украинские автодороги - это отдельная, почти эпическая тема. На рубеже между Днепропетровской и Донецкой областями почти 30 км двухполосного пути выглядят, будто по них ежедневно ездит тяжелая бронетехника. Сижу недалеко от водителя автобуса, потому вижу, что весь этот отрезок он преодолевает со скоростью не более 60 км/ч. Но вот указатель «Днепропетровская область» перечеркнут красным и начинается область Донецкая. Буквально сразу же начинается почти идеальная дорога в четыре полосы. Водитель мгновенно разгоняется до 110 км/час. Грешным делом сразу подумалось, что донецкие правители – молодцы, хоть у себя порядок навели.

Но километров через 20-30, недалеко от Красноармейска, шик, блеск и красота резко обрываются и вариант с Днепропетровщиной снова становится явью. Более того, на отдельных участках дорога выглядит еще хуже. Впрочем, минуя еще 5 километров, видим бравых работников в оранжевых жилетах, примерно десять единиц техники, дальше видны кучи глины. Значит, не все еще потеряно…

DSC_4187 DSC_4193 DSC_4194
DSC_4259 DSC_4275_1 DSC_4276_1

 

Футбольный оазис и стерилизованные собаки

Въезжаем в Красноармейск, встречающий эффектным транспарантом «Слава Донбассу! Работа и вера – неразделимы!» Вот и хорошо, ведь к сердцу этой «славы» осталось немногим более часа. Высадка – возле Донецкого ЖД вокзала. Вокруг него – многочисленные блоки с брусчаткой, которую предстоит устилать в ближайшее время. Вдоль вокзальной площади – торговые лотки. Справа православный храм, а напротив него – рынок. Сразу бросается в глаза большое количество стерилизованных собак со специальными набивками на ушах. Делаю вывод, что в Донецке с бездомными животными поступают гуманнее, чем в Киеве.

Отправиться от вокзала непосредственно к «Донбасс Арене» не сложно. Можно сесть на троллейбус-двойку, которая ходит с регулярностью три-пять минут и является чем-то вроде донецкого аналога метро. Но об этом я узнал потом. Пока спрашиваю, как добраться до стадиона женщину средних лет: «Садитесь на трамвай. Минут 25 езды – и увидите стадион из окна». Следую совету, параллельно звоню донецкому товарищу. «Хочешь увидеть экстрим?» - отреагировал он, услышав, по какому пути добираюсь к одной из лучших арен Европы. И в самом деле, с окон трамвая открывались удивительные краевиды – сочетание развалин недостроек, грязных трущоб так называемого частного сектора. Все эти прелести красуются на фоне серых терриконов.

Но вот въезжаем в цивилизацию. Несколько минут – и в окне действительно появляется известный силуэт «Донбасс Арены». Выхожу на ближайшей остановке, любуюсь типичным совдеповским «Дворцом молодежи», фасад которого полностью закрыт огромнейшим баннером с изображением Артема Милевского и Андрея Шевченко в форме сборной Украины. Оборачиваюсь влево и узнаю известное очертанье – в направлении «Донбасс Арены» «вышагивает» памятник Иосифу Кобзону.

Следую в том же направлении, что и Иосиф Давыдович. Весь парковый комплекс, входящий в территорию «Донбасс Арены», выглядит оазисом на общем фоне. К стадиону вернемся немногим ниже, а для начала остановимся на парке, с ровненькими, хорошо подстриженными газончиками и молодыми деревьями. Говорят, на клумбах вокруг «Арены» высажено миллион роз. Почему такое количество? Все просто – Донецк называют городом «миллиона роз».

Травяное покрытие, словно лабиринт, разрезают брусчатые дорожки. Все они ведут в направлении стадиона и способствуют устранению большого скопления народа на одной территории. Вдоль тротуаров – лавочки. Перед стадионом – пруд, где плавают дикие утки. С правой стороны арены – мемориал в память о воинах, погибших во Второй мировой войне. С него открывается отличный вид на рассекающую город реку Кальмиус. За ней – терриконы, вид которых не портится даже наличием недостроенных у подножья дорогих особняков.

DSC_4294 DSC_4320 DSC_4327
DSC_4337_1 DSC_6088_1 DSC_6308_1

 

Библиотека Крупской и музей металлических скульптур

Впрочем, повторюсь, спортивные сооружения выглядят в современном Донецке словно оазис. К ним можно причислить также реконструированный республиканский спортивный комплекс «Олимпийский» с памятником легкоатлету Сергею Бубке. Также выделяется на общем фоне Музей кованных скульптур. Правда, экспозиции, посвященные Евро-2012, уже успели серьезно повредить своими надписями и попытками взобраться наверх болельщики разных городов. Аккуратно выглядит и украшенная каменными скульптурами центральная аллея.

Остальные объекты в центральной части города – в процессе прихорашивания. Скажем, дома, ведущие по улице Ильича к центральной площади имени Ленина. Старые «хрущевки» обрели привлекательный внешний вид благодаря специальной плиточной облицовке. Правда, жители квартир в этих домах вряд ли от таких «обновок» в восторге. Плитка ложилась поверху, а балконы закрыты сплошным – сверху донизу – затемненным стеклом.

Зато однозначно позитивно должно восприниматься оборудование мини-сквериков с лавочками, высокими фонарями и молодыми деревьями. Такие обустраиваются вдоль улицы Ильича, начиная от побережья Кальмиуса и до центральной площади. Красота необычайная, эффектно гармонирующая со стеклянно-бетонной достройкой-небоскребом к гостинице «Донбасс Палас», а также с эротического характера памятником Юности.

Таким контрастным является весь центр Донецка. Вот танки и пушки, грозный Артем, а вот основатель города Джон Юз. Возле «Юзовской пивоварни» нас ждет Юрий Деточкин из знаменитой советской киноленты «Берегись автомобиля», а немногим дальше совершенно нелепое и безвкусное творение – памятник знаменитому тенору Анатолию Соловьяненко. Подпись «Гордість України Анатолій Солов’яненко – шахтарський герцог» где-то оправдывает совершенно неприсущее великому певцу одеяние. Но какой гений додумался окрасить эту скульптуру в цвет позолоты?

Человек с не менее больным воображением когда-то именовал центральную библиотеку именем соратницы Ильича Крупской, а детской библиотеке давал имение одного из палачей украинского народа Кирова. Еще больше удивляют те, кто за 21 год независимости не додумался эти образовательные учреждения переименовать. Уж лучше вернемся к центральному объекту города.

Гордость Донецка

Захожу непосредственно на доступную территорию «Донбасс-Арены», которую даже продавцы магнитов называют главной достопримечательностью города.

Для начала посещаю фан-шоп клуба «Шахтер». Сотрудники ФК говорят, что это второй по величине магазин фирмы Nike на территориях стадионов в Европе после «Олд Траффорда» в английском Манчестере. Ассортимент магазина в самом деле впечатляет. Клубные работники рассказывают, что помимо традиционной сувенирной продукции (шарфы, футболки, мягкие игрушки, мячи с автографами и без, чашки, зажигалки, магниты и прочее) упор делается на практичную продукцию. В последнее время большое внимание уделяется выпуску детской одежды с символикой клуба и изображением мультяшных кротиков.

Перед входом на стадион расположена «Аллея славы», где в брусчатке заложены именные звезды с автографами выдающихся личностей в истории «Шахтера». Пока таковых пять – в честь выдающегося бомбардира Виталия Старухина, рекордсмена по количеству матчей в составе команды Михаила Соколовского, лучшего вратаря СССР 1977 года Юрия Дегтярева, тренера, приведшего дончан к победе в Кубке УЕФА Мирчи Луческу. Пятая звезда – в честь поклонников клуба.

DSC_6164 DSC_6167 DSC_6254
DSC_6255 DSC_6276 DSC_6287

 

Со вкусом сделан клубный музей. На отделанных под старину стенах выгравированы портреты главных звезд клуба. Под ними – крылатые выражения выдающихся личностей в истории горняков. Каждый временной отрезок иллюстрируется не только экспонатами, трофеями и фотографиями, но и видеороликами, демонстрирующимися на небольших «плазмах». Снизу можно лицезреть отливки формы стоп исторических личностей горняцкого коллектива. На стене – точные контуры рук. Первый трофей клуба – Кубок СССР 1961 года – запечатлен в виде памятника, где хрустальную чашу держат в руках капитан команды Владимир Сальков и тренер Олег Ошенков. Таких скульптур в музее всего три – также на честь Михаила Соколовского и нынешнего «вожака» «Шахтера» Дарио Срны.

На территории музея функционирует кинозал, где постоянно прокручиваются фильмы, созданные клубной телестудией. В другом конце – еще одна темная комната, где обращает на себя внимание стена, на которой помещены фотографии всех футболистов клуба со дня его основания. Правда, портретов отдельных игроков 30-50-х годов найти не удалось, потому над подписью установлен черный силуэт человеческого лица. В том же зале регулярно прокручивается десятиминутный ролик об истории клуба. На первый взгляд, ничего обычного. Если бы не одно «но». Видео подается на «полотне» из пара. После завершения короткометражки все желающие могут пройти сквозь этот «экран».

Рядом с музеем расположено фан-кафе. В нем каждый желающий может по вполне вменяемым ценам покушать, согреться чаем или более горячительными напитками. Для людей, посетивших перед кафе музей (стоимость билета составляет 30 грн), полагается 5-процентная скидка. В фан-кафе часто можно встретить легендарных футболистов «Шахтера».

На саму «Донбасс Арену» обыватель в неигровые дни может попасть только посредством экскурсии. Ее стоимость вместе с посещением музея составляет 75 грн. Отметим, что опоры арены раскрашены граффити в исполнении ультрас команды. У входа на территорию «Арены» установлены камеры хранения, в которых можно сохранить те вещи, с которыми на спортивные сооружения проходить нельзя – от бутылок с водой до фотоаппаратов. Ключи от кабинок остаются у стюардов, а люди, оставившие вещи, отправляются на трибуны стадиона с печаткой на руке.

Пробочная перспектива

…Но вот футбол окончен. Направляюсь по проспекту Артема вверх, к той самой «двойке». Понимаю, что садиться в нее смысла нет, ведь движение через 45 минут после окончания матча почти стоит. В пробке застыл и автобус с киевскими динамовцами. Троллейбусы и маршрутки переполнены. Решаю, что лучше с ноутбуком и фотокамерой на спине пройтись немного пешком. До вокзала – примерно час ходу. Добравшись до вокзала, обнаруживаю, что ни в помещении непосредственно, ни в окрестностях нет ни одного (!) туалета. «Не видите, что идет строительство?» – реагирует на мой вопрос милиционер. «А куда изволите идти?» «Вон туда» - указывает на темные закиосочные окрестности. «Вон там» проходил утром и несправедливо обозвал тех, благодаря кому там стоит страшная вонь, быдлом, которое где работает, где пьет, там и справляет свои нужды. Как оказалось, другого выхода у людей нет.

Читайте также: Киев, Львов, Харьков

Фото автора

Оценка материала:

3.91 / 11
Евро-2012. Донецк: совковая архитектура, жемчужина-стадион и послематчевые пробки 3.91 5 11
Життя та Стиль / Спорт
 Иван Вербицкий 15.05.2012 7125
Еще материалы раздела «Спорт»