Бізнес
Ринки та компанії
Под прицелом АМКУ: подешевеет ли мобильная связь в Украине
АМКУ рекомендовал «Киевстару» и «МТС Украина» снизить тарифы на мобильную связь до экономически обоснованного уровня. Срок рассмотрения – 14 дней (до 1 июля). Поводом для претензий стало коллективное повышение цен на некоторые услуги мобильной связи в 2012-м.
Как уточняют в АМКУ, Киевстар поднял цены на текстовые сообщение на 28%, MMS – на 33%, на абонплату в некоторых тарифных планах – на 25%; МТС Украина на 50% увеличил стоимость SMS, MMS – на 20%, стоимость звонков в пределах своей сети – на 50%, на чужие сети – на 20%. «Темпы роста услуг мобильной связи операторов выше роста индекса потребительских цен на товары и услуги в целом в Украине и в отрасли связи в частности. То есть экономические основания для повышения операторами отдельных тарифов отсутствуют», – заключили в антимонопольном комитете. Если верить Госстату, с начала года ежемесячный уровень инфляции в стране в среднем составлял 0%, а доходы от предоставления услуг мобильной связи в январе-апреле 2012-го выросли на 8,2% (для населения).
Согласно закону о защите экономической конкуренции, действия операторов вполне можно рассматривать как злоупотребление доминирующим положением. В отчете за 2010 год АМКУ относит связь к самым монополизированным отраслям. В Украине Киевстар занимает более 46% рынка, МТС Украина – 35,3%. При этом АМКУ не заинтересовался деятельностью Астелита (ТМ life:), также повысившего цены на услуги. Работники комитета объясняют это тем, что life:) не относится к монополистам: Астелит занимает 13,2% рынка (монополистом считается субъект хозяйствования с долей более 35%). Тем не менее, третий по величине оператор обслуживает более 7 млн абонентов.
Значительное подорожание услуг мобильной связи наблюдалось в начале 2009-го. В январе-феврале практически все операторы повысили цены в среднем на 15–25%. Три года назад АМКУ не отреагировал на подорожание, поскольку Украина переживала экономический кризис, и потребители сокращали расходы на мобильную связь.
В нынешнем году операторы обосновывают повышение цен инфляцией и ростом затрат. «Телекоммуникационная отрасль Украины ощущает влияние инфляции. За минувший год возросла стоимость электроэнергии, а государственный сбор за использование радиочастот вырос впятеро – с 2,4 млрд грн до 13 млрд грн», – говорит начальник отдела корпоративных коммуникации Киевстара Юлия Шилина. В МТС Украина считают, что расходы на поддержку сети растут из-за постоянно увеличения потребления услуг, к тому же, у операторов нет других источников получения доходов, например, связанных с развитием сетей третьего поколения по причине отсутствия лицензии.
Удовлетворят ли АМКУ эти аргументы? К примеру, МТС Украина в первом квартале 2012-го увеличила выручку на 7,8% до 2,2 млрд грн. Основные факторы роста – большое потребление услуг и высокий уровень подключения новых абонентов, указано в сообщении компании. Маржа МТС Украина выросла на 3,1 п.п. и составила 47,8%, а чистая прибыль увеличилась на 38,6% до 312,8 млн грн. У Киевстара за аналогичный период в целом тоже неплохие показатели: общая выручка увеличилась на 2,6%, а маржа составила 51,1% (снижение за год – на 2,9 п. п.) – $197 млн.
Действия операторов вполне можно рассматривать как злоупотребление доминирующим положением
Последние годы сотовые компании стремились замкнуть голосовой трафик внутри своей сети за счет введения нулевых тарифов между домашними абонентами. Активно привлекать украинцев бесплатными внутрисетевыми звонками первым начал life:). Оператор старался нарастить абонентскую базу и снизить расходы на интерконнект (плата за звонки своих абонентов на чужие сети). Примеру младшего брата частично последовали остальные компании. Низкие тарифы на насыщенном рынке (в Украине 55 млн абонентов мобильной связи) не позволяют увеличивать прибыль. «За семь лет тарифы на мобильную связь снизились в семь раз», – отмечают в МТС Украина. Юлия Шилина утверждает, что ежемесячный средний счет украинца за мобильную связь составляет около $5. Тогда как в России – $6, Беларуси – $8, в среднем в странах СНГ – $7,2.
Кроме внутренних проблем, существуют внешние угрозы со стороны VoIP-компаний уровня Skype. Пока это не слишком ощутимый конкурент для операторов. Но с развитием ШПД-интернета, увеличением точек доступа Wi-Fi и ростом продаж портативных устройств (смартфонов, планшетов, ноутбуков), он может стать реальной проблемой. Skype вряд ли будет конкурировать с сотовыми компаниями в сегменте звонков в пределах Украины, но он вполне может занять существенную долю в сегменте международных звонков. Звонки, сообщения и передача данных в роуминге считаются одними из наиболее прибыльных услуг мобильной связи.
Снизят ли операторы цены в этот раз? АМКУ лишь рекомендовал уменьшить стоимость услуг. Это только резолютивная часть, утверждает Шилина. Закон о телекоммуникациях оставляет операторам право самостоятельно устанавливать тарифы на мобильную связь. Поэтому АМКУ вполне может включить задний ход, объяснив это тем, что операторы дают возможность абонентам свободно выбирать тарифный план. «АМКУ не регулирует цены. Это могут делать отраслевые регулирующие органы, у которых есть соответствующие полномочия (в телекоме – НКРСИ)», – считают в МТС Украина.
Кроме того, операторы утверждают, что на некоторые услуги и тарифные планы цены снизились. Но если комитет будет очень настойчивым, а компании – упрямыми, то в соответствии с законом, им грозит штраф до 10% выручки (дохода). «Украинское законодательство дает компаниям право оспаривать решения АМКУ в суде, и такие случаи бывали, встречались даже решения не в пользу АМКУ. Но от уплаты наложенных штрафов обращение в суд не избавляет», – утверждают в МТС Украина. Однако за последние 10 лет комитет еще ни разу не наказывал операторов рублем, ограничиваясь лишь рекомендациями. А в 2004 году экс-руководитель комитета Алексей Костусев вообще не признал МТС Украина (тогда UMC) и Киевстар монополистами, ссылаясь на ненасыщенность рынка. Впрочем, стоит отдать должное операторам, которые иногда проявляли законопослушность и следовали рекомендациям комитета. К примеру, речь идет об отмене платы за соединение в некоторых тарифах и снижении цен в роуминге в странах СНГ.
Мнение экспертов
Александр Дякулич, юрист Arzinger
Из информации и сообщений АМКУ, которые есть в прессе, можно сделать выводы, что в действиях мобильных операторов, по мнению АМКУ, могут быть признаки злоупотребления доминирующим положением путем установления и применения таких цен и тарифов, которые невозможно было бы установить при условии наличия существенной конкуренции на рынке. Злоупотребление доминирующим положением и применение монопольно высоких цен в частности запрещаются ст. 13 Закона Украины «О защите экономической конкуренции». Однако понятия «монопольно высокая цена», равно как и «обоснованная» или «допустимая» цена, в законодательстве не предусмотрено, как и нет утвержденных единых обязательных подходов и методик к формированию цены. Цены фирмы устанавливают на свое усмотрение. Поэтому обоснованность конкретных цен и тарифов доказывается в каждом конкретном деле с учетом всех обстоятельств. Именно на АМКУ возлагается обязанность доказать, что применяемые операторами цены и тарифы – экономически необоснованные.
Согласно ч. 1 ст. 46 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» органы АМКУ имеют право выдавать субъектам хозяйствования обязательные рекомендации касательно прекращения действий, которые содержат признаки нарушения законодательства о защите конкуренции, с устранением причин возникновения этих нарушений и условий, которые им содействуют. В таком случае, если АМКУ не выдал рекомендации компании Астелит, надо полагать, что в действиях этой компании АМКУ не обнаружил признаков нарушения законодательства о защите конкуренции, или в отношении этой компании АМКУ продолжает анализировать информацию, и ее поведения на рынке. Но, как известно из официальной позиции АМКУ, компании Астелит не было выдано рекомендаций, так как в случае выполнения рекомендаций о снижении цен и тарифов компаниями Киевстар и МТС Украина, Астелит вслед за ними тоже снизит тарифы, иначе не сможет продолжать конкурировать.
Согласно ст. 52 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» за злоупотребление монопольным (доминирующим) положением может быть наложен штраф в размере до 10% дохода (выручки) субъекта хозяйствования от реализации продукции за последний отчетный год, который предшествует году, в котором налагается штраф. В данном случае базисом для расчета размера штрафа является совокупный доход (выручка или оборот), т.е. эти понятия для целей антимонопольного законодательства синонимичны и означают «совокупный объем продаж». Исходя из концепции понимания субъекта хозяйствования как единой группы связанных контролем юридических и физических лиц (ст. 1 Закона Украины «О защите экономической конкуренции»), совокупный доход как база для начисления штрафа считается с учетом всех лиц группы, связанных отношениями контроля (в т. ч. за рубежом). Тем не менее, в Украине распространена практика, когда при расчетах штрафов берется во внимание доход только конкретного предприятия-нарушителя, а не всей группы компаний, куда входит нарушитель.
Святослав Горбань, директор по маркетингу МТС Украина
У нас изменилась стоимость сверхпакетных минут, цены на базовые услуги – минуты внутри пакета - не меняются. Среднее количество минут в наших пакетах составляет от 1200 до 3000. Подавляющее большинство наших абонентов не выходят за рамки пакетов, значит, их изменения не коснутся. Только 0,5% абонентов выговаривают более 1200 минут в месяц (это минимальный пакет в тарифах МТС, в среднем абонент МТС разговаривает по мобильному около 600 минут в месяц). Но даже для них ежемесячный счет за связь увеличится всего на 1-2%. Это не сравнимо ни с темпами роста инфляции, ни с ростом потребительских цен. Мы были последними из операторов, кто повысил цены, но при этом постарались, чтобы большинство наших абонентов повышение не затронуло.
Юлия Шилина, начальник отдела корпоративных коммуникации Киевстара
Тарифная политика «Киевстар» ведется строго в соответствии с законодательством Украины. Изменения отдельных тарифов связаны с переходом на новую модель «пакетных услуг», то есть - предоставление большего объема услуг за те же деньги. Средний доход компании от одного абонента мобильной связи в целом за последний год не изменился, а за первый квартал 2012 года снизился на 1%.