Колонки
Виталий Портников
Девальвация обещаний: почему политикам больше нечего сказать людям
Прошедшие на днях съезды основных политических сил страны не принесли особых неожиданностей.
Конечно, собирались в основном не ради деклараций, а ради оглашения списков — это и является главной частью подготовки к выборам. Не только политическая «тусовка», но и журналисты, и просто сочувствующие относятся к этим спискам с особым интересом: кого взяли, а кого нет, кто на проходном месте, а кто просто попал в «торжественную часть».
Все это, конечно же, очень и очень любопытно, но лично мне интересно другое: а что реально собирается делать та или иная политическая партия, оказавшись в парламенте? Какие законы проводить? Какие решения предлагать? Какие реформы считает первоочередными? Только без дураков, на самом деле!
А на самом-то деле — тишина, не думают они ни о чем таком, к моему глубочайшему сожалению. Оппозиция огласила список и пошла на внеочередную сессию, Партия регионов провела съезд в лучших традициях КПСС. И теперь мы должны изучать списки и не морочить никому голову.
Мне списки малоинтересны. Намерения и дела гораздо важнее. Оппозиции еще повезло. За два года пребывания у власти почетного председателя Партии регионов в стране создан одиозный режим, сама необходимость смены которого может объединить порядочных людей, думающих об Украине. Они могут и не задавать оппозиционерам вопросов об их экономической программе, для них важна прежде всего готовность избавить страну от криминализированной власти «смотрящих». Но это не означает, что у оппозиции не должно быть никакой экономической программы, никакого представления об ожидающих Украину трудностях. Можно, конечно, отделаться обещаниями повысить зарплаты и пенсии, вот только где взять деньги-то?
Этот же вопрос можно задать и представителям партии власти. Понятно, что пообещать можно все что угодно, но мы приблизились к такой катастрофической исчерпанности ресурса, что скоро обещаниями не отделаешься. Нужно и в самом деле менять страну, а не провозглашать пустопорожние лозунги. Демагогия регионалов о достигнутой стабильности может соперничать разве что с такими же демагогическими плакатами их главных союзников-коммунистов, все эти годы содействовавших становлению олигархического режима и паразитировавших на своем ностальгирующем избирателе, а теперь вдруг озаботившихся защитой трудового народа от толстосумов. Но за всем этим нет никакого выхода, никакой перспективы.
украинский и российский журналист, публицист, обозреватель, политолог.
Лауреат премии Союза Журналистов Украины «Золотое перо» (1989), номинировался также в категории «Журналист года» в ежегодном конкурсе «Человек года», проходящем в Украине.
Ну и что же собираются делать все эти люди? Вот, допустим, оппозиция каким-то чудом добилась своего, получила честное большинство в Верховной Раде, вынудила Януковича согласиться на внеочередные президентские выборы. И нет уже никакого Януковича, никакой Партии регионов, никакого Межигорья. Есть только Тимошенко, Яценюк и Турчинов. А что они собираются делать на следующий день? Ведь нет не только Януковича — денег тоже нет. И то же самое касается Партии регионов. Вот, допустим, она осталась у власти, сформировала очередное правительство миллиардеров, собирающихся приумножать богатства с помощью государственного бюджета и прочих закромов родины. Что эти люди будут делать, когда убедятся, что закрома опустели? Понимают ли они, что одних телевизионных репортажей о том, как в Украине жить хорошо, в этой ситуации будет недостаточно, что придется действительно что-то делать, а не просто строить фешенебельные резиденции и переводить миллиарды на Кипр.
Это не праздный вопрос — именно от ответа на него зависит само выживание украинского государства. Конечно, партии и их лидеры могут не хотеть говорить с избирателем откровенно по той простой причине, что понимают: патерналистски настроенное общество просто не проголосует за того, кто будет рассказывать о грядущих проблемах. И поэтому приходится говорить людям то, что большинство из них хочет услышать. Но хотя бы для самих себя они должны иметь дорожную карту действий на случай возможных проблем. Сами себе должны отдавать отчет в том, что победитель будущих парламентских выборов может столкнуться с серьезными проблемами, и победа может обернуться стратегическим поражением, если ничего не предпринимать, если действовать в русле привычных общественных ожиданий. Проблема в том, что и сами политики мыслят в парадигме своих избирателей, даже и не пытаясь задуматься о том, что готовит для них завтрашний день. И рассчитывать в этой ситуации, что лидер хоть какой-то партии поручит команде экономистов написать программу экономических реформ, было бы, по меньшей мере, наивно. «Руїну подолано, стабільність досягнуто» (или наоборот) — а дальше хоть потоп!