Бізнес
Економіка
Украина шокирована отказом России вступать в ВТО
Российский первый вице-премьер Игорь Шувалов дал поручение Минэкономразвития, Минсельхозу, Минпромторгу и Минфину обеспечить защиту российского рынка в связи с вступлением Украины во Всемирную торговую организацию. То есть рассмотреть варианты выхода из ряда соглашений по ВТО, не отвечающих российским экономическим интересам. Вряд ли Украина была готова к такому развитию событий.
На чем строилась наша соревновательная ВТО-логика? Мы старались войти в ВТО раньше, чем это сделает Россия, для того чтобы иметь возможность поставить ребром вопросы относительно квотирования отечественных товаров, цен на транзит и прочих неприятностей. Украина могла благородно не использовать эту возможность, но тогда мы могли рассчитывать на уступки с российской стороны взамен за нашу готовность не вступать в ненужную Москве дискуссию.
Короче говоря, две страны — Украина и Россия — наперегонки бежали к вступлению в ВТО, с удовольствием отмечая, что соседи бегут очень близко, даже рядом, порой казалось вот-вот обгонят — и... ура... мы финишировали первыми. И что оказалось: почти добежавшая до вступления в ВТО Россия решила рвануть в другую, обратную, сторону.
Она раздумала вступать в ВТО. По крайней мере, пока. А передумав, начала отменять уже заключенные договоры, чтобы защитить собственный рынок от вожделенной Организации и уступок ее членам, среди которых теперь и Украина, освобожденная от пошлин при ввозе большой части своей продукции на российский рынок. Если бы обе страны одновременно вступили в ВТО, существующий порядок просто был бы заменен соответствующими международными нормами. Но сейчас мы вынуждены играть по российским правилам. И Россия вполне может ввести пошлины на поставки украинской продукции. Объясняя свое решение, между прочим, и тем, что под видом украинских на ее рынок беспошлинно проникнут товары других стран — членов ВТО. И по старой традиции, вместе с водой выплеснут и «ребенка». Да, при этом «ребенок» избавится от пошлины на ввоз наших товаров в страны — члены ВТО. Но заменят ли они нам российский рынок?
Это не риторический вопрос. Ведь вариант, когда Украина оказывается в выгодном положении практически со всем миром, но теряет возможность льготного ввоза товаров в Россию, при вступлении в ВТО даже не рассматривался. Между тем украинская продукция занимает на российском рынке прочные позиции нередко именно благодаря своей дешевизне. Обложенная пошлиной, она может начать проигрывать не только российской, но и другой импортной — только более качественной — продукции. В результате украинские изделия уже без всякого давления российского главного санитарного врача исчезнут с рынка соседней страны. А как будет дальше, расскажут вам поклонники грузинских или молдавских вин: оставленная ниша немедленно замещается и смысла возвращаться на такой еще недавно прибыльный рынок просто нет.
В украинской ситуации проблема, конечно же, будет не только с продуктами — могут пострадать трубопрокатчики и машиностроители. Наш сахар — товар вечной войны между украинскими и российскими лоббистами — тоже в Россию беспошлинно не пойдет, хотя договоренности об упрощении поставок были.
Можно, конечно, говорить о политизированности российских решений, о том, что они становятся экономическим ответом на патриотическую позицию президента Виктора Ющенко. Но логика в российских решениях есть. Если руководство этой страны действительно приняло стратегическое решение не вступать в ВТО, то мы для них — именно ВТО, а не Украина. И, защищаясь от ВТО, россияне совершенно не обязаны думать об интересах нашей интегрированной в мировое пространство экономики. Вот они и не думают.
Политическим решением как раз мог бы стать отказ Москвы от полного выхода из режима свободной торговли с Украиной. Эксперты предлагали руководству России варианты, среди которых были и дополнительные изъятия из режима беспошлинного ввоза некоторых видов продукции или введение специальных мер в случае резкого роста экспорта из соседней страны. Но такое решение нужно специально лоббировать, причем на президентском и правительственном уровне. Поддержав Михаила Саакашвили, Виктор Ющенко автоматически исключил себя из числа лоббистов интересов украинской экономики в России. Если в Москву отправится Юлия Тимошенко, ее тут же обвинят в измене. Словом, украинскому бизнесу надеяться особо не на что — придется хладнокровно ожидать российский приговор, а потом подсчитывать убытки. То, что эти убытки могут оказаться стратегически опасными для отраслей украинской экономики, отечественной политической элите можно не объяснять — она слишком занята мелкими интригами и дешевым пиаром, чтобы думать о чем-то реальном.