Колонки
Владимир Золотoрев
Даешь общество потребления!
Среди фетишей современного общества «борьба с потребительством», пожалуй, один из самых отвратительных. Поясню. «Потребительство», к сожалению, не фигура речи, не метафора жадности или глупости, а «борьба с потребительством» - не просто утеха самовлюбленной интеллектуальной элиты.
К сожалению, дело не ограничивается моральными установками и эстетическими предпочтениями, «борьба с потребительством» - очень практическая вещь с очень практическими последствиями.
Если даже отбросить разных невменяемых зеленых фашистов, мечтающих уничтожить человечество, критиков «потребления» и сторонников его ограничения наберется вагон и маленькая тележка. Все они повторяют одни и те же заклинания о «духовности», «ресурсах» и тому подобном. Не будучи в состоянии внятно сформулировать, что такое «потребительство» и чем оно плохо, эти люди, тем не менее, не скупятся на рецепты, многие из которых радостно реализует государство.
Разумеется, я далек от мысли в маленькой колонке разбирать все заблуждения и ошибки борцов с потреблением. Я просто хочу указать на некоторые очевидные вещи.
Во-первых, потребление есть суть нашей жизни. По сути, это и есть жизнь. Мы потребляем не только еду или предметы роскоши. Крестьянин, выращивая пшеницу, потребляет свой трактор. Художник потребляет краски и холст, а зритель — картину художника. Вы, живя в своем доме, потребляете дом. Компьютерные программы, книги, лекции в университете — все это предметы потребления.
Во-вторых, «общество», а затем и «цивилизация» возникли исключительно ради большего потребления. Самый обычный натуральный обмен, с которого все началось, существует только потому, что обменивая пшеницу на мед, вы имеете и пшеницу и мед, то есть, можете потребить больше, чем раньше. В итоге, современный человек может потребить мысли любого философа или поэта, он может увидеть места, в которых никогда не побывает, он может учиться у людей, с которыми он никогда не познакомится лично. Еще лет эдак 200 назад такие возможности считались бы чудом. Поэтому, борцы с потребительством на самом деле борются с самой цивилизацией, сделавшей их существование возможным.
гражданская специальность – радиоинженер. Военная – специалист по противоракетной обороне. В 93-м поневоле стал журналистом. Свою работу называет не «аналитикой», а «синтетикой». Считает, что человечеству срочно необходимы две вещи – аналоговый компьютер и эволюционная теория Бога.
Ну, и, наконец, в третьих. Как же нам отличить «необходимое» потребление от «излишеств» потребительства? На самом деле, - никак. Ведь с точки зрения большинства населения планеты, такой человек как я погряз в непозволительной роскоши, хотя я сам считаю себя очень бедным. Как ограничить «зажравшихся»? Есть только один разумный путь — самоограничение. Выключать за собой свет, выключать воду, пока чистишь зубы. Но к нему мало кто прибегает — слишком хлопотно и «нагнать пафоса» не получится. В общем, кто сможет определить, «зажрался» кто-то или нет? Ответ один — начальство. Борцы с потребительством не просто взывают к начальству, чтобы оно поскорее вмешалось, они еще, к радости последнего, дают ему «моральное основание» для такого вмешательства. Общественное мнение настолько привыкло к негативности «потребительства», что уже не в состоянии заметить абсурдность предлагаемых мер. Вот, например, любимая всеми идея обложить налогом потребление. Но позвольте, мы все трудимся ради потребления. Труд и существует только потому, что приносит результат, который можно потребить. То есть, сторонники этого налога считают, что труд должен приносить меньший результат, чем он приносит. Абсурдность этой конструкции, увы, никто не уже замечает.
Но как же, скажут мне, разве не столкнулось человечество с проблемой отсутствия «механизмов самоограничения»? Разве не существует вопроса исчерпаемости ресурсов, загрязнения планеты и так далее? Наверное, эти вопросы существуют. Однако, предлагаемое решение, как говорится, хуже болезни. «Механизмы самоограничения» тоже существуют. Они невероятно эффективны, поскольку никем не созданы и никем не управляются. Эти механизмы описываются простой формулой: «Для того, чтобы ты мог потреблять, ты должен сделать что-то, что может потребить другой. И меру твоего потребления устанавливает оценка другими людьми того, что производишь для них ты». Именно в этот саморегулирующий механизм нацелены в реальности все практические последствия деятельности борцов с потребительством. Все их налоги, запреты, «государственная» собственность на природные ресурсы, все это бьет прямой наводкой в этот механизм. И что интересно, другого механизма, которому бы все без исключения люди следовали бы совершенно добровольно, изобрести невозможно.