Політика
Україна
Развенчание мифов о Юлии Тимошенко
Юлия Тимошенко всегда была необычно конструктивна: в предвыборных рекламных роликах БЮТ она рассказывала о своей борьбе с олигархическими кланами, но не уточняет, с какими именно...
Анна Сайченко, Вячеслав Дарпинянц, Контракты
Главная цель Юлии Владимировны — пост премьера, программа минимум — громкий уход в оппозицию. И в том, и в другом случае лидер БЮТ ориентирована на президентские выборы-2009. Попав в исполнительную власть, она обещает устроить «украинский прорыв». Кандидаты в депутаты от БЮТ заявляли, что им «надоело измерять прогресс десятыми долями процентов ВВП», говорили, что «Украина заслуживает всего и сразу» и что якобы «знают, как и что делать». Кое-что из того, что обещает БЮТ в своей программе, Тимошенко уже делала в 2005-м — на посту премьера, а кое-что позже — будучи в оппозиции. Остановимся на основных достижениях.
Миф №1
Об антикоррупционном прорыве
«Снижение вмешательства государства в экономику и влияния чиновников на
принятие экономических решений и деятельность предприятий»
Комментарий Контрактов. 177 из 315 постановлений, принятых Кабмином Тимошенко в I квартале 2005 года, так или иначе затрагивали кадровые вопросы. Под лозунгами «катарсиса власти» и «борьбы с коррупцией» произошли ротации в топ-менеджменте Нефтегаза, Энергоатома, Хлеба Украины и других финансово емких структур. 1 апреля 2005 года премьер-министр Тимошенко даже подписала Постановление «О конкурсном отборе руководителей субъектов хозяйствования госсектора экономики, имеющих стратегическое значение». Но ни один топ-менеджер НАК, ГАК, ГП или ГК не был назначен в соответствии с порядком, установленным этим документом.
Зачищая коррупционную вертикаль «режима Кучмы», Тимошенко не изменила принципы ее организации (хотя имела для этого полномочия). В 2005-м Юлия Владимировна ведет переписку и телефонные переговоры с руководством ФГИУ, по словам Валентины Семенюк, склоняя ее к перепродаже НЗФ. Невмешательство государства в экономику при Кабмине Тимошенко — это 50% увеличение тарифов на железнодорожные перевозки (при сохранении порочной системы скидок «Укрзалізниці»), административное ограничение цен на мясо и нефтепродукты, резкая ревальвация гривни. Апофеоз ограничения влияния чиновников на экономические решения — постановление Кабмина, запрещающее распорядителям бюджетных средств проводить тендеры на сумму свыше 500 тыс. грн без личной визы премьера.
Миф №2
Об энергоэффективном прорыве
«Уменьшение критической зависимости от монопольного импорта энергоносителей, снижение энергоемкости ВВП»
Комментарий Контрактов. Относительной (далеко не полной, но и не совсем декларативной) независимостью от Газпрома Украина обладала до января 2006 года. Контракт об объемах и условиях транзита российского газа (от 21.06.2002 г.) и дополнение к нему № 4 (от 09.08.2004 г.) позволяли Нефтегазу в 2005-2009 годах покупать газ по цене $50/тыс. куб. м на российско-украинской границе и обязывали транспортировать в Европу, взимая плату за транзит в $1,09375/тыс. куб. м на 100 км территории Украины.
На самом деле реализация этой схемы была сопряжена с необходимостью подписания протокола между правительствами РФ и Украины — раз в год уточняли объемы транспортируемого газа, сумму и форму платежей за транзит. При правительстве Тимошенко этот протокол не был подписан. Летом 2005 года руководители Газпрома и Нефтегаза начали пересмотр системы договоренностей, концептуально выгодных для Украины. В СМИ просочилась информация (до сих пор не подтверждена, но и не опровергнута) о том, что пересмотру предшествовала попытка Тимошенко сменить компанию-посредника между Газпромом и Нефтегазом. Результаты: газ на российско-украинской границе стоит $130/тыс. куб. м, транзитная ставка — прежняя, 50% отечественного рынка промпотребителей отдано на откуп РосУкрЭнерго, Нефтегаз едва сводит концы с концами... Нет, Юлия Владимировна безусловно права, предлагая в своей программе дифференцировать источники поставок газа, построив новый газопровод Каспий — Украина через Азербайджан и Грузию, по дну Черного моря в обход России.
Вот только в Энергетической стратегии Украины до 2030 года (принятой, кстати, еще правительством Еханурова) уточняется, что реализация такого проекта тянет на... $10,126 млрд. Вряд ли о нем имеет смысл говорить серьезным политикам в канун новых переговоров с Газпромом, открыто претендующим на контроль над ГТС Украины и проявляющим интерес к долговым обязательствам Нефтегаза.
К тем самым, которые возникли у НАК в 2005-м, когда она взяла в кредит $2 млрд и... заплатила 10 млрд грн в госбюджет сверх плана.
Миф №3
Об аграрном прорыве
«Поддержка развития аграрной инфраструктуры — аграрного фонда, аграрной
биржи, страхового фонда, земельного банка... Формирование рынка земли»
Комментарий Контрактов. 9 января 2007 года Верховная Рада конституционным большинством голосов (367 — «за», в том числе — 99 от БЮТ) преодолела президентское вето и продлила мораторий на куплю-продажу земель сельскохозяйственного назначения. По сути, реформа АПК была заблокирована в интересах крупных арендаторов и, отчасти, чиновников, промышляющих переводом участков в пригородах городов-миллионников из категории ОСГ в легально торгуемую — «под застройку» (подробно о влиянии моратория на рынок земли и АПК — Контракты, № 3 22 января 2007 г.).
«Аграрный прорыв» оказался разменной монетой в политической игре блока. В обмен на голоса БЮТ в поддержку земельного моратория ПР, СПУ и КПУ проголосовали за инициативу оппозиции, запрещающую депутатам местных советов переход из одной фракции в другую. Именно это позволило БЮТ сохранить влияние на региональном уровне (в том числе и на вопросы землеотводов). Кроме того, эта многоходовка продемонстрировала, что сотрудничество БЮТ с коалицией нивелирует влияние на законодательный процесс самого президента (по сути, делая право вето президента фикцией), а в случае продолжения политреформы чревато еще большим сужением его полномочий.