Бізнес
Ринки та компанії
Путешествие налегке: почему роуминг уже не роскошь, а средство общения
За последние пять лет объем украинских сим-карт, которые используются в роуминге, вырос в 3,5 раза. Если в конце 2007-го количество симок достигало 10 млн, то в прошлом году этот показатель составил 35 млн.
Потребление мобильных услуг в роуминге увеличивается за счет роста количества выезжающих за границу украинцев. В 2011-м частных поездок за рубеж стало больше на 15%, превысив 17 млн. По данным Госстата, более 1,5 млн украинцев, воспользовавшись услугами турагентств, отправились за рубеж.
До последнего времени наши соотечественники, пребывая за границей, не могли долго разговаривать по мобильному телефону из-за высоких тарифов на звонки в роуминге. В качестве альтернативы некоторые украинские туристы брали с собой туристическую сим-карту или покупали стартовый пакет местного оператора. Но для многих это было неудобно или недоступно по разным причинам. Например, речь идет о владении иностранным языком на уровне «средний плюс» для того, чтобы понимать, как пополнить счет, получить информацию или решить проблему, не говоря уже о том, что все входящие звонки из Украины все равно будут оплачиваться по международным тарифам. По исследованиям мобильных компаний, большинство украинских абонентов за границей предпочитают пользоваться услугами домашнего, отечественного оператора.
Дорогая Украина
Власти стран СНГ неоднократно обращали внимание на высокие цены роуминговых услуг. В качестве сравнения брались тарифы в европейских государствах. В Евросоюзе действуют специальные директивы, которые устанавливают для сотовых операторов строгие ограничения на роуминговые расценки для абонентов. На территории ЕС цены на 50–70% ниже среднерыночных. Но применить подобную схему в СНГ пока невозможно. Стоимость звонков, сообщений и передачи данных в роуминге во многом зависит от цены, которую устанавливает оператор того государства, куда приехал украинский турист. Мобильные операторы — домашний и гостевой — подписывают двустороннее роуминговое соглашение. Поскольку европейские коллеги вынуждены работать по заниженным роуминговым расценкам, принудительно установленным Еврокомиссией для стран ЕС, они компенсируют потери за счет неевропейских направлений, к которым относится и Украина. В результате наш соотечественник в Испании платит за мобильную связь гораздо больше, чем немец или француз.
Компромиссные решения
С 2007 года операторы всех регионов мира значительно снизили цены на розничные услуги в роуминге
Отечественные операторы снижают тарифы на связь в роуминге. «Мы постоянно ведем переговоры по пересмотру условий с роуминг-партнерами, а их у нас более 450 в 200 странах мира, — говорит Святослав Горбань, директор по маркетингу МТС. — В результате за последние три года нам удалось существенно снизить цены для абонентов — в России и других странах СНГ, на которые приходится львиная доля трафика, а также в других регионах, популярных среди украинцев».
За последние полтора года тарифы МТС для стран СНГ и Грузии снизились на 60%, а объемы потребления услуг выросли на 15–25%. Возможность звонить на родину по более доступным тарифам появилась на основе альтернативных каналов. Компания запустила услугу «Бон Вояж» с единой стоимостью минуты — 5 грн, а весной этого года вывела на рынок собственную туристическую сим-карту. С ее помощью можно звонить из любой страны мира по цене от 3,57 грн за минуту без платы за входящие. В итоге компания увеличила использование услуг в роуминге. Абоненты «МТС Travel SIM» потребляют в 10 раз больше услуг, чем обычный абонент. «Мы используем разнообразные инструменты: снижаем базовые тарифы, предлагаем разные опции и пакеты услуг по заниженным ценам, используем альтернативные каналы и технологии, как в случае с «Бон Вояж», запускаем акции к туристическим сезонам, специальным событиям, таким как лондонская Олимпиада», — комментирует Святослав Горбань.
Так, во время проведения Олимпийских игр в Лондоне украинские абоненты получили возможность использовать услугу «Бон Вояж» по специальному тарифу: 5 грн за первую минуту звонка, а со второй по десятую минуту — бесплатно. В результате трафик в роуминге в Великобритании в июне–июле вырос в шесть раз. Кроме того, абоненты МТС бесплатно звонили в украинский центр поддержки из любого местного магазина Vodafone.
Тепло-холодно
В этом сезоне провести зимние отпуска за пределами Украины планирует четверть опрошенных граждан, данные справочной службы «123». Большинство из них поедут в теплые страны — Объединенные Арабские Эмираты, Египет, Таиланд. Этот тренд наблюдается на туристическом рынке Украины последние несколько лет и подтверждается статистикой услуг в роуминге. По данным МТС, в прошлом году (по сравнению с 2010-м) число пользователей компании, посетивших Индию, выросло на 20%, Шри-Ланку — на 25%, Иорданию — на 50%. Сейчас МТС активно готовится к следующему туристическому сезону. По статистике компании, количество украинцев, выезжающих за рубеж, растет. Это третье по популярности направление после СНГ и Европы среди абонентов оператора. «Именно на эти государства приходится большая часть звонков во время зимнего курортного сезона», — отмечают в МТС. Ориентируясь на такие изменения, оператор объявил о существенном снижении стоимости звонков в этих странах в 2,5 раза с 1 ноября. «Мобильная связь в Египте или ОАЭ для нашего абонента стала дешевле, чем для абонентов других украинских операторов, россиян и европейцев. К примеру, немец за услуги роуминга в Египте заплатит в дватри раза больше, чем наш абонент. Это ощутимая разница», — приводит пример Святослав Горбань. Кроме тарифов на звонки, на 40% снизилась стоимость SMS в рамках услуги «Бон Вояж» и на 50% подешевел мобильный интернет.
Все в сеть
За последние полтора года тарифы МТС для стран СНГ и Грузии снизились на 60%
В последнее время все больше отечественных туристов выходят в интернет, используя мобильную связь. «Больше всего денег наши абоненты по-прежнему тратят на звонки. В среднем на голосовую связь приходится 65% от всех затрат абонента в роуминге, на втором месте — SMS. Но в течение последних нескольких кварталов растет доля мобильного интернета, — рассказывает Святослав Горбань. — Многие украинцы пользуются смартфонами, что приводит к изменению потребительского поведения. Только за девять месяцев 2012 года доля передачи данных в счете среднего абонента возросла до 25% по сравнению с 21% в 2011-м. Мы сделали более доступными не только звонки и SMS, но и мобильный интернет в роуминге: теперь абоненты предоплаты могут заказать специальные интернет-пакеты и пользоваться мобильным интернетом от 1,5 грн за мегабайт».
Политика крупных мобильных операторов, направленная на снижение цен в роуминге, свидетельствует о достижении максимального предела доходной составляющей за счет расширения географии стран. Практически из любого уголка мира украинцы могут звонить домой, используя карточки отечественных мобильных операторов. Насыщение этого рынка изменило интересы компаний, которые делают ставку на стимулирование пользования услугами. Для абонентов это означает одно: большее количество минут разговора, SMS и объема данных за границей при тех же затратах.
Мировой рынок роуминга
По инициативе «МТС Украина», в конце ноября этого года в Киеве состоится встреча рабочей группы Ассоциации операторов сетей GSM.
По данным Ассоциации операторов сетей GSM, мировая ситуация в сфере роуминга характеризуется значительным снижением цен на все услуги и распространением инновационных моделей тарифов. Операторы всех регионов снизили цены на розничные услуги в роуминге на 82% начиная с 2007 года. Еще одной тенденцией на протяжении последних нескольких лет стало распространение роуминг-союзов, таких как Asia Pacific Mobile Alliance, Bridge Mobile Alliance, Starmap Mobile Alliance, Roaming Alianza Alliance. Партнерские сети предусматривают роуминговые соглашения, в соответствии с которыми снижаются роуминговые тарифы, в отдельных случаях дисконт достигает значительных величин по сравнению со средними рыночными ценами.
В некоторых регионах, где один оператор покрывает сетью сразу несколько стран, роуминговые тарифы достигли уровня внутренних. Например, мобильный оператор из Кувейта предлагает своим клиентам тарифы на роуминг в 21 стране Африки и Ближнего Востока, причем они равны по стоимости местным тарифам. Другие панафриканские операторы последовали этому примеру, чтобы поощрять использование роуминга. Удешевление должно привести к снижению количества приобретаемых туристами сим-карт местных операторов, что очень распространено в Африке и Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Операторы предлагают инновационные глобальные тарифы. Например, Vodafone ввел услуги «Vodafone-паспорт» и «Vodafone-путешественник», позволяющие клиентам звонить домой из других стран по домашним тарифам плюс плата за соединение.