Бізнес
Технології
Эрик Йоханниссон: в Швеции планшеты используют в основном дети
В эксклюзивном интервью Контракты.UA менеджер по тактическому маркетингу Ericsson Эрик Йоханниссон рассказал о том, что в Украине много гиков, о новых возможностях мобильных операторов, а также, почему планшеты не смогут заменить ноутбуки.
Если посмотреть на результаты опроса ConsumerLab, в Украине большой процент инноваторов, людей, которые могут дать новым технологиям развитие. Считаете, их потенциал ограничивается как несовершенными сетями, так и скромным рынком объемом потребительских устройств?
Эрик Йоханниссон: Да. По сравнению с другими рынками – Германией, Великобританией, Италией – в Украине доля инноваторов выше. Все дело в возрасте населения. В отличие от, например, Швеции в Украине население более молодое. Именно молодежь служит хорошим подспорьем для развития и продвижения новых технологий, сервисов, устройств и т.д.
Но помимо молодежи в Украине сформировалась достаточно большая группа инноваторов-профессионалов. Мы называем их «карьеристами». Это люди, которые умеют зарабатывать деньги. Профессионалы также могут оказать значительное влияние на продвижение той или иной технологии.
Но чтобы пользоваться определенной технологией, нужно устройство, – планшет, ноутбук или смартфон. Если сравнить Украину с другими странами, то здесь проникновение мобильных устройств ниже, чем в России или странах западной Европы. В Украине намного ниже процент желающих приобрести новое устройство, и намного хуже развита интернет-инфраструктура. И это не очень хороший признак.
Исследовали ли вы проникновение интернета в селах и небольших городах Украины?
Эрик Йоханниссон: Нет, мы сфокусировались на трех крупнейших городах – Киеве, Донецке и Львове. По сравнению с другими странами в Украине проникновение интернета в сельских местностях ниже, речь идет о передаче данных по фиксированным сетям, и использование различных технологий передачи данных в мобильной связи. Но в небольших городах процент молодого населения, которые относятся к инноваторам, ниже, а значит возможности населения и его потребности в таких услугах не такие высокие, как в городах.
Вам не кажется, что инноваций в современных смартфонах стало все меньше, что эра революции Apple в мобильных устройствах закончилась?
Эрик Йоханниссон: Кроме Apple на рынке присутствуют другие компании. Например, Samsung Electronics, а также множество азиатских производителей. Но сейчас сложно предсказать, какими будут устройства через несколько лет. Поэтому произойти может все что угодно. Основным поддерживающим фактором для развития и поддержания работы потребительских устройств остается инфраструктура. Если ее нет, то все прелести инновации в функциональности, возможностях устройства сойдут на нет.
Эрик Йоханниссон: в Украине сформировалась достаточно большая группа инноваторов-профессионалов
Расскажите о новых возможностях бизнеса мобильных операторов?
Эрик Йоханниссон: Они могут зарабатывать на пакетной передаче данных между потребителями, компаниями. Пользователи владеют различными видами устройств, каждый из которых удовлетворяет определенные нужды. Например, в США компании уже не разделяют абонентскую базу по людям, а считают по устройствам, сколько каждый из них приносит оператору доходов за месяц. Стираются границы между мобильными устройствами как таковыми, поскольку один человек может владеть несколькими девайсами. Сегодня даже телевизоры можно подключить к интернету.
На рынке существует много альтернативных технологий. К примеру, только 25% владельцев планшетов в Швеции подключены к мобильному интернету, большинство используют Wi-Fi связь, что означает упущенную возможность для операторов. Основное усилие, которое прикладывают операторы, – как монетизировать различные типы пользовательских устройств, которые находятся в одном домохозяйстве, а также как унифицировать свои услуги, чтобы они были доступны на любом из них.
Как монетизировать мобильный трафик?
Эрик Йоханниссон: Более 40% выручки операторов – доходы от передачи данных по мобильным каналам. Но они не должны ограничиваться предоставлением доступа в интернет, комбинируя его с различными типами сервисов и устройств. Это как подняться на одну ступень в развитии. Например, в Швеции местные сотовые предоставляют доступ к музыкальному сервису Spotify через мобильные сети. Конечно, многие операторы все еще завязаны на доступе, но есть и такие, которые им не ограничиваются, совмещая его с различными облачными сервисами.
Ощущают ли мобильные операторы психологическое давление со стороны крупных интернет-компаний, которым сейчас уделяется очень много внимания?
Эрик Йоханниссон: Да, сейчас все внимание сфокусировано на самих мобильных устройствах, на интернет-приложениях для iOS, Android. Это определенная проблема для мобильных операторов. Но они могут стать инновационными, если будут предлагать доступ к пакетам данных. На более развитых рынках существует тенденция увеличения качества сетей – скоростей, пропускной способности. На западе потребители знают, что такое хорошая производительность, а что такое – плохая. Есть те, кто готов платить больше за качество, и это хорошая возможность для операторов. В отличие от Украины, в Швеции, где есть LTE-сети, у потребителей выше требования к сетям.
Некоторые европейские компании ограничивают доступ к Skype с мобильных телефонов, считая бесплатный сервис конкурирующей технологией мобильной связи…
Эрик Йоханниссон: Да, в Швеции, например, некоторые пользователи интернета не могут использовать Skype. И это путь для дифференциации трафика. Например, можно продавать отдельным пакетом доступ к Facebook тем людям, которые используют только эту социальную сеть.
Могут ли планшеты заменить лэптопы, как в Швеции ноутбуки вытеснили десктопы?
Эрик Йоханниссон: Сомнительно, потому что у них различные функции. Лэптопы в основном используют дома или в офисе. Планшеты по функциональности приближаются к смартфонам, их проще носить с собой. Они предназначены в основном для запуска приложений. Вы ведь не будете смотреть на них фильм в отличие от ноутбука. «Таблетки» предполагают более «облегченную» интернет-активность. Ноутбуки больше подходят для «тяжелого» трафика – многопользовательские онлайн-игры, потоковое видео и так далее. Хотя для некоторых людей планшеты-гибриды (с пристегивающейся клавиатурой) могут заменить лэптопы. Планшет – скорее «семейное» устройство, а ноутбук – более персональное. Это значит, что одна семья может владеть 1-2 планшетами и одним лэптопом. В Швеции, например, планшеты используют в основном дети.
Что потребители хотят видеть в своих мобильных устройствах?
Эрик Йоханниссон: Сенсорное управление. Наличие большого количества приложений. Красивый внешний вид. Возможно, смартфоны будут еще более универсальными, функциональными. И самое главное – хорошая сбалансированная цена. Это очень важно, особенно для украинского рынка. В этом отношении большой потенциал у азиатских производителей – HTC, Samsung, Huawei, ZTE, которые выпускают неплохие смартфоны по приемлемым ценам. И это хорошая возможность для мобильных операторов, поскольку именно смартфоны способствуют росту мобильного трафика.