Бізнес
Технології
Попали в сеть. В интернет перетечет около 50% рекламы в печатных СМИ
Рекламные бюджеты украинских компаний на интернет- продвижение ежегодно растут на 50-100%. Интернет-холдинги пытаются увеличить свою долю на рынке онлайн-рекламы.
В конце сентября компания United Media Holding — собственник украинской ГК «Украинский Медиа Холдинг» — завершила сделку по покупке 32,5% ООО «Ай Юэй», которое владеет одним из наиболее посещаемых украинских сайтов I.ua. Новый актив стал 18-м интернет-ресурсом холдинга. I.ua, созданный в 2006 году, ежедневно посещают более 200 тыс. пользователей, сайт входит в Топ-10 самых посещаемых веб-порталов в Украине. С помощью I.ua новые собственники намерены войти в тройку ведущих интернет-холдингов Украины и увеличить долю на рынке интернет-рекламы до 15%. «Это логичный шаг Украинского Медиа Холдинга как одного из лидеров отечественного медиарынка, — комментирует сделку глава наблюдательного совета ООО «УКРНЕТ» Михаил Комиссарук. — Предполагаю, что УМХ будет стремиться приобрести контроль над этим ресурсом». Стоимость всего I.ua Комиссарук оценивает в $20-30 млн.
Как на дрожжах Динамика развития
украинского рынка интернет-рекламы
Сделка United Media Holding и Ай Юэй — очередной этап консолидации участников отечественного интернет-рынка. В июне этого года владельцы портала I.ua купили почтовый сервис еmail.ua. В сентябре украинский интернет-холдинг SmartyMedia (владеет ресурсами a.ua, banker.ua, join.ua, kinopark.net) сообщил о приобретении туристического портала tour.com.ua. В начале прошлого года медиахолдинг «Обозреватель» (ресурсы «Обозреватель», «ОБОЗ.ua», «Веселі Яйця» и др.) купил Украинский портал. По словам Михаила Комиссарука, владельцам УКРНЕТа также регулярно предлагают продать ресурс. Причем если еще пару лет назад за компанию предлагали $5 млн, то сейчас ее готовы купить за $100 млн и более. «Думаю, через несколько лет капитализация УКРНЕТа будет сопоставима со стоимостью ведущих телевизионных каналов», — уверен Комиссарук.
Бум сделок на отечественном интернет-рынке — закономерная тенденция. На фоне общего снижения затрат компаний на продвижение интернет остается самым быстрорастущим сегментом рекламного рынка в мире. Медиаагентство Carat прогнозирует, что по итогам 2008 года интернет, потеснив радио, станет третьим по популярности рекламоносителем в мире — после телевидения и печатных СМИ. Доля Всемирной сети в общих рекламных бюджетах вырастет до 8,6%, а радио упадет до 7,4%. Аналитики не исключают, что уже через пару лет в интернет перетечет около 50% рекламы в печатных СМИ. Проблемы с финансированием на фоне мирового кредитного кризиса заставляют рекламодателей сокращать бюджеты на продвижение и использовать более дешевые медианосители, которым и является интернет. Кроме дешевизны, у интернет-рекламы есть ряд других преимуществ: интерактивность, возможность управлять рекламной кампанией, ненавязчивость в случае с контекстной рекламой и пр.
«В Великобритании сеть вышла на третье место среди каналов коммуникации после ТВ и радио — в 2007 году сегмент занимал 19% общего рекламного рынка, — приводит пример бурного роста рынка онлайн-рекламы директор интернет-агентства «Эхо» Максим Макаренко. — Украинскому рынку тоже есть куда расти». По данным Всеукраинской рекламной коалиции, в прошлом году в Украине на онлайн-продвижение компании потратили только $12 млн — это чуть больше 1% всего медиарекламного сегмента. По популярности среди рекламодателей украинский интернет пока лишь на шестом месте — позади только реклама в кинотеатрах, телефонных справочниках и на электронных носителях в общественных местах (так называемая внутренняя реклама). Но спрос на интернет-рекламу в Украине стремительно растет — оборот увеличивается на 50-100% в год. Для сравнения: расходы на печатную и телевизионную рекламу ежегодно увеличиваются примерно на треть.
При этом у отечественной сети — огромный потенциал. По разным данным, сейчас интернетом пользуются только 10-20% украинцев. В развитых странах рост интернет-аудитории практически прекратился. Так, по данным Internet World Stats, в Нидерландах уровень проникновения интернета превысил 90%, в Норвегии этот показатель составил 87,7%, Канаде — 84,3%, тогда как в Украине — не более 22% (данные за июнь, 64-е место в мире). При этом популярность сети среди украинцев растет лавинообразно. Количество интернет-пользователей ежегодно росло на 30-50%, а за последний год в среднем на 10-15% в месяц. По разным оценкам, в интернет сейчас заходят от 5 млн до 10 млн украинцев, за 8 лет количество пользователей увеличилось почти в 500 раз. Однако для отечественного рекламного рынка пока не актуальна общемировая тенденция вытеснения интернетом радио, тем более печатной рекламы. «Это станет возможным через два-три года, когда проникновение сети в Украине перешагнет отметку в 25-30%», — считает Максим Макаренко. Крупные рекламодатели, продукция которых рассчитана на массового потребителя, не спешат вкладывать в онлайн-рекламу, поскольку интернет плохо охватывает регионы Украины. Почти 60% пользователей сети — жители столицы и Киевской области.
В ближайшие годы способствовать росту рынка интернет-рекламы в Украине будут операторы мобильной связи, активно развивающие интернет-направление своего бизнеса, — многие владельцы телефонов автоматически становятся пользователями сети. По прогнозу Максима Макаренко, рынок будет демонстрировать высокие темпы роста как минимум пять лет: «Когда в нашей стране интернетом будут пользоваться 45% населения, темпы роста упадут с нынешних 50-70% до 10-15% в год».
Приблизительно с 2010 года эксперты прогнозируют появление в Украине всех распространенных в мире форматов продажи интернет-рекламы. «Еще два года назад рекламодатель мог купить только недельное размещение в сети. В прошлом году у веб-издателей появилась возможность продавать рекламу с оплатой за тысячу показов. В 2008-м некоторые издатели уже анонсировали возможность покупки рекламы с оплатой за клик по баннеру. На очереди — популярная в Европе и США оплата за пришедших на сайт посетителей, совершенные на сайте действия и покупки», — предполагает Макаренко.
Украина-онлайн пока только 64-я. Рейтинг стран мира по
проникновению интернета, июнь-2008
С ростом онлайн-аудитории будет увеличиваться и число сделок в украинском интернете. Причем все больший интерес к УАнету будут проявлять иностранные инвесторы. Уже сегодня на отечественном рынке работают инвесторы из России, Польши, Голландии. Долю в украинском поисковике «Мета» приобрели россияне, тогда как польские инвесторы — в сервисе «Работа.ua». «Крупные игроки будут приобретать интересные проекты для усиления своих позиций на рынке, — прогнозирует Михаил Комиссарук. — Наиболее эффективными могут быть вертикально интегрированные интернет-холдинги, в состав которых входят не только веб-ресурсы, но и рекламные, а также PR-агентства. Рынок сформируется уже через три-четыре года».
Виртуальная торговля
Один из крупнейших в Германии операторов дистанционной торговли (по каталогам) Quelle в начале 2009 года откроет в Украине представительство и одноименный интернет-магазин, где можно будет купить одежду марок adidas, Esprit и Y.O.U. Онлайн-магазины компании Primondo, владеющей ресурсом Quelle, представлены в десяти странах Европы. В 2007 году выручка Primondo составила EUR2,88 млрд.
Запуск в Украине онлайн-магазинов крупнейших европейских операторов дистанционной торговли (с 2002 года здесь работает OTTO, с 2005-го — Neckermann) закономерен. Оборот украинского рынка интернет-продаж увеличивается в среднем на 60-80% в год. В отдельных товарных категориях рост достигает 150-200%. В 2007-м выручка онлайн-магазинов в стране составила $160-250 млн. К концу этого года, по прогнозам экспертов, оборот индустрии превысит $300 млн.