Колонки
Виталий Портников
А самолеты сами не летают: что стоит за банкротством компании Коломойского
Кризис Украинской авиационной группы, уже приведший к массовым задержкам и отменам рейсов компаний Игоря Коломойского по всему миру, породил огромное количество версий случившегося.
Одни наблюдатели усматривают в происходящем руку вездесущей «семьи» президента Виктора Януковича и считают, что отвечающему в «главном клане» страны за бизнес Александру Януковичу просто захотелось иметь в портфеле авиакомпанию. Другие уверены, что дело не в «семье», а в самом Игоре Коломойском – «олигарх», якобы получивший контроль над Международными авиалиниями Украины, решил избавиться от пассивов «Аэросвита», «Днепроавиа» и «Донбассавиа», оставив за новой игрушкой прибыльные направления. Третьи убеждают, что Коломойский «просто» проводит санацию «Аэросвита» и других своих компаний, затеяв искусственное банкротство. Но все эти объяснения находятся вне сути экономических проблем страны.
А суть – это монополизация рынка, столь же явственно заметная в авиаперевозках, как и во всех других отраслях. Причем эта монополизация – не просто результат картельного сговора группы предпринимателей, не пускающих на рынок конкурентов. Главный виновник монополизации – само государство, делающее все возможное, чтобы экономика Украины не развивалась. Потому что только в таких условиях безграмотные и коррумпированные чиновники этого государства могут сами становиться миллионерами и миллиардерами.
украинский и российский журналист, публицист, обозреватель, политолог.
Лауреат премии Союза Журналистов Украины «Золотое перо» (1989), номинировался также в категории «Журналист года» в ежегодном конкурсе «Человек года», проходящем в Украине.
Напомню, что Украина до сих пор не подписала соглашение об открытом небе, которое могло бы за несколько месяцев снять все наши проблемы с авиаперевозками и значительно понизить цены на билеты. В дни проведения европейского футбольного чемпионата тогдашний вице-премьер Борис Колесников, отвечавший за транспортный коллапс страны, заявил в одном из парадных телевизионных интервью, что Украина не подпишет этого соглашения вплоть до введения Европейским Союзом безвизового режима с нашей страной. Оппонируя чиновнику, я тогда заметил, что в этом тезисе нет никакой логики вообще. Главная проблема украинцев – не в получении виз, а в отсутствии дешевых билетов. Если вы можете дешево съездить из своего областного центра в посольство Киев (в случае, если в вашем городе нет консульства той или иной страны) и затем дешево купить билет на самолет – то у вас нет никаких проблем с перемещением. Но если билет до Киева дорог, а уж из Киева до любой европейской столицы стоит несусветных денег – то при чем же тут, в самом деле, виза?
Колесников и его адепты, конечно же, никак не отреагировали на это замечание. Вернее, отреагировали – с того времени меня просто перестали приглашать в студии контролируемых властью телеканалов. Но это мелочи. А не мелочи – то, что банкротство ведущего украинского авиаперевозчика уже состоялось, а соглашения об «открытом небе» как не было, так и нет. Есть только надежда на то, что Международные авиалинии Украины будут работать лучше. Но только вот почему? Ведь авиационная отрасль остается монополизированной – и какая разница кем.
Коллапс авиаперевозок – преддверие краха других монополизированных отраслей украинской экономики. Остается только надеяться – но это очень слабая надежда – что происшедшее на авиарынке может отрезвить большой украинский бизнес и заставить его понять, что отсутствие конкуренции приводит не только к большим прибылям, но и к большой деградации.
Оценка материала:
А самолеты сами не летают: что стоит за банкротством компании Коломойского Виталий Портников 15.01.2013