Бізнес
Технології
Где находится нофелет. Салоны мобильной связи меньше наживаются на покупателях
В 2008-м сети салонов мобильной связи сосредоточились на увеличении прибыльности торговых точек за счет закрытия отдельных магазинов. Украинские ретейлеры продавать бизнес не планируют.
В конце сентября инвестиционная компания ANN, принадлежащая Александру Мамуту, купила российскую сеть салонов мобильной связи «Евросеть» у совладельцев компании Евгения Чичваркина и Тимура Артемьева за $400 млн без учета долга. Одна из самых громких сделок года ознаменовала собой открытие в России сезона продаж других «мобильных» ретейлеров: продано 25% «Цифрограда», выставлен на продажу «Связной».
Украинские аналитики пока не прогнозируют всплеска M&A сделок на местном рынке магазинов по продаже мобильных телефонов. Последняя подобная сделка состоялась в начале 2007-го — объединение сетей «Мобилочка» и «Астел». «Укрупнение, продажа или поглощение игроков произойдет не ранее, чем через три года», — прогнозирует Александр Соколов, начальник аналитического департамента компании Pro-Consulting, объясняя это тем, что у отечественных сетей, в отличие от российских, еще есть потенциал для роста. В прошлом году доля десяти крупнейших продавцов мобильных телефонов в украинских продажах достигла 20%, к концу 2008-го этот показатель достигнет 25%. К примеру, доля Евросети на российском рынке мобильных телефонов превышает 40%.
Основная причина продаж российских сетей — падение рентабельности до 1-2%. В Украине маржа салонов мобильной связи постепенно снижается, но в отличие от России пока не достигла критического уровня. Еще несколько лет назад рентабельность бизнеса достигала 10-15%, сейчас — 5-10%, отмечает Александр Соколов.
Тем не менее повод для тревоги у украинских ретейлеров есть. В 2008-м крупные игроки менее активно открывали новые магазины и даже закрывали нерентабельные торговые точки. К примеру, общее количество салонов Евросети в Украине за полтора года сократилось с 550 до 420 в сентябре 2008-го. «Компания немного скорректировала стратегию развития в соответствии с меняющимися условиями рынка. В частности, с 2007 года основным приоритетом развития Евросети стало не количество салонов, а повышение их рентабельности. Поэтому компания закрыла убыточные точки, вместе с тем прибыльные магазины сети увеличили продажи. Это естественный процесс развития практически всех крупных розничных сетей, — объясняет PR-менеджер украинского филиала компании «Евросеть» Александр Мельничук. — Несмотря на то что общее количество салонов сети уменьшилось на 130 точек, компания не сократила свою долю ни в одном из регионов присутствия и планирует ее увеличивать».
Снижение прибыльности салонов сотовой связи в основном происходит за счет стремительно дорожающей аренды торговых площадей. Последние несколько лет ставки растут на 20-60% ежегодно. Так, годовая аренда квадратного метра помещения под магазин на Крещатике превышает $3 тыс. В киевских торговых центрах ставки колеблются в пределах $1,2-3 тыс. за кв. м в год. В целом по Украине арендовать помещение можно в среднем за $600 в год за один квадрат.
Поскольку сети расширяются в основном за счет арендованных помещений, рост ставок болезненно отображается на показателях рентабельности «мобильных» рейтелеров: аренда может съедать до 60% годовой прибыли магазинов на центральных улицах города, констатируют эксперты. «К сожалению, процесс консолидации рынка идет более медленно, чем прогнозировалось, — отмечает Александр Мельничук. — Среди основных причин можно назвать снижение уровня рентабельности бизнеса и нестабильность на рынке недвижимости. Последний фактор привел к увеличению арендных ставок, что резко затормозило интенсивное развитие ретейла».
Украинцы предпочитают «мобильную
середину» Доли ценовых сегментов рынка мобильных телефонов в
Украине, I полугодие 2008 г., шт.
На показатели рентабельности крупных сетей негативно повлияло и падение продаж сотовых телефонов. По данным Unitrade Group, в прошлом году украинцы приобрели 8,5 млн мобильных терминалов — на 14,5% меньше, чем в 2006-м. Аналитики Евросети подсчитали, что в I полугодии 2008-го в нашей стране продано мобильных телефонов на $300 млн меньше, чем двумя годами ранее за тот же период. «Рынок розничных продаж мобильных телефонов в Украине в настоящий момент достиг насыщения, а ожидаемый объем продаж к концу года может снизиться до 8-9 млн устройств. Текущая динамика рынка отражает степень проникновения мобильной связи в Украине и степень насыщенности рынка мобильными телефонами. В то же время она не является негативной для развития крупных сетей магазинов, специализирующихся на мобильных телефонах, а также сохранения роста их рентабельности, поскольку средняя стоимость реализованных телефонов растет», — оптимистичен Александр Мельничук.
Пока украинские ретейлеры пытаются увеличить обороты за счет расширения ассортимента продаж и закрытия нерентабельных точек. «Потенциал роста объемов продаж крупных торговых сетей сохраняется — они вполне могут увеличить свою рыночную долю за счет вытеснения с рынка базарных торговцев. Рост конкурентоспособности сетевых магазинов достигается за счет предложения широкого модельного ряда, предоставления гарантий и дополнительных услуг, а также увеличения присутствия в регионах», — резюмирует Мельничук.
Паспорт рынка
В I полугодии 2008-го в Украине продано 4,28 млн мобильных телефонов на $811 млн: по сравнению с аналогичным показателем прошлого года на 6% меньше в количественном выражении и на 3% — в денежном. Последние три года продажи мобилок падают. По данным Unitrade Group, в 2006-м в Украине было приобретено 10 млн трубок на $1,53 млрд, в прошлом году — 8,5 млн на $1,48 млрд. Тенденция падения сохранится и в этом году: будет продано 7,7 млн терминалов на $1,42 млрд. Основная причина сокращения объемов продаж — насыщение рынка. Доля реплейсмента в суммарных продажах мобильных телефонов в Украине в I полугодии 2008 году составила 76,2%.
Однако объемы продаж крупных сетей в денежном выражении продолжают расти из-за увеличения средней стоимости мобильных телефонов и замещения менее дорогих аппаратов более дорогими, констатируют аналитики Евросети. К примеру, средняя стоимость телефона в I полугодии 2007-го выросла на 11%, составив $182.
Оценка материала:
Где находится нофелет. Салоны мобильной связи меньше наживаются на покупателях20.10.2008