Колонки
Владимир Золотoрев
И все на выборы
На днях наткнулся в интернетах на историю, которая поразила меня своим неожиданным финалом. История эта о том, как человек вызывал другому человеку «скорую помощь» на улице поздно вечером.
Понятное дело, дозвониться было невозможно, потом «помощь» долго не ехала, потом врачи и санитары срывали на пострадавшем и его спасителе накопившиеся за день эмоции... В общем, сюжет знакомый и даже типичный, но поскольку рассказан очевидцем и человеком неравнодушным — берет за душу. Поразивший же меня финал состоит в том, что рассказчик принимает решение «идти во власть», ибо больше нет сил терпеть...
За долгие околополитические годы я повидал множество людей, «ушедших во власть». Никто из них не вернулся. Точнее, они превратились в начальство - субъектов, которые научились на самые простые вопросы отвечать «ну, вы знаете, это вопрос экуменического толка». Но мы сейчас не об этом. Мы о том, как прекрасно работает система. Даже так — Система. Производства и сохранения начальства.
Давайте представим, что речь в нашей истории идет не о такой драматичной вещи, как «скорая помощь», где эмоции могут помешать осознать реальность. Давайте перенесем весь сюжет в рамки, например, функционирования хлебобулочной промышленности. Некто оказывается в городе, где не производят, скажем, венских булочек. Совсем. Этот человек, привыкший к тонким радостям венской булки, испытывает страшный дискомфорт. Поэтому он пишет гневный пост в своем блоге, в котором громко и открыто говорит о том, что он принимает непростое решение баллотироваться в депутаты. Венским булкам — быть!
гражданская специальность – радиоинженер. Военная – специалист по противоракетной обороне. В 93-м поневоле стал журналистом. Свою работу называет не «аналитикой», а «синтетикой». Считает, что человечеству срочно необходимы две вещи – аналоговый компьютер и эволюционная теория Бога.
Нам с вами такое поведение покажется странным. Мы знаем, что если где-то нет венских булок, то это хороший повод начать производить их самому и заработать на тех, кто к ним неравнодушен. Или рассказать об этом тем, кто сможет это сделать. Однако, скажем, для жителей Советского Союза в этой истории не будет ничего удивительного. Кроме некоторых деталей о выборах и тому подобных демократических глупостях. Жители Советского Союза знают, что решение о производстве венских булочек, как и всего остального, принимает начальство.
Украина и другие страны отличаются от Советского Союза двумя вещами. Во-первых, это объем того, что производится по решению начальства и под его контролем. Стать депутатом ради венских булок выглядит для нас смешно. Сделать то же самое для производства услуг «скорой помощи» выглядит героически. Однако, на самом деле, ни для производства венских булочек, ни для производства «скорой помощи» начальство не нужно. Оно вообще не нужно в процессе взаимодействия производителя и потребителя. Чего бы то ни было.
В этом моменте и состоит второе отличие. В Советском Союзе начальство решало все и за всех и никого ни о чем не спрашивало. Простой человек никак не мог повлиять на свое начальство. Поэтому Советский Союз закончился. Система оказалась нерабочей.
Рабочей оказалась другая система. Точнее — Система. В ней никому не нужно промывать мозги на партсобраниях, напротив, сознательные граждане сами добровольно, за свои деньги и со всех ног регулярно заботятся о том, чтобы начальство никуда не исчезло, и желательно — преумножалось и процветало. Курят в подъезде — все на выборы! Побили менты — все на выборы! Кран течет — все на выборы! Начальников можно выбирать. Начальником можно стать самому.
Начальники могут меняться. Но начальство останется всегда. Хотя, ни для венских булок, ни скорой помощи оно совсем не нужно.