Бізнес
Економіка
Туризм отдыхает. Турфирмы уже работают в минус
Массового падения спроса на туристические услуги пока не наблюдается, но все експерты сходятся в одном: в 2009-м не избежать оттока туристов.
Туристическому бизнесу в последнее десятилетие явно не везет. Только придя в себя от теракта в США в 2001 году и эпидемии атипичной пневмонии и птичьего гриппа в 2002–2003 гг., мировая туристическая отрасль в последние пять лет ежегодно росла на 3–4%. Но в 2009-м у туристического бизнеса снова возникнут проблемы: в этот раз отрасль подкосит глобальный финансовый кризис. В следующем году оборот рынка увеличится в лучшем случае на 0,5%, прогнозируют во Всемирном совете по туризму и путешествиям (WTTC). Хотя еще в середине текущего года эксперты WTTC предрекали, что глобальная туристическая индустрия вырастет на 4,5%. «Чудеса, конечно, возможны, — говорит глава Совета Жан Клод Баумгартен. — Но в глобальном характере нынешнего кризиса трудно обмануться, как и в том, что он серьезно затронет туризм».
Падение спроса на организованный отдых и увеличение затрат туроператоров уже привело к банкротству нескольких крупных туристических компаний в мире. В сентябре о прекращении работы объявил третий по величине национальный туроператор Великобритании — компания XL Leisure Group. Около 85 тысяч клиентов турфирмы не смогли вовремя вернуться домой с курортов или остались без отдыха по уже оплаченным турам. «Туристический бизнес не застрахован от внезапных скачков цен, в частности на топливо, — отметил исполнительный директор фирмы Фил Уятт. — В результате размер наших убытков составил $80 млн, а 1700 служащих компании остались без работы». Чуть позже стало известно о банкротстве еще одной британской компании — K&S Travel, известной также как Travel Turkey.
По-английски с туристического рынка ушел и российский представитель британской туркомпании Libra Holidays: не получившие оплаченные услуги туристы вынуждены были обращаться за компенсацией в страховую компанию. Еще летом закрылась турецко-австрийская компания Vasco, а вслед за ней и ее российская «дочка» Детур, в результате чего турецкие отели отказывались без доплаты заселять и выселять клиентов этого туроператора.
Файна Юкрайна
Украинские туркомпании начали испытывать сложности в октябре, когда резко дорожали доллар и евро. «Мы теряем деньги на курсовой разнице, — сетует Татьяна Шестопалова, директор по рекламе и маркетингу ТФ «САМ». — Вечером продаем тур клиенту по одному курсу, а утром перечисляем деньги партнерам уже по другому, более высокому. В результате работаем в ноль». Единственное исключение — компании, принимающие в Украине иностранцев. «Фирмы, работающие на въезд, выигрывают, когда гривня девальвирует, — объясняет исполнительный директор компании «Олимп Тревел» Ладислав Форнвальд. — Мы расплачиваемся с украинскими поставщиками услуг (гостиницы, транспорт. — Прим. Контрактов) в гривнях. Зарубежным партнерам продаем продукт в долларах. Если курс доллара падает — мы теряем деньги, если растет, как сейчас, — зарабатываем больше». В условиях дешевой нацвалюты Украина становится более привлекательной для иностранных туристов. «На объем въездного турпотока в конкретную страну влияют местные курсы валют, — продолжает Ладислав Форнвальд. — К примеру, если в Европе курс доллара падает, а евро растет — американцам невыгодно ехать в Старый Свет. Когда в 2005 году доллар в Украине подешевел, это заметно ударило по турпотоку в нашу страну из США. В октябре американская валюта в Украине резко подорожала, поэтому пока оттока иностранных туристов я не наблюдаю. Но если в мире будут продолжаться массовые увольнения — его не избежать».
А вот на выездной поток дешевая национальная валюта влияет только отрицательно. Почти все опрошенные Контрактами эксперты констатировали, что в октябре наметилась тенденция падения спроса на заграничные туры. По словам замдиректора компании «АВН» Ольги Чтенцовой, в октябре количество клиентов агентства снизилось на 40–50% по сравнению с сентябрем. «Зимние программы стоят. В прошлом году в это время уже было продано около 50% туров, сейчас не более 15–20%», — отметила Чтенцова.
Директор туристической компании «Гамалия» Игорь Голубаха подтвердил, что в межсезонье начался отток туристов, но пока небольшой: «Сегодня на отдых уезжают на 5–10% меньше украинских туристов, чем год назад. Но если говорить о новогодних праздниках, то пугающих тенденций нет. Продажи не так активны, как в прошлом году, но заявки поступают».
«В этом году продажи новогодних туров стартовали у нас очень рано: уже в сентябре–октябре клиенты начали интересоваться зимними программами, — говорит Татьяна Шестопалова. — Огромным успехом по-прежнему пользуется Египет, хотя с середины сентября цены на это направление выросли на 15–25%. Мы даже ввели дополнительные рейсы в Страну пирамид».
Олег Савран, директор компании «Авиаль-Тур», подтверждает, что с точки зрения спроса ситуация на рынке более-менее устойчивая. «Новый год — важный праздник для украинцев, поэтому его часто планируют заранее, иной раз туры выкупают за полгода, — рассказывает Савран. — Когда люди начали планировать зимний отдых, мировой кризис нас еще не коснулся. Так что мест в пятизвездочных отелях уже не достать — все занято». По его наблюдениям, пока финансовые проблемы коснулись только тех, у кого есть свой бизнес, большие финансовые ресурсы. Массовых увольнений менеджеров среднего звена еще не наблюдается, а именно они являются основными клиентами турфирм. Поэтому тенденция сокращения персонала в украинских компаниях на турбизнесе пока существенно не отразилась.
Тише едем
До конца этого года украинский туристический рынок доживет без больших потерь, хотя в оценке денежной емкости мнения его участников разделились. Ряд экспертов уверены, что к 2009 году оборот индустрии перешагнет отметку в $2 млрд, тогда как по итогам прошлого года, по разным оценкам, он составил $1,1–1,4 млрд. Другие придерживаются мнения, что объем рынка сохранится на уровне прошлого года. «С начала января на 25–30% повысились цены на гостиницы, на 250% за последние три года подорожали авиабилеты. Рост цен на туруслуги будет компенсировать падение спроса, и к концу этого года оборот украинского рынка в деньгах выйдет на показатель 2007-го», — считает Игорь Голубаха.
Прогнозировать обороты рынка на следующий год не берется ни один оператор, но все сходятся в одном: в 2009-м не избежать оттока туристов. «Сейчас туристы массово не отказываются от поездок, но такие случаи уже есть, — говорит Олег Савран. — Просто волна отказов от туров еще не дошла до Украины. Но финансовая ситуация в стране повлияет на турбизнес однозначно, потому что отдых не является первостепенным, а значит, они будут экономить в том числе и на нем».
В первую очередь финансовые проблемы возникнут у небольших агентств и операторов. «С одной стороны, таким компаниям проще пережить финансовые трудности — они не формируют большие группы туристов и несут меньше ответственности перед клиентами. А крупные компании, набравшие много чартеров, действительно могут влететь в копеечку, — рассуждает генеральный директор туристической фирмы «Феерия» Игорь Захаренко. — Но с другой — туристы будут выбирать более надежные фирмы, которые у всех на слуху. Поэтому, думаю, в конечном счете больше пострадают маленькие агентства. Сейчас самое время таким компаниям объединяться в более сильные структуры».
Директор по рекламе и маркетингу туркомпании «Артекс» Ольга Грановская соглашается с коллегой, добавляя, что таким образом произойдет чистка украинского турбизнеса. «Сейчас на рынке очень много непрофессиональных небольших туркомпаний, которые подрывают авторитет индустрии в целом, — говорит Грановская. — Многие из них демпингуют, пытаясь привлечь клиента любым способом. Они изначально работают в минус. В сегодняшних условиях им не выжить».
Финансовый кризис в первую очередь ударит по сегменту деловых поездок, считают эксперты. «Деловые поездки планируются заранее — за три месяца, за полгода, год. Поэтому пока этот сегмент стабилен, — утверждает Олег Савран, вице-президент Ассоциации делового туризма. — Но в следующем году однозначно будет спад туристической активности бизнесменов. Рассчитывая планы на следующий год, предприятия будут урезать бюджеты на поездки».
Компании пока не подтверждают возможное сокращение подобных затрат. «Сотрудники киевского офиса регулярно ездят в командировки в регионы Украины и в другие страны, — отметила Оксана Соловей, координатор по маркетинговым коммуникациям компании «Ксерокс Украина». — Это необходимо для эффективной работы компании и решения бизнес-вопросов». Директор PR-агентства NobletMedia CIS Евгения Панкратьева заверила, что урезать бюджеты на поездки компания не планирует: «Дешевых вариантов мы не ищем, так как собственные нервы важнее сэкономленных денег». А вот Лидия Надыч-Петренко из компании JTI не настолько категорична: «О чем-то судить еще рано. Мы не знаем, как будет развиваться мировой кризис и как он отразится на рынках товаров и услуг».
ЭКСПЕРТиза
Ольга ЧТЕНЦОВА,
заместитель директора
туристической компании «АВН»
— Из-за неуверенности в своем будущем люди не спешат приобретать туры. Также сказалось повышение курсов евро и доллара: поскольку цены представлены в валюте, стоимость путевок в гривне повысилась. Больше всего подорожание коснулось туров в те страны, которые работают с долларом. В первую очередь это Египет, государства Юго-Восточной Азии, Северо-Американский континент.
Какие будут цены в следующем году, сейчас прогнозировать сложно. Все зависит от ситуации на валютном рынке, а также политического и экономического положения в стране. Думаю, спрос на массовые туры несколько упадет, но не глобально. Даже сегодня сложно найти горящую путевку, например, в Египет.
Ольга ГРАНОВСКАЯ,
директор по рекламе и
маркетингу туркомпании «Артекс»
— Туристический бизнес зависит от платежеспособности его потребителей, поэтому то, что сейчас происходит в мире и Украине, бьет и по туроператорам, и по турагентствам. Для многих компаний в октябре был полный штиль. Сейчас шок у людей постепенно проходит, работа восстанавливается. Среди клиентов туркомпаний произошла своего рода ротация. Те, кто собирался поехать заграницу, забрали документы, а те, кто не планировал отдых, бронируют туры. К чему все это приведет, пока неясно. Можно сказать одно: когда в стране нет стабильности, количество заказов заметно сокращается. В Украине резкий спад начался в октябре. Если ситуация в стране не стабилизируется, то количество заказов продолжит сокращаться.
Игорь ЗАХАРЕНКО,
гендиректор туристической фирмы «Феерия»
— В прошлом году число наших клиентов увеличилось вдвое, в 2008-м — только на 20%. Но мы укрупняемся, открываем новые направления, программы, поэтому прежнего роста количества туристов у нас уже не может быть по определению. Звонков стало меньше. Но мы выставили больше счетов — значит, было меньше холостых обращений. Группы набираются, хотя и не так быстро, как год назад. Одни новогодние туры раскуплены на 50%, другие — даже чуть больше, показатель обычный для нас. Уже покупают путевки на апрель, май. Украинцы забрали из банков 15 миллиардов гривен — смею полагать, что часть этих денег будет потрачена на отдых и путешествия. Поэтому мы ожидаем, что и в следующем году спрос на наши туры вырастет как минимум на 50%.