Політика
Україна
Премьер познается в сравнении. Тимошенко vs Янукович
Как Кабмины Тимошенко и Януковича регулировали экономику в 2005-2007гг. Мы сравнили их управленческие решения по крупному, среднему и малому бизнесу.
Крупный бизнес
СЭЗ и ТПР
Правительство
Тимошенко (4 февраля — 8 сентября 2005г.)
25 марта в процессе принятия изменений к госбюджету-2005 из
законов о спецрежимах изымают нормы о фискальных и других льготах, которыми
пользуются более 500 субъектов СЭЗ и ТПР. Цель — ликвидировать оптимизационные
схемы и предотвратить контрабанду. По оценкам Минфина, в 1998-2005 гг. органы
управления спецзон (работающие в связке с местными администрациями)
предоставили бизнесу льгот на сумму порядка 8,4 млрд грн (72% по таможенным
пошлинам и НДС при импорте).
Правительство
Януковича
Кабмин Януковича планировал освободить инвестиционный импорт в спецзоны от пошлин, а также разрешил
использование векселей, позволяющих до 90 дней отсрочить уплату пошлин и НДС
при импорте сырья. Преференции даны лишь фирмам, проекты
которых одобрил Минэкономики.
Дотации и точечные
преференции
Правительство
Тимошенко
Изменения к госбюджету-2005 ликвидируют ряд отраслевых
налоговых льгот. В частности, начинают платить НДС технопарки, судостроители и
т. д. Ликвидация точечных льгот (с учетом СЭЗ и ТПР) позволяет привлечь в
госбюджет около 33 млрд грн.
В мае с целью стабилизировать цены на рынке нефтепродуктов Кабмин инициирует принятие закона, освобождающего импортеров энергоресурсов от уплаты таможенных пошлин и НДС. Решение наносит серьезный удар по нефтеперерабатывающей отрасли.
В августе 2005 г., выравнивая затраты предприятий на электроэнергию, Кабмин откажется от предоставления точечных преференций и установит два вида тарифов — в зависимости от типа ЛЭП (мощностью до 35 кВт и свыше 35 кВт). В восточных областях страны, где стоят высоковольтные ЛЭП, цены вырастут почти на 50%.
Правительство
Януковича
На
прямую поддержку АПК в 2007 г. Кабмин Януковича планировал потратить 6,2 млрд грн, а на
финансирование углепрома — 5 млрд грн.
Курсовая политика
Правительство
Тимошенко
21 апреля 2005 г. НБУ резко ревальвирует гривню, укрепляя ее
курс по отношению к доллару США на 14 копеек — до 5,05 грн/$. Причина —
опосредованное давление на Нацбанк руководства Кабмина, обеспокоенного
повышением цен в Украине на продукты питания и энергоносители. Премьер открыто
говорит о ревальвации как об инструменте борьбы с инфляцией. Импортеры на
некоторое время придерживают цены. Конкурентоспособность украинского экспорта,
по оценкам Арсения Яценюка, ухудшается на 15%.
Правительство
Януковича
«Удержание курса на прежнем уровне вредит экономике,
становится причиной негативного торгового сальдо», — сделал резкий выпад в
адрес НБУ Николай Азаров сразу после назначения Кабмина. Однако повышение цен
на нефть и газ, импортируемый в Украину, сделало невыгодной девальвацию гривни даже для экспортеров, чья
рентабельность напрямую зависит от уровня цен на энергоресурсы.
Возмещение НДС
Правительство
Тимошенко
Весной 2005 г. Кабмин Тимошенко обнаруживает, что якобы
решенная проблема возмещения НДС (по официальным данным, к 1 января 2005 г.
государство полностью рассчиталось с плательщиками) в действительности не
решена. Председатель ГНАУ Александр Киреев утверждает, что к нему выстроилась
очередь представителей крупного бизнеса, подавших заявки на возмещение НДС
«живыми» деньгами (а не облигациями, зачетами в счет платежей будущих периодов
и прочими инструментами старой власти). К июню 2005 г. задолженность
государства по возмещению НДС достигает угрожающей отметки — 3,1 млрд грн
(общий план возмещения — 13,3 млрд грн). Минфин и ГНАУ инициируют введение
специального реестра налоговых накладных. Безуспешно.
Правительство
Януковича
Сразу же после назначения правительства первый вице-премьер
и министр финансов Николай Азаров объявляет о приостановлении возмещения НДС,
так как «оно осуществляется по фиктивным и элементарным схемам». Экс-министр
финансов Виктор Пинзеник обвиняет правительство в избирательном подходе к
возмещению НДС, мол, за последние два месяца план по Донецкой области выполняют
на 182%, а по Киеву — на 16%. По информации Анатолия Кинаха, за
своевременное возмещение НДС столичные чиновники требуют до 30% отката. С целью
улучшения администрирования НДС Кабмин предлагает обязать плательщиков
предоставлять налоговой, помимо отчетности, расшифровки «о движении средств в
разрезе контрагентов» (законопроект о госбюджете на 2007 год).
Средний бизнес
Система госзакупок
Правительство
Тимошенко
В апреле 2005 года постановлением Кабмина приостановлено
действие закона о госзакупках (до его изменения). Таким образом Юлия Тимошенко
замыкает на себе все тендерные потоки свыше 500 тыс. грн. Обоснование
инициативы — уничтожение коррупционных схем. Цена вопроса — более 20 млрд грн в
год. Законодательные изменения, принятые в июне, лишь усугубляют ситуацию. При
попустительстве Кабмина депутаты наделяют общественную организацию правом
делать выводы о возможности проведения закупок у одного участника.
Правительство
Януковича
Экс-министр экономики Владимир Макуха объявляет о готовности
Кабмина «менять систему». В частности, «исключить выполнение административных
функций общественной организацией» и «серьезно откорректировать законодательное
поле, позволяющее отдельным структурам зарабатывать немалые деньги на
размещении тендерных объявлений и предоставлении консалтинговых услуг». Шансы
Кабмина реформировать систему г-н Макуха оценивает нетривиально: «Не знаю, что
из всего этого выйдет».
Малый бизнес
Разрешительная
система
Правительство
Тимошенко
В марте 2006 вступил в силу закон, обязывающий райадминистрации
регистрировать юрлиц и ЧП по принципу «единого окна». Ссылаясь на отсутствие
объективных условий для реализации инициативы (прежде всего — ПО), МВД,
налоговая, соцфонды саботируют выполнение закона.
Кабмин инициирует нормативную гильотину — Закон «О разрешительной системе в сфере хозяйственного управления», который прекращает действие нормативных актов (преимущественно местных органов власти), не соответствующих действующим законам. КПД инициативы до сих пор неизвестен.
Правительство
Януковича
Инициативы неизвестны.
Единый налог
Правительство
Тимошенко
Нормы закона о внесении изменений в госбюджет-2005
корректируют президентский Указ, создавший в 1998 г. упрощенную систему
налогообложения. В частности, физлиц и юрлиц с годовым оборотом свыше 300 тыс.
грн предполагалось сделать плательщиками НДС, а торговцев медикаментами,
юрисконсультов, аудиторов, риэлтеров и др. перевести на общую систему
налогообложения. Однако уже в июле 2005 года данные инициативы были
пересмотрены. В результате упрощенная система налогообложения не пострадала.
Ставку фиксированного налога (для физлиц) снижают с 280 до 200 грн в месяц.
Правительство
Януковича
Председатель ГНАУ Анатолий Брезвин заявляет о намерениях
правительства перевести всех субъектов хозяйствования на общую систему
налогообложения с 1 января 2009 г. Председатель Совета предпринимателей при
Кабмине Ксения Ляпина обещает сделать все возможное, чтобы правительственное
распоряжение, адресованное Минфину (разработать новый проект об упрощенной
системе до 1 января 2007 г.), было отложено в долгий ящик.