Юлия Тимошенко дала первое интервью более чем за полгода, и, возможно, последнее перед вывозом ее на лечение за границу. Она озвучила несколько тезисов, которые могут иметь значение для будущего Украины в ближайшие полтора года. Контракты проанализировали пять основных пунктов из интервью лидера оппозиции.
Газовое соглашение 2009 года открыло Украине путь к энергетической независимости
…Лишь переход на рыночные цены освободил нас от газового рабства.
Нужно не дешевый газ выпрашивать, а наконец, модернизировать страну...
Рыночная цена на газ - это жесткое принуждение к модернизации страны...
Я считаю, что сокращение больше чем вдвое объема потребления российского газа за последние три года, увеличение вдвое стоимости транзита, организация реверсивных поставок природного газа из стран ЕС, начало добычи сланцевого газа, проектирования LNG- терминала и другие полезные дела - все это позитивные последствия работы газовых соглашений, подписанных в 2009-ом году.
Я считаю, что до 2020-го года Украина может практически прекратить потребление российского газа...
Если бы не газовое соглашение 2009-го года, Украина еще десятки и десятки лет была бы газовым «наркоманом» и получала бы дешевый газ в обмен на бесконечные политические ультиматумы амбициозного соседа.
Пожалуй, наиболее спорные и противоречивые утверждения Тимошенко. Экс-премьер приписывает себе жертвенную миссию подписания договора 2009 года, который, дескать, и вынудил Украину начать путь к энергетической независимости. То есть, если провести аналогию с медициной, сделала украинской экономике («газовой наркоманке», по терминологии Тимошенко) прививку рыночными ценами, дабы та начала мучиться, после чего неуверенно, с рецидивами, и с помощью одновременного принятия целого ряда лекарств выздоравливать, слезая с той самой «газовой иглы». Получается, что таким образом Тимошенко хотела стимулировать олигархов к модернизации. Только вот сообщала она им, а заодно и народу Украины, о своих далеко идущих планах в январе 2009-го? Увы, попытка Юлии Владимировны представить свое соглашение с Путиным именно таким образом выглядит наименее убедительно во всем ее интервью.
Использованы материалы издания «Украинская правда»